Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов. «Мартышка и очки»"

Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов. «Мартышка и очки»"

Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов. «Мартышка и очки»"


Цели урока:

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.



Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД у учащихся

Организационный момент.

Приветствие детей.

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы сказке.

- Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.






Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

А что, же такое басня?

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

- Назовите признаки басни.

  • Небольшой размер

  • Иносказательность

  • Высмеиваются недостатки

  • Поучительность

- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

-А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать?

- Послушайте стихотворение Вяземского.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?




hello_html_41767796.jpg

Напомним биографию баснописца И. А. Крылова.

Рассказывают 3 подготовленных ребёнка.

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.      




К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Изучение новой темы. Работа до чтения.

Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке:

МААРТЫШИК И ИОЧК.

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Словарная работа:

Мартышка-маленькая обезьяна.

Дюжина -12.

Полдюжины -6.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.


К худу клонит- к плохому клонит.

Познатней – знать, буржуазия, богачи.

Невежда -грубый, невоспитанный человек.

Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова.

-Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: находить нужную информацию в тексте.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Работа после чтения.

- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

3) Чтение про себя.

- Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

I. Завязка.

II. Развитие действия.

III. Кульминация.

IV. Развязка.

- Прочитайте первую часть. Как она называется?

- Прочитайте вторую часть. Как она называется?

- Прочитайте третью часть. Как она называется?

- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

- А как называется следующая часть?

- Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

- Прочитайте мораль.

- В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).


К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Физминутка.

Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей.

Л.: Ориентация на ЗОЖ.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Работа после чтения. Работа на понимание.

Работа над языком басни.

- Сейчас поработаем над языком басни.

- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

- Зло не так большой руки.

- Что это означает?

- Не так уж большое горе.

- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

- Купить, достать, приобрести.

- Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

- Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

- Очки не действуют никак – не помогают.

- Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

- Проку на волос нет – очень мало пользы.

- Подберите синонимы к словам: прок – польза

  • враки - неправда, обман, ложь

  • налгали – обманули

- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

- Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

- Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

- К худу клонит – говорит плохо о ней.

- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

- Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

- Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

- Тему.

- В каких строчках заключена идея басни?

- В морали.

- Прочитайте.


Р.: определяют, о чем идет речь в басне.

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

Работа в группах.

Работа в группах.

- Первая группа готовится проинсценировать басню.

- Вторая группа, выразительно читает басню.

- Третья – составляет диафильм.

Проверка.

- Прочитайте выразительно басню.

- Какие кадры диафильма нарисовали ?

- А теперь посмотрим инсценирование..

- Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

- Что такое басня?



5. Рефлексия.


-Что запомнилось на уроке?

- Что понравилось?

-Что не понравилось?

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

  • II группа - выразительно читает басню

  • III группа – учит наизусть

  • I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию


Р.: принимать и сохранять учебную задачу.



Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов. «Мартышка и очки»"
  • Начальные классы
Описание:

ЭПИГРАФ К  УРОКУ.

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
(И.А. Крылов)

Цели урока:

Обучающий аспект:

  • формирование языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся);
  • познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;
  • научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).

Развивающий аспект:

  • развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам;
  • развить речь, образное мышление.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;
  • воспитать умение согласовывать совместную деятельность учащихся друг с другом.

Урок комплексного применения знаний

Этапы урока: подготовительный, применение знаний, итог урока на рефлексивной основе, домашнее задание.

Формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, общекультурной.

Автор Соболева Зоя Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 686
Номер материала 32866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓