Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме: «Стихотворение М.Я. Бородицкой "В школу".

Урок литературного чтения по теме: «Стихотворение М.Я. Бородицкой "В школу".

Тема урока:

«Стихотворение М.Я. Бородицкой "В школу"»

Цель: - Осознанно воспринимать стихотворный текст в исполнении учителя, оценивать его характер, осознанно воспринимать содержание текста.

- Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

- Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения: чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» под ред. Свиридовой В.Ю. 4 класс, 1 часть, презентация, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Орг. момент.

Звонок звенит, и мы готовы,
Бодры, спокойны и здоровы.
О дружбе речь сегодня поведем,
Стихотворенье вместе разберем
И вместе с вами почитаем.

II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, какое домашнее задание Вам было задано? (проверка домашнего задания по желанию детей). Сегодня вы попробовали быть поэтами, вам понравилось?

III. Постановка учебной задачи.

- Ребята, скажите а с какими поэтами вы уже знакомы? (Есении, Барто, Тютчев, Пушкин, Лермонтов и др.)

-Ребята, а кто- нибудь из вас догадался о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (стихотворении)

- Ребята, давайте подумаем и попробуем дать определение слову «стихотворение». (слайд 1)

Знакомство с биографией и творчеством поэтессы.

- Дети, сегодня Асият подготовила нам сообщение о биографии поэтессы, нашей современницы. А что означает слово современница? (слайд 2)

- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, какие стихотворения написала Марина Яковлевна. Может быть какие с какими-то из них вы встречались ранее? (слайды 3 и 4).

- Дети, есть желающие прочитать ее стихотворения наизусть?

IV. Подготовка к восприятию стихотворения.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?

- Послушайте стихотворение.

V. Чтение стихотворения учителем.

- Кто главный герой стихотворения?

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися про себя.

VI. Выборочное чтение.

- Найдите в стихотворении моменты, когда настроение героя видно в деталях описания. (зачитывают дети)

- Итак, в первой части стихотворения нам рассказывается о том, как не хочется нашему герою утром вставать и идти в школу. И он пытается всеми силами продлить хоть чуть-чуть еще свой сон. Ребята, а с вами часто случается такое, что не хочется вставать и идти в школу. (слайд 5) Давайте найдем и прочитаем этот отрывок.

Но ведь у детей есть тоже обязанности также как и у взрослых. А какая самая главная обязанность ребенка как вы считаете? Конечно же, дети должны учиться. И хочется нам или нет, а приходится утром вставать и идти вам в школу, а нам- взрослым на работу.

- Дети, а о чем говорится во второй части стихотворения? Верно, о том как быстро ученик бежит, спешит в школу, чтобы не опоздать на урок. А найдите в тексте слова, которые показывают нам с какой же целью ученик так спешит в школу.

VII. Физминутка под музыку.

VIII. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Встретились ли вам в стихотворении непонятные или трудные слова? ( слайд 6)

IX. Творческая работа. (работа в парах)

- Ребята, а сейчас я раздам вам листочки с изображением будильника. Вам нужно договориться со своим соседом по парте и сделать рисунки одинаковыми.

X. Рефлексия.

- Ребята, перед вами лежат листочки, на которых нарисованы линеечки самооценки. Возьмите их и отметьте как вы сегодня работали на уроке, насколько сложно вам было, все ли получалось?

- Я благодарю вас за работу на уроке. ( слайд 7)

Выставление оценок за работу на уроке.

XI. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения на стр. 131.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Она училась в английской спецшколе. В 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем английского языка в школе. Печататься в периодике начала с 1978г.
В детстве любила мечтать, планы о том, кем быть, менялись часто. Вот что она рассказала о себе в одном из интервью, отвечая на этот вопрос: «По порядку: медсестрой, токарем на заводе, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом… и наконец – о чем до сих пор, несбыточном, плачу! – актрисой-травести: играть мальчишек, девчонок, Виолу в "12-й ночи" и заднюю ногу крокодила».
Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей, сказок и переводов. Она переводит с английского стихи и сказки известных поэтов и писателей
Несколько лет на радио «Россия» Бородицкая вела программу «Литературная аптека», прописывая «литературные лекарства» от человеческих комплексов, неудач, зависти, хандры, одиночества, она убеждена, что книга - лучший витамин.
На ее стихи исполняется довольно много детских песен (композитор Григорий Гладков и др.), а в последнее время и взрослых (барды Инна Карлина и Владимир Новоженин).
Марина Яковлевна преподает английский язык в МГУ им. М. Ломоносова, а также много работает синхронным переводчиком.

А на вопрос: "Почему Вам нравится быть писателем?" отвечает: "Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: "Смотри, смотри!"









Стихотворения

Прогульщик и прогульщица

Прогульщик и прогульщица
Прогуливали день:
Брели вдвоём сквозь белый свет
И голубую тень,
По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой,
И проходили за урок
По полтора бульвара.
Прогульщик и прогульщица
Расстаться не могли.
Когда бульвары кончились,
Они в музей зашли.
Повесив куртки на крючки,
В египетском отделе
В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели

Лесное болотце

Лужица!
Скажи на милость,
Как в ней столько
Уместилось?
Головастиков три штучки.
Небо.
Половина тучки.
Ветка ивы.
Птица зяблик.
И корявый
Мой кораблик!

Рыбкин телевизор
Пруд замерз. Каток открыт!
Вальс гремит. Фонарь горит.
Подо льдом вздыхает рыбка
И подругам говорит:

"Поздний час, пора в кровать,
Я детей устала звать,
От фигурного катанья
Их никак не оторвать!"

Бумажный зонтик

Расписное веретёнце,
Зонтик из бумаги —
Он не защитит от солнца,
Не спасёт от влаги.
Может он измяться скоро
И легко порваться,
Но от яркого узора
Трудно оторваться!
Осторожно, не сминая,
Подняли, раскрыли:
Он, как бабочка цветная,
Расправляет крылья.
Он как парусник над бездной,
В поднебесной шири —
Однодневный, бесполезный,
Самый прочный в мире!

Вот такой воробей

Уселся воробышек
Рядом со мной.
— Не трусишь? — спросил я, —
Ты что же, ручной?
— Я дикий! — сказал он,
Взлетев на скамью, —
Бросай бутерброд,
А не то заклюю!

“Уйди-уйди”

“Уйди-уйди”, — пищит пищалка.
И правда, уходить пора,
Да с праздником расстаться жалко:
Так нынче улица пестра!
Из окон тянет сладким духом,
С бульвара — утренним дождём,
“Уйди-уйди!” — пищит над ухом...
Уйдём, уйдём. Сейчас уйдём.

Булочная песенка
Были два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.

Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону - бабушка
В бежевом платке.

Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач...
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.

А Батон - с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.



Урок литературного чтения по теме: «Стихотворение М.Я. Бородицкой "В школу".
  • Начальные классы
Описание:

 Урок построен так, чтобы большую часть урока говорили дети. Они могут спорить между собой, дополнять друг друга, а учитель лишь направляет наводящими вопросами их деятельность. Это урок повторения и закрепления полученных знаний на уроках окружающего мира, на классных часах. Творческое занятие , которое заполняет оставшееся на уроке время, способствует сближению детей, так как при его выполнении необходимо договориться, прийти к единому мнению. Это задание учит детей уступать друг другу, принимать единое решение, работая в паре, уметь убедить товарища в правильности своего решения.

Автор Рудоманенко Марина Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1519
Номер материала 53031
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓