Тема урока:
«Стихотворение М.Я. Бородицкой "В школу"»
Цель: - Осознанно воспринимать стихотворный текст
в исполнении учителя, оценивать его характер, осознанно
воспринимать содержание текста.
- Участвовать в
диалоге при обсуждении произведения.
- Овладевать
навыками осознанного, правильного и выразительного чтения:
чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным
выделением особенностей текста, смысловых пауз.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» под ред. Свиридовой
В.Ю. 4 класс, 1 часть, презентация, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Орг. момент.
Звонок
звенит, и мы готовы,
Бодры, спокойны и здоровы.
О дружбе речь сегодня поведем,
Стихотворенье вместе разберем
И вместе с вами почитаем.
II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, какое домашнее задание Вам было задано? (проверка домашнего задания
по желанию детей). Сегодня вы попробовали быть поэтами, вам понравилось?
III. Постановка учебной задачи.
-
Ребята, скажите а с какими поэтами вы уже знакомы? (Есении, Барто, Тютчев,
Пушкин, Лермонтов и др.)
-Ребята,
а кто- нибудь из вас догадался о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
(стихотворении)
-
Ребята, давайте подумаем и попробуем дать определение слову «стихотворение». (слайд
1)
Знакомство с биографией и творчеством поэтессы.
-
Дети, сегодня Асият подготовила нам сообщение о биографии поэтессы, нашей
современницы. А что означает слово современница? (слайд 2)
-
Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, какие стихотворения написала Марина
Яковлевна. Может быть какие с какими-то из них вы встречались ранее? (слайды 3
и 4).
-
Дети, есть желающие прочитать ее стихотворения наизусть?
IV.
Подготовка к восприятию стихотворения.
- Прочитайте название стихотворения.
Предположите, о ком будет идти речь?
- Послушайте стихотворение.
V.
Чтение стихотворения учителем.
-
Кто главный герой стихотворения?
-
Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно
вас?
Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися про себя.
VI.
Выборочное чтение.
-
Найдите в стихотворении моменты, когда настроение героя видно в деталях
описания. (зачитывают дети)
-
Итак, в первой части стихотворения нам рассказывается о том, как не хочется
нашему герою утром вставать и идти в школу. И он пытается всеми силами продлить
хоть чуть-чуть еще свой сон. Ребята, а с вами часто случается такое, что не
хочется вставать и идти в школу. (слайд 5) Давайте найдем и прочитаем этот
отрывок.
Но
ведь у детей есть тоже обязанности также как и у взрослых. А какая самая
главная обязанность ребенка как вы считаете? Конечно же, дети должны учиться. И
хочется нам или нет, а приходится утром вставать и идти вам в школу, а нам-
взрослым на работу.
-
Дети, а о чем говорится во второй части стихотворения? Верно, о том как быстро
ученик бежит, спешит в школу, чтобы не опоздать на урок. А найдите в тексте
слова, которые показывают нам с какой же целью ученик так спешит в школу.
VII.
Физминутка под музыку.
VIII.
Словарная работа.
-
Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Встретились ли вам в
стихотворении непонятные или трудные слова? ( слайд 6)
IX.
Творческая работа. (работа в парах)
-
Ребята, а сейчас я раздам вам листочки с изображением будильника. Вам нужно
договориться со своим соседом по парте и сделать рисунки одинаковыми.
X.
Рефлексия.
-
Ребята, перед вами лежат листочки, на которых нарисованы линеечки самооценки.
Возьмите их и отметьте как вы сегодня работали на уроке, насколько сложно вам
было, все ли получалось?
- Я благодарю вас за работу на уроке. (
слайд 7)
Выставление оценок за работу на уроке.
XI. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения на стр.
131.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поэт и
переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Она
училась в английской спецшколе. В 1976 году окончила Московский институт
иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем
английского языка в школе. Печататься в периодике начала с 1978г.
В детстве любила мечтать, планы о том, кем быть, менялись часто. Вот что она
рассказала о себе в одном из интервью, отвечая на этот вопрос: «По порядку:
медсестрой, токарем на заводе, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом… и
наконец – о чем до сих пор, несбыточном, плачу! – актрисой-травести: играть
мальчишек, девчонок, Виолу в "12-й ночи" и заднюю ногу крокодила».
Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей,
сказок и переводов. Она переводит с английского стихи и сказки известных
поэтов и писателей
Несколько лет на радио «Россия» Бородицкая вела программу «Литературная
аптека», прописывая «литературные лекарства» от человеческих комплексов,
неудач, зависти, хандры, одиночества, она убеждена, что книга - лучший витамин.
На ее стихи исполняется довольно много детских песен (композитор Григорий
Гладков и др.), а в последнее время и взрослых (барды Инна Карлина и Владимир
Новоженин).
Марина Яковлевна преподает английский язык в МГУ им. М. Ломоносова, а также
много работает синхронным переводчиком.
А на вопрос:
"Почему Вам нравится быть писателем?" отвечает: "Потому что я
чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или в автобусе, совершенно
случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и
кричать: "Смотри, смотри!"
[1]
Стихотворения
Прогульщик и прогульщица
Прогульщик и прогульщица
Прогуливали день:
Брели вдвоём сквозь белый свет
И голубую тень,
По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой,
И проходили за урок
По полтора бульвара.
Прогульщик и прогульщица
Расстаться не могли.
Когда бульвары кончились,
Они в музей зашли.
Повесив куртки на крючки,
В египетском отделе
В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели
Лесное болотце
Лужица!
Скажи на милость,
Как в ней столько
Уместилось?
Головастиков три штучки.
Небо.
Половина тучки.
Ветка ивы.
Птица зяблик.
И корявый
Мой кораблик!
Рыбкин телевизор
Пруд замерз. Каток открыт!
Вальс гремит. Фонарь горит.
Подо льдом вздыхает рыбка
И подругам говорит:
"Поздний час, пора в кровать,
Я детей устала звать,
От фигурного катанья
Их никак не оторвать!"
Бумажный зонтик
Расписное веретёнце,
Зонтик из бумаги —
Он не защитит от солнца,
Не спасёт от влаги.
Может он измяться скоро
И легко порваться,
Но от яркого узора
Трудно оторваться!
Осторожно, не сминая,
Подняли, раскрыли:
Он, как бабочка цветная,
Расправляет крылья.
Он как парусник над бездной,
В поднебесной шири —
Однодневный, бесполезный,
Самый прочный в мире!
Вот такой
воробей
Уселся воробышек
Рядом со мной.
— Не трусишь? — спросил я, —
Ты что же, ручной?
— Я дикий! — сказал он,
Взлетев на скамью, —
Бросай бутерброд,
А не то заклюю!
“Уйди-уйди”
“Уйди-уйди”, — пищит пищалка.
И правда, уходить пора,
Да с праздником расстаться жалко:
Так нынче улица пестра!
Из окон тянет сладким духом,
С бульвара — утренним дождём,
“Уйди-уйди!” — пищит над ухом...
Уйдём, уйдём. Сейчас уйдём.
Булочная песенка
Были
два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону - бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач...
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.
А Батон - с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.