Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения по теме "Пословица"

Урок литературного чтения по теме "Пословица"

Скачать материал

Урок литературного чтения.

4класс.

Тема:  Красна речь пословицей.

Форма проведения урока: устный журнал

Цель урока: Обобщить знания учащихся о пословицах, как одно из видов устного народного творчества.

Задачи: 1.Развивать устную речь учащихся, память, внимание;

2.Воспитать интерес к чтению, к исследованию народного творчества, фольклора.

Оборудование: Презентация «Пословицы», « Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится», Листы (на каждой парте) с пословицами , без обозначения тематики.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Основная работа с учащимися.

- В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы, поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали их из уст в уста. Так появился фольклор. Или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах- в презентации) на ваш взгляд, главные ключевые слова.

- Это слово – пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое  - то поучение.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Открываем первую страницу нашего журнала.

«Чтение – лучшее учение»

-Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.

«Книга для ума – что теплый дождик для всходов»

«Книга поможет в труде,  выручит в беде»

«Кто много читает, тот много знает»

Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

- Книга рассказывает нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде.. Рабочий читает  книги о станках, чтобы  научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том как успешнее собрать хороший урожай, врач – о том как помочь людям стать здоровыми, учитель – о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.

(Появляется Незнайка)

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- Ребята, помогите ответить на вопросы.

Что означает слово «Библиотека»?  Что  такое читательский формуляр?, На чем была написана первая книга?

2. Игра «Ромашка» ( на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить лепесткт)

«Волшебник изумрудного города», А . Волков

«Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстой

«Остров сокровищ»  Р. Стивенсон

«Конек – Горбунок»  П .Ершов

- Так какие пословицы о чтении вы знаете? Открываем вторую страницу журнала.

«Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.   « Без труда мечта мертва», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Землю красит солнце, а человека – труд»

Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась (учащиеся объясняют смысл пословиц)

Ученики:   Стол, за которым ты сидишь.

Кровать, в которой ты уснешь.

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

И каждый гвоздь, и каждый дом.

И каждый ломтик хлеба –

Все создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

 Придет пора, настанет час.

И мы трудиться будем.

- Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях (Слайды )

1. Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его не легок и не прост.

Как космонавт, плывет он среди звезд.( Водолаз)

2. Мастер, мастер помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. ( Сапожник)

3.Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи.

Ключ, напильник, ножовка.

А всего нужней – сноровка.( Слесарь)

- Открываем третью страницу журнала:

«Одна у человека Родина мать, одна у него и Родина»

- Укажите из пословиц, те которые соответствуют теме страницы.

(Ученики называют пословицы)

Родина – мать, умей за нее постоять.

На чужой сторонушке, рад  любой воронушке.

Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Своя земля, и в горсти мила.

Учащиеся читают стихи.

1.     Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна!

(Незнайка проводит с учащимися игры).Рефлексия.

1.Викторина пословиц.

Кто много читает …….(тот много знает)

Поздно встанешь ….(мало сделаешь)

Не красна изба углами , а … ( красна пирогами) и т.д.

2.Игра «По двум словам, отгадай пословицу»

Коса – камень  (Нашла коса на камень)

Дело – мастер (Дело мастера боится)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом)

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

3.Игра « Семь и одна»

- Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.

«Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, один раз отрежь.  Семь бед – один ответ. Семеро с ложкой, один с сошкой» и т.д.

4.Сценка « Кончил дело – гуляй смело»

ИТОГ  урока.

О чем, мы сегодня говорили?

Сегодня мы с вами говорили о пословицах

Для чего нужны пословицы в нашей речи? Какие пословицы вы запомнили? Где бы вы употребили эти пословицы?

Попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые мы прочитали в начале урока. Что полезного мы сегодня перенесем из урока в нашу повседневную жизнь?

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения по теме "Пословица""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Конспект урока литературного чтения по теме "Пословицы" рссчитан для учащихся четвертого класса. В ходе урока идет обобщение знаний и навыков учащихся по разделу " Устное народное творчество

   Учащиеся закрепляют навыки употреления в устной речи пословицы, поговорки, загадки. Обучающиеся анализируют, объясняют смысл пословиц.

  Учатся группировать пословицы по темам.В ходе урока учащиеся читают стихи о Родине, расскрывают через пословицы значение"Родины" для каждого человека. Учащиеся знакомятся через загадки с профессиями, анализируют значение труда для человека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 401
    • DOCX 20.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алимова Валентина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алимова Валентина Алексеевна
    Алимова Валентина Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 46918
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 269 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 592 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе