Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме "Пословица"

Урок литературного чтения по теме "Пословица"

Урок литературного чтения.

4класс.

Тема: Красна речь пословицей.

Форма проведения урока: устный журнал

Цель урока: Обобщить знания учащихся о пословицах, как одно из видов устного народного творчества.

Задачи: 1.Развивать устную речь учащихся, память, внимание;

2.Воспитать интерес к чтению, к исследованию народного творчества, фольклора.

Оборудование: Презентация «Пословицы», « Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится», Листы (на каждой парте) с пословицами , без обозначения тематики.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Основная работа с учащимися.

- В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы, поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали их из уст в уста. Так появился фольклор. Или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах- в презентации) на ваш взгляд, главные ключевые слова.

- Это слово – пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое - то поучение.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Открываем первую страницу нашего журнала.

«Чтение – лучшее учение»

-Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.

«Книга для ума – что теплый дождик для всходов»

«Книга поможет в труде, выручит в беде»

«Кто много читает, тот много знает»

Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

- Книга рассказывает нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде.. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том как успешнее собрать хороший урожай, врач – о том как помочь людям стать здоровыми, учитель – о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.

(Появляется Незнайка)

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- Ребята, помогите ответить на вопросы.

Что означает слово «Библиотека»? Что такое читательский формуляр?, На чем была написана первая книга?

2. Игра «Ромашка» ( на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить лепесткт)

«Волшебник изумрудного города», А . Волков

«Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстой

«Остров сокровищ» Р. Стивенсон

«Конек – Горбунок» П .Ершов

- Так какие пословицы о чтении вы знаете? Открываем вторую страницу журнала.

«Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы. « Без труда мечта мертва», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Землю красит солнце, а человека – труд»

Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась (учащиеся объясняют смысл пословиц)

Ученики: Стол, за которым ты сидишь.

Кровать, в которой ты уснешь.

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

И каждый гвоздь, и каждый дом.

И каждый ломтик хлеба –

Все создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час.

И мы трудиться будем.

- Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях (Слайды )

1. Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его не легок и не прост.

Как космонавт, плывет он среди звезд.( Водолаз)

2. Мастер, мастер помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. ( Сапожник)

3.Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи.

Ключ, напильник, ножовка.

А всего нужней – сноровка.( Слесарь)

- Открываем третью страницу журнала:

«Одна у человека Родина мать, одна у него и Родина»

- Укажите из пословиц, те которые соответствуют теме страницы.

(Ученики называют пословицы)

Родина – мать, умей за нее постоять.

На чужой сторонушке, рад любой воронушке.

Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Своя земля, и в горсти мила.

Учащиеся читают стихи.

  1. Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна!

(Незнайка проводит с учащимися игры).Рефлексия.

1.Викторина пословиц.

Кто много читает …….(тот много знает)

Поздно встанешь ….(мало сделаешь)

Не красна изба углами , а … ( красна пирогами) и т.д.

2.Игра «По двум словам, отгадай пословицу»

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Дело – мастер (Дело мастера боится)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом)

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

3.Игра « Семь и одна»

- Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.

«Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро с ложкой, один с сошкой» и т.д.

4.Сценка « Кончил дело – гуляй смело»

ИТОГ урока.

О чем, мы сегодня говорили?

Сегодня мы с вами говорили о пословицах

Для чего нужны пословицы в нашей речи? Какие пословицы вы запомнили? Где бы вы употребили эти пословицы?

Попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые мы прочитали в начале урока. Что полезного мы сегодня перенесем из урока в нашу повседневную жизнь?







Урок литературного чтения по теме "Пословица"
  • Начальные классы
Описание:

      Конспект урока литературного чтения по теме "Пословицы" рссчитан для учащихся четвертого класса. В ходе урока идет обобщение знаний и навыков учащихся по разделу " Устное народное творчество

   Учащиеся закрепляют навыки употреления в устной речи пословицы, поговорки, загадки. Обучающиеся анализируют, объясняют смысл пословиц.

  Учатся группировать пословицы по темам.В ходе урока учащиеся читают стихи о Родине, расскрывают через пословицы значение"Родины" для каждого человека. Учащиеся знакомятся через загадки с профессиями, анализируют значение труда для человека.

Автор Алимова Валентина Алексеевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1086
Номер материала 19716
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓