Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения "С.Есенин "Берёза" 4 класс

Урок литературного чтения "С.Есенин "Берёза" 4 класс

Ф.И.О.: Чура Екатерина Леонидовна

Учебное заведение: КГУ СОШ № 82

Должность: учитель начальных классов

Домашний адрес: 100001 г. Караганда 12-40-70

Домашний телефон: 87212452814

Сотовый телефон: 87011851325


Урок литературного чтения и русского языка.


Тема: Красота природы в стихотворении С. Есенина «Береза».

Закрепление знаний о корне слова.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина и его стихотворением «Береза» Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Развивать умение распознавать однокоренные слова, находить в них корень.

  2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы. Обогащать словарный запас детей, активизировать познавательную деятельность учащихся, испытывающих трудности в обучении.

  3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

ХОД УРОКА:

Звучит музыка. ЧАЙКОВСКОГО

В гости к нам пришла зима,

Много снега принесла.

Я ладошки к небу подниму

Белые снежинки в класс я принесу.

- Ребята, на ваши парты упали снежинки. Прикоснитесь к ним кончиками пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные и от этого по вашему телу распространяется тепло. Мы полюбовались красотой снежинок, мысленно взяли их в ладошки и решили отпустить их. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем с левой и с обеих ладошек.

На уроке литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.

Урок у нас сегодня необычный – интегрированный. По русскому языку мы закрепим знания о корне слова, по литературному чтению нас ожидает знакомство с поэтом, а каким, вы узнаете чуть позже. (оценивание-самооценка)

Речевая разминка.

- Зима – волшебница. Она может устраивать чудеса. Вот и на уроке появилось чудесное предложение, необычное. Посмотрите на него внимательно. Что нужно сделать, чтобы прочитать его?

Слайд 1. ИКНИЖЕНС ИЛАДАП С СЕБЕН

Снежинки падали с небес.

- Прочитать каждое слово справа налево.

- Какое предложение получилось? Запишите это предложение с комментированием.

Повторение.

-Разберите его по членам предложения.

- Какие слова в русском языке называются родственными?

- Давайте попробуем собрать родственные слова к слову зима (устно подбирают слова) Слайд (слова поочередно появляются на доске)

Тест.

1. Выбери верное утверждение. Раскрась голубым цветом выбранную рамку.

У родственных слов есть

А) одинаковое значение

Б) общая часть и общее значение

В) общая часть

2.Соедини линией начало и конец фразы

- главная часть предложения

Корень - главная часть слова, в которой заключено

общее значение всех однокоренных слов

- общая часть родственных слов

3. Выбели корень в словах: шуба, шубка, полушубок.

Слайд 2. Проверка на интерактивной доске

Актуализация знаний.

- Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня говорим о зиме? (ответы детей)

- Сегодня мы продолжим эту работу. Мы познакомимся с творчеством русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы,

убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым » сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. Попробуйте услышать в стихотворении фамилию поэта, о котором пойдет речь на уроке.

В этом имени - слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Н.Браун

- Как фамилия автора? ( Есенин)

- Как зовут этого поэта? (ответы детей)

Давайте проверим, правы ли вы.

- Выполните задание в парах, и вы узнаете имя и отчество поэта. Что нужно сделать? (вычеркнуть английские буквы)

С Q Е R Р G Г N Е L I Й


А F Л V Е S К G С Z А J Н Y Д J Р F О V В W И R Ч(Слайд 3)


На доске Сергей Александрович Есенин, портрет

Всмотритесь в его лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Есенин?

(Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Глаза устремлены вдаль.

Видео ролик о творчестве поэта.

- Что вы знаете о поэте?

- Уточним свои знания с помощью приема «Бегущая строка»

Постарайтесь успеть прочитать предложение на экране и понять его смысл.

Слайд 4. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

- Когда родился поэт? Где он родился?

Слайд 5. С 2 лет мальчик воспитывался в семье деда. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

- Кто занимался воспитанием мальчика?

Слайд 6. В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

- В каком возрасте сочинил первые стихи?

Учитель: Так пролетело мое детство,- пишет Есенин. – Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью этого не случилось.

Ученик: Есенин стал поэтом, о чем так мечтал. Поэтом, чьи стихи вливаются к нам в душу и заполняют ее чем-то светлым и чистым.

Слайд 7. Первое напечатанное стихотворение С.Есенина «Береза» появилось в журнале «Мирок», когда ему было 19 лет.

- Как называлось первое стихотворение поэта, напечатанное в журнале? Слайд (На доске рисунок березы)

Работа в тетрадях.

Запишите это слово в тетради, выделив орфограмму.

- Как можно назвать это дерево ласково? (березка)

- Как назовут рощу, где растут эти деревья? (березовая) Слайд со словами.

- Удивительная судьба белой березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну – воин – спаситель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время береза имеет огромное значение для человека. Вспомните, что из березы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи, почки березы используют в медицине)

- Давайте, ребята, охранять, защищать белоствольную красавицу. Нельзя ломать ветки, пить сок надо аккуратно, ранку потом надо закрыть, чтоб не высохло дерево и не вытек сок.

-Являются ли эти слова родственными?

- Почему?

Какой корень в этих словах.

Физ.минутка. (музыка)

Корень березки сидит глубоко (садятся)

Ветки растут высоко-высоко (встают)

Корня березки нам не видать (садятся)

Веток березки нам не достать (встают)

Подготовка к восприятию.

Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Родина и образ белоствольной березки неразрывно связаны.

Многие поэты и писатели обращались к образу березы, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок.

Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.

Слушание стихотворения (по видео ролику)

- Какой предстала перед вами береза?

- В какое время года описано деревце?

Повторное чтение стихотворения (самостоятельно)

-В какое время суток поэт увидел березу? (подтвердите ответ строчками из стихотворения).

(Слайд 8) Словарная работа.

Кисти – пучок нитей, употребляется для украшения.

Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей или кистей.

Чтение по куплету.

1 строфа. (слайд «Зимняя береза») - хором

«Принакрылась снегом

Точно серебром…»

Как вы думаете, почему береза «принакрылась», а не накрылась? Обратите внимание и на то, что береза не «прикрыта», а «принакрылась» снегом.

- Какой образ у вас возникает при чтении этих строк?

( Образ девушки, которая набросила на плечи платок)

- Какие художественные приемы помогают поэту «превратить» березку в девушку? (олицетворение)

(Слайд олицетворение)

Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу)

- Значит слово «принакрылась» употреблено в переносном значении. А строку «Принакрылась снегом, точно серебром…» можно понять, как принарядилась, приукрасилась, словно девушка.

Что является главным предметом повествования? (береза)

- Найдите строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете? (Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, в золотом огне)

- Какое изобразительно-выразительное средство используется в этих строках?

(Слайд. Сравнение)

- С чем сравнивается снег и почему? (снег сравнивается с серебром, потому что он блестит)

- Красива ли береза в снежном наряде? (Она стала еще более красивой в белом одеянии)

Чтение и анализ 2 строфы.

Во 2-й строфе автор выделяет самое прекрасное в образе березы – ее пушистые, заснеженные ветви.

Прочитайте только глазами. Обратите внимание на то, как поэт рисует снежное убранство дерева (высказывания).

Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

Слайд. (Эпитет) – пушистые ветки


(Метафора) – снежная кайма, распустила кисти белой бахромой.

Слайд (на доске ответы на вопрос)

На картах. Выберите и спишите ответ на вопрос: как чувствует себя зимой береза Есенина?

Красива вопреки зимней погоде..

Дружна с зимой.

Зимушка закрывает прелести березы.

Зима прибавляет ей красоты.

Чтение 3 строфы. (один ученик)

- Почему С.Есенин назвал тишину «сонной»? (Очень тихо, как будто все спят)

Как вы понимаете слова «горят снежинки»? (переливаются на солнце)

- О каком золотом огне говорится в стихотворении? (о солнце)

Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

Слайд. (Олицетворение) – сонная тишина, стоит береза

(Метафора) – горят снежинки.

Чтение 4 строфы. (шепотом)

- Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

Слайд.(Олицетворение) – заря обходя, заря обсыпает. (Метафора) – новым серебром.

- Что такое заря? (Яркое освещение перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом)

- Как вы понимаете слова «заря лениво обходя кругом..»? (от утренней зари до вечерней. Сначала заря на востоке, потом на западе)

- Почему называют зарю ленивой? (зимой заря начинается позже, чем летом, будто лениться встать пораньше. И горит не так как летом, будто ей лень.)

- На что становится похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)

- Делаем вывод: В стихотворении происходит олицетворение не только березы, но и зари.

В стихотворении образ березы постоянно меняется: в первой строфе снег на ветках уподобляется серебру, а во второй похож на золото, а в третьей вновь похож на серебро

-Почему? (Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня)

- Какое слово употреблено автором три раза? (белый)

- Как вы думаете, почему он это сделал? (чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде)

- Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?

( Любовь к природе, а значит, и любовь к Родине).

Работа над выразительностью.

- Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда)

- Когда у вас возникает похожее настроение? (перед новым годом)

Возможно, что автор тоже описывает утро нового года.

-А сейчас, ребята, давайте с вами подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Составим ритмический рисунок стихотворения, подчеркнем слова, которые необходимо выделить при чтении голосом (береза, кисти, снежинки, ветки)

- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный? (Темп чтения должен быть неторопливым, читать стихотворение надо певуче. Это подсказывают нам строки «сонная тишина», «заря лениво, обходя кругом»)

А теперь прочитайте стихотворение в парах и приготовьтесь к выразительному чтению. Не забудьте в конце предложений и после запятых сделать паузы.

Выразительное чтение.

Назовите то чувство, с которым пишет поэт о березе?

( чувство восхищения, он любуется березой)

Давайте это чувство передадим при чтении.

Работа в парах. (читают друг другу )

( читают 1-2 ученика вслух)

Оцените, удалось ли передать чувства?

Дополнительное чтение. Слайд (картинки к выученным стихам)

- Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил сборник стихотворений «Зарянка». Поэт признался, чтобы «писать для детей надо

особый дар иметь». Однако, благодаря тому, что поэт в своих произведениях воспевает любовь к Отечеству, к родной природе, некоторые его стихи вошли в круг детского чтения (чтение выученных стихов).

Выставка книг.

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушным творчество С.Есенина, и вы обязательно прочитаете его стихи, которые я хочу вам подарить. А эти книги вы найдете в библиотеке.

Итог урока.

- С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомились?

- Какая часть слов называется корнем?

Работа в картах.

1.Задание. По вариантам: подберите родственные слова к слову снег, мороз.

* Какие зимние забавы детей вы знаете?

2. Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить «горку» из родственных слов.

 

hello_html_m572d3d7f.jpg

Рефлексия.

Сергей Есенин – это поющее сердце народа, поэт народной души. На его стихи положены романсы, песни. Сейчас мы послушаем некоторые из них (на фоне песни)

- В течение урока вы получали «снежинки» - жетоны за ответы. Сколько набрали? Посчитайте.

Молодцы! Я предлагаю этими снежинками украсить березу.

На ветки березы нужно закрепить снежинки так, чтобы показать – насколько сложно вам было на уроке. (дети крепят снежинки на разной высоте дерева, показывая насколько доступным был урок)


Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать березу.

Урок литературного чтения "С.Есенин "Берёза" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Красота природы в стихотворении С. Есенина «Береза».

          Закрепление знаний о  корне  слова.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина и его стихотворением «Береза» Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Развивать умение распознавать однокоренные слова, находить в них корень.
  2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы. Обогащать словарный запас детей, активизировать  познавательную деятельность учащихся, испытывающих трудности в обучении.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

ХОД УРОКА:

Звучит музыка. ЧАЙКОВСКОГО

В гости к нам пришла зима,

Много снега принесла.

Я ладошки к небу подниму

Белые снежинки в класс я принесу.

- Ребята, на  ваши   парты упали снежинки. Прикоснитесь к ним кончиками пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные и от этого по вашему телу распространяется тепло. Мы полюбовались красотой снежинок, мысленно взяли их в ладошки и решили отпустить их. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем с левой и с обеих ладошек.

  На уроке литературного чтения  мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.

 Урок у нас сегодня необычный – интегрированный. По русскому языку мы закрепим знания о корне слова, по литературному чтению нас ожидает знакомство с поэтом, а каким, вы узнаете чуть позже. (оценивание-самооценка)

 Речевая разминка.

- Зима – волшебница. Она может устраивать чудеса. Вот и на уроке появилось чудесное предложение, необычное. Посмотрите на него внимательно. Что нужно сделать, чтобы прочитать его?

Слайд 1. ИКНИЖЕНС ИЛАДАП С СЕБЕН    

Снежинки падали с небес.

- Прочитать каждое слово справа налево.

- Какое предложение получилось? Запишите это предложение с комментированием.

Повторение.

-Разберите его по членам предложения.

- Какие слова в русском языке называются родственными?

- Давайте попробуем собрать родственные слова к слову зима (устно подбирают слова) Слайд (слова поочередно появляются на доске)

Тест.

1. Выбери верное утверждение. Раскрась голубым цветом выбранную рамку.

                  У родственных слов есть

 А) одинаковое значение

 Б) общая часть и общее значение

 В) общая часть

2.Соедини линией начало и конец фразы

                                                    - главная часть предложения

 Корень                                       - главная часть слова, в которой заключено 

                                                       общее значение всех однокоренных слов

                                                     - общая часть родственных слов    

3. Выбели корень в словах: шуба, шубка, полушубок.

Слайд 2. Проверка на интерактивной доске     

Актуализация знаний.

- Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня говорим о зиме? (ответы детей)

- Сегодня мы продолжим  эту работу. Мы познакомимся с творчеством русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы,

убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым » сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. Попробуйте услышать в стихотворении фамилию поэта, о котором пойдет речь на уроке.

             В этом имени  - слово «есень»

             Осень, ясень, осенний цвет.

             Что-то есть в нем

             От русских песен-

             Поднебесье, тихие веси,

             Сень березы

             И синь – рассвет.

                          Н.Браун

- Как фамилия автора? ( Есенин)

- Как зовут этого поэта? (ответы детей)

Давайте проверим, правы ли вы.

- Выполните задание в парах, и вы узнаете имя и отчество поэта.  Что нужно сделать? (вычеркнуть английские буквы)

С Q Е R Р G Г N Е LI Й

 

А F Л V Е S К G С Z А J Н Y Д J Р F О V В W И R Ч(Слайд 3)

 

На доске  Сергей Александрович Есенин, портрет

Всмотритесь в его лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Есенин?

(Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Глаза устремлены вдаль.

Видео ролик о творчестве поэта.

- Что вы знаете о поэте?

- Уточним свои знания с помощью приема «Бегущая строка»

Постарайтесь успеть прочитать предложение на экране и понять его смысл.

Слайд 4. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

- Когда родился поэт? Где он родился?

 Слайд 5. С 2 лет мальчик воспитывался  в семье деда. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

- Кто занимался воспитанием мальчика?

Слайд 6. В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.  

- В каком возрасте сочинил первые стихи?

Учитель: Так пролетело мое детство,- пишет Есенин. – Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью этого не случилось.

Ученик: Есенин стал поэтом, о чем так мечтал. Поэтом, чьи стихи вливаются к нам в душу и заполняют ее чем-то светлым и чистым.

Слайд 7. Первое напечатанное стихотворение С.Есенина «Береза» появилось в журнале «Мирок», когда ему было 19 лет.

- Как называлось первое стихотворение поэта, напечатанное в журнале? Слайд (На доске рисунок березы)

Работа в тетрадях.

Запишите это слово в тетради, выделив орфограмму.

- Как можно назвать это дерево ласково? (березка)

- Как назовут рощу, где растут эти деревья? (березовая) Слайд со словами.

- Удивительная судьба белой березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну – воин – спаситель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время береза имеет огромное значение для человека. Вспомните, что из березы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи, почки березы используют в медицине)

- Давайте, ребята, охранять, защищать белоствольную красавицу. Нельзя ломать ветки, пить сок надо аккуратно, ранку потом надо закрыть, чтоб не высохло дерево и не вытек сок.

-Являются ли эти слова родственными?

- Почему?

Какой корень в этих словах.

Физ.минутка. (музыка)

  Корень березки сидит глубоко (садятся)

  Ветки растут высоко-высоко (встают)

  Корня березки нам не видать (садятся)

  Веток березки нам не достать (встают)

Подготовка к восприятию.

Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Родина и образ белоствольной березки неразрывно связаны.

Многие поэты и писатели обращались к образу березы, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок.

Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.

Слушание стихотворения (по видео ролику)

- Какой предстала перед вами береза?

- В какое время года описано деревце?

Повторное чтение стихотворения (самостоятельно)

 -В какое время суток поэт увидел березу? (подтвердите ответ строчками из стихотворения).

(Слайд 8) Словарная работа.

Кисти – пучок нитей, употребляется для украшения.

Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей или кистей.

Чтение по куплету.

1 строфа. (слайд «Зимняя береза») - хором

«Принакрылась снегом

Точно серебром…»

Как вы думаете, почему береза «принакрылась», а не накрылась? Обратите внимание и на то, что береза не  «прикрыта», а «принакрылась» снегом.

- Какой образ у вас возникает при чтении этих строк?

( Образ девушки, которая набросила на плечи платок)

- Какие художественные приемы помогают поэту «превратить» березку в девушку? (олицетворение)

(Слайд олицетворение)

Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу)

- Значит слово «принакрылась» употреблено в переносном значении. А строку «Принакрылась снегом, точно серебром…» можно понять, как  принарядилась, приукрасилась, словно девушка.

Что является главным предметом повествования? (береза)

- Найдите строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете? (Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, в золотом огне)

- Какое изобразительно-выразительное средство используется в этих строках?

(Слайд. Сравнение)

- С чем сравнивается снег и почему? (снег сравнивается с серебром, потому что он блестит)

- Красива ли береза в снежном наряде? (Она стала еще более красивой в белом одеянии)

Чтение и анализ 2 строфы.

Во 2-й строфе автор выделяет самое прекрасное в образе березы – ее пушистые, заснеженные ветви.

Прочитайте только глазами. Обратите внимание на то, как поэт рисует снежное убранство дерева (высказывания).

Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

Слайд. (Эпитет) – пушистые ветки

 

(Метафора) – снежная кайма, распустила кисти белой бахромой.

Слайд (на доске ответы на вопрос)

На картах. Выберите и спишите ответ на вопрос: как чувствует себя зимой береза Есенина?

      Красива вопреки зимней погоде..

      Дружна с зимой.

      Зимушка закрывает прелести березы.

      Зима прибавляет ей красоты.

Чтение 3 строфы. (один ученик)

- Почему С.Есенин назвал тишину «сонной»? (Очень тихо, как будто все спят)

Как вы понимаете слова «горят снежинки»? (переливаются на солнце)

- О каком золотом огне говорится в стихотворении? (о солнце)

Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

Слайд. (Олицетворение) – сонная тишина, стоит береза

(Метафора) – горят снежинки.

Чтение 4 строфы. (шепотом)

- Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

Слайд.(Олицетворение) – заря обходя, заря обсыпает. (Метафора) – новым серебром.

- Что такое заря?  (Яркое освещение перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом)

- Как вы понимаете слова «заря лениво обходя кругом..»? (от утренней зари до вечерней. Сначала заря на востоке, потом на западе)

- Почему называют зарю ленивой? (зимой заря начинается позже, чем летом, будто лениться встать пораньше. И горит не так как летом, будто ей лень.)

- На что становится похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)

- Делаем вывод: В стихотворении происходит олицетворение не только березы, но и зари.

В стихотворении образ березы постоянно меняется: в первой строфе снег на ветках уподобляется серебру, а во второй похож на золото, а в третьей вновь похож на серебро

-Почему? (Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня)

- Какое слово употреблено автором три раза? (белый)

- Как вы думаете, почему он это сделал? (чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде)

- Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?

( Любовь к природе, а значит, и любовь к Родине).

Работа над выразительностью.

- Какое чувство,  настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда)

- Когда у вас возникает похожее настроение? (перед новым годом)

Возможно, что автор тоже описывает утро  нового года.

  -А сейчас, ребята, давайте с вами подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Составим ритмический рисунок стихотворения, подчеркнем слова, которые необходимо выделить при чтении голосом (береза, кисти, снежинки, ветки)

- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный? (Темп чтения  должен быть неторопливым, читать стихотворение надо певуче. Это подсказывают нам строки  «сонная тишина», «заря лениво, обходя кругом»)

  А  теперь  прочитайте стихотворение в парах  и приготовьтесь к выразительному чтению. Не забудьте в конце предложений и после запятых сделать паузы.

 Выразительное чтение.

Назовите то чувство, с которым пишет поэт о березе?

( чувство восхищения, он любуется березой)

Давайте это чувство передадим при чтении.

Работа в парах. (читают друг другу )

( читают 1-2 ученика вслух)

Оцените, удалось ли передать чувства?

Дополнительное чтение. Слайд (картинки  к выученным стихам)

  - Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил сборник стихотворений «Зарянка». Поэт признался, чтобы  «писать для детей надо

особый дар иметь». Однако, благодаря тому, что поэт в своих произведениях воспевает любовь к Отечеству, к родной природе, некоторые его стихи вошли в круг детского чтения (чтение выученных стихов).

Выставка книг.

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушным творчество С.Есенина, и вы обязательно прочитаете его стихи, которые я хочу вам подарить. А эти книги вы найдете в библиотеке.

Итог урока.

- С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомились?

- Какая часть слов называется корнем?

Работа в картах.

1.Задание. По вариантам: подберите родственные слова к слову снег, мороз.

* Какие зимние забавы детей вы знаете?

2. Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить «горку» из родственных слов.

 

Рефлексия.

Сергей Есенин – это поющее сердце народа, поэт народной души. На его стихи положены романсы, песни. Сейчас мы послушаем некоторые из них (на фоне песни)

- В течение урока вы получали «снежинки» - жетоны за ответы. Сколько набрали? Посчитайте.

Молодцы! Я предлагаю этими снежинками украсить березу.

На ветки березы нужно закрепить снежинки так, чтобы показать – насколько сложно вам было на уроке. (дети крепят снежинки на разной высоте дерева, показывая насколько доступным был урок)

 

Домашнее задание:  выучить стихотворение наизусть, нарисовать берез

Автор Чура Екатерина Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 952
Номер материала 45719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓