Технологическая карта урока литературного чтения
Тема:
«Урок добра» (Э.Мошковская «Дедушка Дерево»)
1. Мотивация(учитель читает вместе с детьми)
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнце и птицы!
— Доброе утро!
— Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым,
доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
- Урок
литературного чтения, пусть он принесёт нам всем радость общения.
(30 сек)
2. Актуализация
знаний.
-
Как вы думаете, с какого жанра литературы мы начали сегодняшний урок?
(стихотворение)
-
А какие вы еще знаете литературные жанры?
(рассказы,
сказки, пословицы, поговорки, романы…..)
-
К какому жанру литературы относится домашнее задание?
(стихотворение)
-
Правильно – это тоже стихотворение, которое сегодня поможет нам открыть для
себя что-то новое и очень интересное.
Домашним
заданием для вас было выразительное чтение стихотворения Э.Мошковской «Дедушка
Дерево», но у нас есть ученики, которые выучили это стихотворение наизусть……,
внимательно их послушаем.
(
читают дети у доски, 3 человека+ видеоряд)
-
Спасибо, очень хорошо! Давайте оценим чтение уч-ся.
(Оценивание
ребят)
Я
с вами согласна.
3. Самоопределение
деятельности.
-
Ребята, что общего между стихотворением «Дедушка Дерево» и стихотворением, с
которого мы начали сегодняшний урок?
(Ответы
уч-ся)
-
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке литературного чтения?
(вывешивается на доску « Урок доброты»)
-
А зачем нам об этом говорить?
(Ответы
уч-ся)
-
Правильно. Мы должны узнать с вами, что такое доброта? (вывешивается на
доску «Что такое доброта? «)
-
как же проявлять доброту в отношении друг к другу?
-И зачем нам быть добрыми?
-
Но прежде, чем мы ответим на эти вопросы, скажите, а вы считаете себя добрым?
(Ответы
уч-ся)
-
Хорошо, давайте каждый оценит себя при помощи листика:
-Если
вы считаете, что вы считаете, что вы добрый – добрый – то зелёный листик.
-
Если вы считаете, что вы делаете добро, но можно быть и более внимательным к
людям – то красный листик.
(дети
поднимают листочки)
-
Хорошо, я всех увидела, посмотрим, что изменится в конце урока.
4. Работа
по теме урока
-У
меня к вам вопрос, кто мне скажет, что такое доброта?
(Ответы
уч-ся)
-Много
версий вы мне сказали, где мы можем узнать точное определение понятия «доброты»?
(в
словаре, в интернете и спросить у взрослых.)
-
Правильно.
-Давайте,
сейчас вы поработаете в паре и найдете в словаре точное определение понятия «доброта»
-
Лиза найдёт в интернете
-
что узнали ребята, которые работали со словарями?
(ответы
уч-ся)
-
а какое определение нашла Лиза в Интернете,
-
Посмотрите на доску – это точное определение понятия «доброты»
(слайд)
читает уч-ся
-
Итак, мы узнали точное определение понятия «доброта», а можно ли научиться по
внешности отличить «доброго », от «недоброго» человека ?
(ответы
уч-ся)
-
А как?
(ответы
уч-ся)
-
Покажите, что вы добрый человек.
(показывают)
-А
как выглядит недобрый человек? (показывают)
-
Правильно, лицо доброго человека озаряет улыбка, а если посмотреть человеку в
глаза - это тоже можно увидеть. (Слайд)
С
давних времен люди, всматриваясь в лица друг друга, пытались угадать
настроение, желание другого человека.
А
теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь….. Молодцы!
-
Давайте с вами вспомним, что отличало в стихотворении «Дедушку Дерево»
(добрые
руки)
-
А это значит, какие они?
(теплые……)
-Почему
именно на руки автор обратил своё внимание?
(ответы
уч-ся)
-Повернитесь друг
к другу и возьмите
друг друга за руки.
- Что вы
чувствуете друг от друга?
(Они теплые,
добрые, мягкие)
- А какими ещё
жестами можно выразить своё доброе отношение?
(погладить,
приласкать) (Учитель покажет)
- Тепло одного
человека передается другому, оно успокаивает человека, дает ему уверенность.
-
Вот видите – «Доброту» можно увидеть на лице, для этого надо чаще улыбаться,
«доброту» можно почувствовать - правда?
А
мы подкрепим все наши слова доброй песенкой
5. Физминутка
6. Применение
полученных знаний.
-Ребята,
но ведь можно улыбаться и руки будут тёплые, но всегда ли внешние признаки
являются подтверждением доброты человека? (картинки из Интернета
демотиваторы,)
-
Садитесь поудобнее и послушайте притчу о доброте (музыка)(Читает
учитель)
Мальчишка был голодный
и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но
женщина выносит… молока! И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть
в мире доброта! Минуло много лет… и доктором он стал. Вперед его жизнь
потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она
была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все
силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли,
"Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила
глазам! От радости заплакала она! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено
стаканом молока!
-
Скажите, есть ли здесь доброта?
(ответы
уч-ся)
В
чём же она проявляется?
В
поступке
-
Значит, можно отличить доброту по поступкам.
Как
бы жизнь не летела-
Дней
своих не жалей,
Делай
доброе дело
Ради
счастья людей.
Чтобы
сердце горело,
А
не тлело во мгле
Делай
доброе дело-
Тем
живём на земле.
-
А сейчас давайте, поработаем в паре вернёмся к нашему стихотворению «Дедушка
Дерево» и найдем в нём слова подтверждающие проявление доброты.
(работа
в паре)
-
Молодцы! Вот это и есть проявление доброты, все лесные обитатели хотят
находиться рядом с добротой.
-
В начале урока одним из жанров литературы вы назвали пословицы, вот сейчас мы с
вами разделимся на группы
Одни
группы составят правильно пословицу и объяснят её смысл, а другие поработают со
словами и составят словарь добрых слов, вычеркнув неподходящие слова.
(интерактивная
доска)
-
Молодцы. Вы все очень хорошо поработали, но меня очень волнует один очень
важный вопрос зачем же нам быть добрыми?
(ответы
уч-ся)
-
Правильно ребята, обязательно нужно делать добрые дела (на доску)
Ведь
ЖИЗНЬ одна. Мы все по ней идем,
И каждый ждет ТЕПЛА, ДОБРА, УЧАСТИЯ,
Нам ЖИЗНЬ дана на ДОБРЫЕ ДЕЛА,
И в этом - человеческое СЧАСТЬЕ!!!
7. Рефлексия
-
Подводя итог нашего урока, кто скажет, о чём мы сегодня с вами говорили?
(
доброте)
-
Что же такое «Доброта»?
-
как же проявлять добро в отношении друг к другу?
А
зачем нам быть добрым?
-
А теперь давайте вспомним, как вы оценивали себя в начале урока.
Подумайте
и покажите, захотелось ли вам стать хоть чуточку добрее, ласковее и
внимательнее друг к другу. (красный- зеленый листок.)
-Мне
очень приятно видеть вашу оценку…
Как
вы думаете, какое будет домашнее задание?
Верно,
обязательно сделать доброе дело, и может даже не одно, записать его на листик,
а в понедельник мы подведём итоги, кто за выходные сделал какие добрые дела.
Оценивание
детей.
И
давайте начнем делать добрые дела прямо сейчас.
Представьте
себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце в ладошке, а ваши пальчики – это
добрые солнечные лучики. Передайте это тепло друг другу, нашим гостям, оно
нужно нам всем.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.