Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения "Жизнь и подвиг М.Маметовой" 4 класс

Урок литературного чтения "Жизнь и подвиг М.Маметовой" 4 класс

hello_html_m7c91cd2.gifhello_html_3c6c8f40.gifhello_html_443c0ba6.gifhello_html_6bf663f5.gifhello_html_m5eb6ecb0.gifhello_html_m132ccc83.gifhello_html_m7571b806.gifhello_html_m5cf33293.gifhello_html_fe45f40.gifhello_html_29270a5b.gifУрок литературы в 3 классе

Учитель: Чура Е.Л.

Наименование учреждения : СОШ № 82

Тема: Жизнь и подвиг Маншук Маметовой

Цель: Научить ребят разным видам работы с текстом

Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением «Маншук Маметова», продолжить обучение работы с текстом.

2. Развивать речь, пополнять словарный запас, внимательность, навыки самостоятельной работы с текстом, развивать навыки и умения анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать патриотическое чувство к Родине, к погибшим героям войны; на жизненных примерах воспитывать в себе смелость, решительность, чуткость, неравнодушие.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

- Он не вернулся из боя…

Солдаты – герои войны.

- А кто такой герой, ребята?

- Назовите героев, которых вы знаете? (Алия Молдагулова, Нуркен Абдиров…)

- Это герои – казахстанцы. Мы знаем несколько имен, но их очень много. В эти дни, накануне праздника Победы в Великой Отечественной войне, мы вспоминаем их имена… Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступал в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.

Родина!

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина

Тихо сказала: «Вставай на помощь?»

Родина!

- Эти люди обладали разными качествами. Они были смелыми, решительными. Несмотря на то, что они участвовали в боях, по своему характеру, они были добрыми людьми, т.к. защищали свою семью, свою землю, свою Родину. Подберите смысловые ассоциации к словам Добро. Доброта



любовь красота душевность


жизнь смех

добро

доброта

счастье улыбка


ласка тепло


отзывчивость

- Давайте и мы будем внимательны друг к другу, будем учиться делать добро и быть добрыми , любить свою Родину.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Саги Жиенбаева «Алия»

3.Работа над новым материалом.

- Знаете ли вы, что еще одна дочь казахских степей была участницей Великой Отечественной войны? Назовите ее имя.

- Что вы о ней знаете?

- Что хотели бы узнать? (Запись вопросов на доске)

4. Работа с текстом.

- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать с текстом с карандашом, при помощи помет: то, что вам известно – отметить «+», а то, что неизвестно – «-».

5. Самостоятельная работа.

(частично-поисковая работа)

6.Беседа по прочитанному.

- Что нового вы узнали о Маншук из прочитанного текста?

Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске

7. Словарная работа.

Жалмазум

Артиллерия

- Объясните значение этих слов.

8.Физминутка. «Военный марш»

9. Работа над новым материалом.

а) Определение темы и идеи рассказа.

- Как можно по-другому назвать рассказ?

(«Подвиг дочери Казахстана», «За Родину-мать», «Погибла подруга в неравном бою»)

- Какова идея произведения?

- Прекрасен подвиг во имя Родины. Жизнь и дела защитников Отчизны будут всегда для нас примером.

б) Выборочное чтение.

- Как раскрывается характер Маншук с детства? (С детства Маншук была смелой и отзывчивой)

- Что значит «отзывчивой»?

(Понимающей чужую беду, готовой помочь. Отзывчивость ярко проявляется в случаях с сиротой Колей, с маленьким Хан Пенном, где девочке помогла ее смелость. Справедливость – при обиде маленьких детей.)

в) Чтение по абзацам.

г) Чтение «цепочкой»

д) - Мы говорили о жизни Маншук в детские годы, в юности, в военные годы. А какой подвиг она совершила? – Найдите в тексте и прочитайте.

е) Найдите эпитеты в тексте.

Рваные облака, свинцовый ливень

Прочитайте момент ранения Маншук в голову. Какая мысль посетила ее в последние мгновения жизни? (Черты характера девушки из детства ярко проявились в бою).

Рассказ учителя.

Маншук погибла в 1943 году 16 октября. В г.Караганда, в Сортировке, названа одна из улиц ее именем. В г.Алматы стоит памятник –обелиск двум девушкам.

- Маншук навечно осталась почетным жителем старинного города Невеля. Поэт Евгений Иванов «Женщины» так описал ее подвиг:

(Звучит кюй Амангельды)

В зимнее утро, у подножья Кургана,

В боях за Невель, увлекая бойцов,

Родная дочь степей Казахстана

Беспощадно громила орды врагов.

В схватке жестокой, в великом сраженье

Сотни фашистов кося, как траву,

За Родину-мать, за жизнь поколенья

Погибла подруга в неравном бою.

- Именем Маншук названы ледник и вершина в Заилийском Алатау, ей посвящен художественный фильм «Песнь о Маншук», о ней написаны повести , рассказы, ей посвящены стихи:

Я хочу быть твоей сестрой,

Ты, голубка моя, герой!

Ты была вся, как острый меч,

Дикий камень способный рассечь!

Над страною пройдут года,

Но ты будешь средь нас всегда

Драгоценным камнем гореть-

Не дано тебе умереть.

В песнях подвиг твой оживет,

К славе он живых приведет.

И любой из нас, словно друг,

Будет помнить тебя, Маншук.

10. Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Какие черты характера надо в себе воспитывать?

Дома – написать эссе «Чем мне близка Маншук»


Урок литературного чтения "Жизнь и подвиг М.Маметовой" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Жизнь и подвиг Маншук  Маметовой

Цель: Научить ребят разным видам работы с текстом

Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением «Маншук Маметова», продолжить обучение работы с текстом.

2. Развивать речь, пополнять словарный запас, внимательность, навыки самостоятельной работы с текстом, развивать навыки и умения анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать патриотическое чувство к Родине, к погибшим героям войны; на жизненных примерах воспитывать в себе смелость, решительность, чуткость, неравнодушие.

                                      Ход урока.

  1. Орг. Момент.

    Звучит песня «Он не вернулся из боя»

     - Он не вернулся из боя…

    Солдаты – герои войны.

    - А кто такой герой, ребята?

    - Назовите героев, которых вы знаете? (Алия Молдагулова, Нуркен Абдиров…)

    - Это герои – казахстанцы. Мы знаем несколько имен, но их очень много. В эти дни, накануне праздника  Победы в Великой Отечественной войне, мы вспоминаем их имена… Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступал в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким  и беспощадным врагом.

                            Родина!

                            Пламя ударило в небо –

                            Ты помнишь, Родина

                            Тихо сказала: «Вставай на помощь?»

                            Родина!

    - Эти люди  обладали разными качествами. Они были смелыми, решительными. Несмотря на то, что они участвовали в боях, по своему характеру, они были добрыми людьми, т.к. защищали свою семью, свою землю, свою Родину. Подберите  смысловые  ассоциации к словам   Добро. Доброта

     

     

                любовь                             красота                душевность

     


            жизнь                                                                       смех

                                                       добро

                                                    доброта

            счастье                                                                    улыбка

 

                       ласка                                                 тепло

 

                                                отзывчивость       

- Давайте и мы будем внимательны друг к другу, будем учиться делать добро и быть добрыми , любить свою Родину.

2. Проверка домашнего задания.

   Чтение наизусть стихотворения Саги Жиенбаева «Алия»

3.Работа над новым материалом.

   - Знаете ли вы, что еще одна дочь казахских степей была участницей Великой Отечественной войны? Назовите ее имя.

   - Что вы о ней знаете?

   - Что хотели бы узнать? (Запись вопросов на доске)

4. Работа с текстом.

    - Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать  с текстом с карандашом, при помощи помет: то, что вам известно – отметить «+», а то, что неизвестно – «-».

 5. Самостоятельная работа.

    (частично-поисковая работа)

6.Беседа по прочитанному.

   - Что нового вы узнали о Маншук из прочитанного текста?

Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске

7. Словарная работа.

Жалмазум

Артиллерия

- Объясните значение этих слов.

8.Физминутка. «Военный марш»

9. Работа над новым материалом.

а)  Определение темы и идеи рассказа.

- Как можно по-другому назвать рассказ?

(«Подвиг дочери Казахстана», «За Родину-мать», «Погибла подруга в неравном бою»)

- Какова идея произведения?

- Прекрасен подвиг во имя Родины. Жизнь и дела защитников Отчизны будут всегда для нас примером.

б) Выборочное чтение.

- Как раскрывается характер Маншук с детства?  (С детства  Маншук была смелой и отзывчивой)

- Что значит «отзывчивой»?

(Понимающей чужую беду, готовой помочь. Отзывчивость ярко проявляется в случаях с сиротой Колей, с маленьким Хан Пенном, где девочке помогла ее смелость. Справедливость – при обиде маленьких детей.)

в) Чтение по абзацам.

г) Чтение «цепочкой»

д)  - Мы говорили о жизни Маншук в детские годы, в юности, в военные годы. А какой подвиг она совершила? – Найдите в тексте и прочитайте.

е) Найдите эпитеты в тексте.

 Рваные облака, свинцовый ливень

Прочитайте момент  ранения Маншук в голову. Какая мысль посетила ее в последние  мгновения жизни? (Черты характера девушки из детства ярко проявились в бою).

Рассказ учителя.

    Маншук погибла в 1943 году 16 октября. В г.Караганда, в Сортировке, названа одна из улиц ее именем. В г.Алматы стоит памятник –обелиск двум девушкам.

  - Маншук навечно осталась  почетным жителем старинного города Невеля. Поэт Евгений  Иванов «Женщины» так описал ее подвиг:

(Звучит кюй Амангельды)

В зимнее утро, у подножья Кургана,

В боях за Невель, увлекая бойцов,

Родная дочь степей Казахстана

Беспощадно громила орды врагов.

В схватке жестокой, в великом сраженье

Сотни фашистов кося, как траву,

За Родину-мать, за жизнь поколенья

Погибла подруга в неравном бою.

  - Именем Маншук  названы ледник и вершина в Заилийском Алатау, ей посвящен художественный фильм «Песнь о Маншук», о ней написаны повести , рассказы, ей посвящены стихи:

Я хочу быть твоей сестрой,

Ты, голубка моя, герой!

Ты была вся, как острый меч,

Дикий камень способный рассечь!

Над страною пройдут года,

Но ты будешь средь нас всегда

Драгоценным камнем гореть-

Не дано тебе умереть.

В песнях подвиг твой оживет,

К славе он живых приведет.

И любой из нас, словно друг,

Будет помнить тебя, Маншук.

10. Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Какие черты характера надо в себе воспитывать?

Дома – написать эссе «Чем мне близка Маншук»

 

               

Автор Чура Екатерина Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 45676
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓