Главная / Начальные классы / урок литературного чтения "Кот и лиса" 3 класс УМК "Школа 2100"

урок литературного чтения "Кот и лиса" 3 класс УМК "Школа 2100"

Урок литературного чтения

(Образовательная система «Школа 2100»)

3 класс

Тема: Русская сказка «Кот и лиса»

Цели:

  • Обучающие: формировать умение понимать прочитанное; учить правильному, осознанному и выразительному чтению; учить работать с элементами литературоведческого анализа;

  • Развивающие: развивать культуру устной речи; развивать память, воображение, внимание;

  • Воспитывающие: воспитывать умение эстетически переживать прочитанное; воспитывать нравственное качество; воспитывать умение общаться и слушать; воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «В мире сказок» (читает заранее подготовленный ученик).

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

- Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (сказки) Значит о чем пойдет речь на уроке? (о сказке)

- Да, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем не только читать русскую народную сказку, но и развивать наши творческие возможности, наблюдательность и фантазию.

- Что такое сказка? (жанр устного народного творчества)

- Кто умело рассказывал сказки? (народ – сказители)

- Да ребята, сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.

- Давайте вспомним сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания, животные разговаривают человеческой речью)

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)





- Дополните мое предложение «По авторской принадлежности сказки бывают…»

(авторские и народные), поясните.

- Что объединяет сказки разных народов? (главная тема – борьба добра со злом).



I Этап.

Работа с текстом до чтения.

- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком эта сказка:

  • Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище (кот)

  • Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост – краса, кто же это? (лиса)

Проблемный вопрос (прогнозирование):

- Как может называться сказка, героями которой являются Кот и Лиса? («Кот и лиса»)

- Знаете ли вы, какие-нибудь сказки, где главный герой кот? (ответы детей)

- Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)

- А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)

Проблемный вопрос (прогнозирование):

- А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (ответы детей)

- Прочитаем сказку и проверим ваши предположения. По ходу работы над сказкой будем заполнять опорный конспект на доске и объяснять лексическое значение слов, которые нам не знакомы. На доске висят таблички:

  • автор и его произведение

  • герои сказки

  • язык сказки

- Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить? (автор и его произведения)

Заполнение опорного конспекта:

  • автор и его произведение (народная сказка).





II Этап.

I Часть.

Чтение сказки вслух учащимися по абзацам и комментарии по ходу чтения.

1 абзац.

- Какой был кот? (шкодливый – озорной, вредный) - Как мужик решил избавиться от кота?

- Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке говорится? («…и горя ему мало»)

2 абзац.

- Почему лиса никогда не видела котов? (лиса – дикое животное, житель леса)

- Сказки сочиняли простые люди, поэтому в сказке встречается много непонятных нам слов, которые называются устаревшими. Перед вами лежит толковый словарик. Давайте по ходу чтения будем обращаться к нему и учиться распознавать устаревшие слова.

- Какие непонятные слова встретились? (бурмистр – управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – или; величать – звать)

- Как называются эти слова? (устаревшие)

- Какой вывод вы можете сделать? (сказка старая)

- Что можете сказать о коте? (находчив, хитер)

- А о лисе? (сообразительная, хитрая)

Вопросы после чтения 1 части.

- Как изменилась жизнь кота и сам кот? (кота стали величать Котофеем Ивановичем)

- Сравните имена: Котофей, Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. Подумайте, о чем может это говорить (сказка очень старая).

Во время работы с первой частью заполняется опорный конспект:

  • герои сказки (кот – находчивый, хитрый; лиса – сообразительная, хитрая)



II Часть.

Чтение про себя. Ответы на вопросы после чтения.

- Какие припасы отправилась добывать лиса? (еду, птицу)

- Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки? (заботливая, находчивая, сообразительная)

- Кто повстречался лисе? (волк и медведь)

- Что она им говорила?

Выборочное чтение по ролям:

  • встреча лисы и волка;

  • встреча лисы и медведя.

- Проследим за языком сказки. Я буду называть слова современного русского языка, а вы – находить соответствующие устаревшие слова в сказке:

  • если – коли;

  • и – да;

  • иди – ступай;

  • спрячься – схоронись.

Заполнение опорного конспекта:

  • язык сказки (устаревший)



Проблемный вопрос (прогнозирование):

- Предположите, сообразят ли волк и медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (высказывание детей).

- Поверим свои предположения по ходу чтения третьей части.



III Часть.

Чтение сказки по абзацам вслух без комментариев. Вопросы после чтения.

- Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? (заяц)

- Расскажите, как кот напугал волка и медведя?

- Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?

- Кто оказался хитрее всех? (лиса)

- Какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые)

- А кто оказался смелее? (заяц).







Заполнение опорного конспекта:

  • герои сказки (кот – находчивый, хитрый;

лиса – сообразительная, хитрая;

волк и медведь – глупые и трусливые;

заяц - смелый)



Физкультминутка:



Шли по крыше три кота

Три кота Василия

И смотрели три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели Васьки на карниз,

Посмотрели вверх и вниз…

И сказали три кота:

«Красотаааа»



III Этап.

Работа с текстом после чтения.

- Давайте вернемся к опорному конспекту.

- Что узнали про автора и произведение? (сказка – жанр устного народного творчества. Эту сказку написал народ. Она о животных).

- Правильно. Сказки о животных называются АНИМАЛИСТИЧЕСКИМИ. Это новое слово. Прочитайте его про себя. Теперь прочитайте его вслух.

- Подтвердились ли наши первоначальные предположения о героях?

- Молодцы! Давайте поработаем по группам. Дадим характеристику главным героям сказки «Кот и лиса», используя План.

План.

  1. Как зовут героя?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Какие черты характера?

  4. Ваше отношение к герою.

- Первая группа – лиса

- Вторая группа – кот

- Третья группа – нарисует лису и кота.

Выступление групп.

- Подумайте о морали. Чему учит наша сказка?



Работа в группах

- Прочитайте русские народные пословицы. Выберите пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию сказки и объясните их смысл:

  • любишь есть калачи – не сиди на печи;

  • волков бояться – в лес не ходить;

  • как волка не корми, он все в лес смотрит;

  • у страха глаза велики;

  • как аукнется, так и откликнется. (ответы детей)

- Как вы понимаете поговорку:

Сказка красна складом, а песня – ладом

Красна – хороша, красива

Складом – правильно выстроенная речь, смысл

лад – мелодичность

- На современном языке поговорка читалась бы следующим образом:

Сказка хороша смыслом, а песня – мелодичностью.

Вывод:

- Чему учит сказка?

- Что для себя вы возьмете из сказки? (ответы детей)

- В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие.









РЕФЛЕКСИЯ:

- Ребята, если на уроке было все понятно – обведите лису.

- Если в чем-то возникли сложности – обведите кота.

- Если кому-то было очень трудно – обведите медведя.



Д/З: выразительно прочитать сказку и нарисовать свою иллюстрацию к ней.

Молодцы! Заканчивая наш урок хочу преподнести вам сюрприз и вы можете убедиться в том, что сказка иногда становится былью.







































Толковый словарь

(по сказке «Кот и лиса»)

  1. Бурмистр – управляющий, начальник

  2. Величать – называть уважительно

  3. Да – союз «и»

  4. Дивится - удивляется

  5. Дожидаю – жду

  6. Дичинкой – то есть дичью

  7. Коли – если

  8. Красна – хороша, красива

  9. Лад – мелодичность

  1. .Не ведала – не знала

  2. .Потчевать – кормить, угощать

  3. . Принесть – принести

  4. .Ступай – иди

  5. .Схоронись – спрячься

  6. .Складом – правильно выстроенная речь, смысл

  7. .Шкодливый – озорной, вредный



Старинные русские имена:

  1. Тимофей

  2. Еремей







В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!



План.

  1. Как зовут героя?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Какие черты характера?

  4. Ваше отношение к герою.



План.

  1. Как зовут героя?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Какие черты характера?

  4. Ваше отношение к герою.







  • Любишь, есть калачи – не сиди на печи;

  • Волков бояться – в лес не ходить;

  • Как волка не корми, он все в лес смотрит;

  • У страха глаза велики;

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • Любишь, есть калачи – не сиди на печи;

  • Волков бояться – в лес не ходить;

  • Как волка не корми, он все в лес смотрит;

  • У страха глаза велики;

  • Как аукнется, так и откликнется.



  • Любишь, есть калачи – не сиди на печи;

  • Волков бояться – в лес не ходить;

  • Как волка не корми, он все в лес смотрит;

  • У страха глаза велики;

  • Как аукнется, так и откликнется.

11


урок литературного чтения "Кот и лиса" 3 класс УМК "Школа 2100"
  • Начальные классы
Описание:

Урок литеоатурного чтения ,который я проводила в 3 классе был на мой взгляд успешно апробирован.

С удовольствием хочу поделиться с коллегами....Может быть кому - то сейчас этот материал очень и очень нужен.

На уроке были использованы словесные( рассказ,беседа, чтение) ,

наглядные , практические методы .

Исользовались следующие технологии:

проблемно - диалогическая ;

групповая;

игровая;

При переходе от одного задания к другому был сделан акцент на формирование аналитической деятельности. Я старалась включить в работу всех детей.



Буду рада , если кто то воспользуется моим уроком.

Удачи вам , дорогие коллеги!

Автор Махова Ольга Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1703
Номер материала 44845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓