Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме "Два мира в сказке А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" (2 класс)

Урок литературного чтения по теме "Два мира в сказке А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" (2 класс)

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Тема: Два мира в сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».


Цели и задачи урока: Исследовать характеры и поступки героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла.

Воспитывать интерес детей к чтению произведений большого объёма и интерес к миру художественной литературы;

учить выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки; выявить положительные и отрицательные черты героев произведения, выяснить основные отличия;

развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа; воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.


Планируемые универсальные учебные действия:

Личностные: высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам; эмоционально «проживать» текст сказки.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; логические –делать выводы; осуществлять сравнение героев произведения.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Ход урока:

  1. Определение темы, цели и задач урока.

Задание по группам:

  1. Дети, испытывающие трудности в обучении – собирают словосочетания мир добра, мир зла

  2. Дети с повышенной мотивацией к обучению работают с карточками (приложение) Задание: Знакомы ли вам имена персонажей сказки? Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом и соедините слова с именами персонажей.

  3. Все остальные читают слова на карточках. (приём мелькание) Слова: Буратино, Мальвина, Артемон, Тортила, Дуремар, Алиса, Базилио, Пиноккио, Карабас-Барабас, Пьеро

Прочитанные слова выставляются на доску: Буратино, Мальвина, Артемон, Тортила, Дуремар, Алиса, Базилио, Пиноккио, Карабас-Барабас, Пьеро

- Ребята, работающие на карточках, должны были пояснить имена персонажей сказки. Давайте их послушаем. Слайд 2.

Снова обращаемся к словам на доске.

- Что общего в этих словах. Есть ли лишнее слово?(Пиноккио) Почему?

- Нам с вами надо определить тему нашего сегодняшнего урока. И помогут нам в этом ребята первой группы.

Внимание на собранные на доске слова: МИР ДОБРА МИР ЗЛА

- О чем же сегодня на уроке пойдет речь?

Слайд 3. Тема урока

- На какие вопросы нам необходимо будет ответить на нашем уроке? Выберите из предложенных. Слайд 4

Выбирают вопрос и ставят цель.

- Какие характеры у героев сказки? Слайд 5.

- Во всех сказках существуют 2 мира. Что вы об этом знаете?

- Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра? Почему?

- Вернемся к персонажам сказки. Попробуйте разделить персонажей на две группы.

- Почему вы их так разделили?

Я попробую вас заставить сомневаться в вашем выборе. Кто же в сказке олицетворяет зло, а кто добро? Давайте попробуем ответить на этот простой, и в то же время сложный вопрос.

2. Проблемный вопрос:

- Как вы считаете, Буратино – какой это герой? В какой мир его отправим?

Дети отвечают: - Положительный. В мир добра?

- Давайте внимательно посмотрим сценку из сказки и ответим на вопрос: Ваше мнение осталось прежним? Помогут вам наши одноклассники. Миша озвучивает роль Буратино, а Диана – Мальвины.

Видео Фрагмент из фильма «Приключение Буратино», эпизод о том, как Мальвина учит Буратино по принципу немого кино. Дети его озвучивают.

- Каким вы увидели Буратино?

Ответы детей: -Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в мир Добра?

Вывод: У него есть и положительные, и отрицательные черты характера.

- Хорошо, давайте разбираться с героями.

3. Работа над характерами Буратино и Мальвины (в парах по карточкам) :

Подчеркните отрицательные черты характера красным карандашом. Каких черт в характерах героев больше: отрицательных или положительных?

Буратино

Мальвина

весёлый

жизнерадостный

добрый

невоспитанный

настоящий друг

не хочет учиться

смелый

решительный

оптимист

неряшливый

непослушный

аккуратная

серьёзная

капризная

плакса

воспитанная

прилежная

добрая

не умеет воспитывать

хороший друг

строгая

Вывод: И у Мальвины и у Буратино есть и положительные и отрицательные черты. Но положительных качеств больше. Они похожи на обычных мальчишек и девчонок.

  1. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел.

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.


5. Работа по группам над характеристикой героев.

- Давайте разделимся на 4 группы, каждая из которых, будет работать над характером одного или двух героев, над образом. (Приложение 2)

1 группа – Буратино.

2 группа – Мальвина.

3 группа – Карабас Барабас, Дуремар.

4 группа – Лиса Алиса и кот Базилио.

(Группы работают 15 минут)

Проверка:

Готовый продукт:

1 группа: Мы считаем, что Буратино добрый, весёлый, открытый всему миру. Буратино похож на простого мальчишку. Буратино любознательный, не стесняется своего незнания. Он не боится спросить, чтобы знать.

А еще Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян. Он шалун, не хочет учиться. Убежал от папы Карло в Страну Дураков. Думает только о себе и не с кем не хочет делится.

Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг.


2 группа: Мальвина - девочка с голубыми волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Она была очень воспитанной, аккуратной во всём. Мальвина старалась помочь Буратино стать знающим и воспитанным человеком. И девочка была образованной.

А еще Мальвина - капризная девочка. Она хочет, чтобы все вокруг поступали только как ей хочется, чтобы выполняли все её указания. Послушный Артемон всё время исполнял её приказы. Она всех использовала для своих прихотей.

Но Мальвина была добра ко всему живому, никого никогда не обижала.


3 группа: Лиса Алиса и Кот Базилио олицетворяют в этой сказке хитрость, жадность и глупость. Лиса Алиса очень хитрая и ленивая. Она старается во всём выгадать только для себя. Кот Базилио жадный. Из-за своей глупости попадается на хитрые уловки лисы Алисы.

Но все-таки Лиса Алиса очень обаятельная и артистичная. Рядом с ней всегда весело. Кот Базилио совсем не злой герой. Он старается все вопросы решить мирным путём, без агрессии и жестокости.

4 группа: Карабас Барабас и Дуремар – это злые и жестокие люди. Карабас Барабас ради денег издевался над своими куклами, не щадил их и заставлял много работать. А Дуремар, чтобы стать очень богатым, мучил пиявок и обманывал больных людей. Ему было все равно – станут ли здоровыми люди, которым он продает пиявок, или нет. Жадность этих людей не имеет границ. Они не останавливаются не перед чем.

Но несмотря на все плохое Карабас Барабас и Дуремар предприимчивые люди, которые умеют строить бизнес. Карабас Барабас создал свой театр, чтобы прививать людям любовь к искусству. А Дуремар был хороший народный целитель. Он изучил лечебные свойства пиявок и, помогал людям избавиться от многих болезней.


- Какой урок мы вынесли из этой сказки? Чему она учит читателя?

6. Заключение; учитель рассказывает детям притчу.

Однажды Учитель, показал учениками чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка и спросил: «Что вы видите?»

Первый ученик: «Точку».

Второй: «Черную точку».

Третий: «Жирную точку».

Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа!».

Вот так же мы судим о человеке, по его мелким недостаткам.


- Мы с вами увидели, что сейчас сложно определить, в какую же дверь мы с вами оправим наших героев. Для того, чтобы разобраться в нашей возникшей проблеме, необходимо ещё раз, не упуская ни одного слова, перечитать всю сказку целиком.




Приложение:

1 группа.

Мы считаем, что Буратино ____________, _________, открытый всему миру. Буратино похож на простого _______________. Буратино ______________________, не стесняется своего незнания. Он не боится _______________, чтобы знать.

Однако Буратино _________________, ______________________, ____________________, грубиян. Он ______________, не хочет ________________. Убежал от папы Карло в Страну Дураков. Думает только о __________ и не с кем не хочет делится.

Но у Буратино есть очень замечательное качество: он никогда не бросит ______________ в ________, он сам – _______________ друг.



2 группа.

Мальвина - девочка с _____________________ волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Она была очень _______________________, __________________ во всём. Мальвина старалась ___________________ Буратино стать знающим и __________________________ человеком. Девочка была ___________.

А ещё Мальвина - _________________ девочка. Она хочет, чтобы все вокруг поступали только как _______ хочется, чтобы выполняли все её _______________. Послушный Артемон всё время ___________________ её приказы. Она всех _________________ для своих прихотей.

Но Мальвина была _____________ ко всему живому, никого никогда не обижала.



3 группа.

Карабас Барабас и Дуремар – это ____________________________ и ___________________ люди. Карабас Барабас ____________________ над своими куклами, не щадит их и _______________________ много работать. А Дуремар, чтобы стать очень богатым, ____________________ пиявок и ________________________ простых и больных людей. Ему было все равно – станут ли ________________люди, которым он продает пиявок, или нет. ____________________ этих людей не имеет границ.

Но несмотря на все плохое, Карабас Барабас и Дуремар __________ люди, которые умеют строить бизнес. Карабас Барабас создал свой __________, чтобы прививать людям любовь к ____________. А Дуремар был ________________народный целитель. Он изучил лечебные свойства пиявок и ____________ людям избавиться от многих болезней.



4 группа.

Лиса Алиса и Кот Базилио олицетворяют в этой сказке

_________________________, ______________ и ________________. Лиса Алиса очень ______________________ и _____________________. Она старается во всём выгадать только для _________________. Кот Базилио _______________________. Из-за своей ___________________ попадается на хитрые уловки лисы Алисы.

Но все-таки лиса Алиса очень _____________ и ______________ . Рядом с ней всегда ______________. Кот Базилио совсем не __________ герой. Он старается все вопросы решить _______________ путём, без агрессии и ______________ .

















Буратино

Мальвина

весёлый

любознательный

добрый

открытый

невоспитанный

настоящий друг

не хочет учиться

смелый

решительный

оптимист

неряшливый

непослушный


аккуратная

серьёзная

плакса

воспитанная

прилежная

добрая

не умеет воспитывать

хороший друг

строгая

образованная






Знакомы ли тебе имена персонажей сказки? Прочитай и соедини слова с именами персонажей.

Кот …

Продавец пиявок …

Лиса…

Грустный влюблённый поэт …

Черепаха – хранительница ключика…

Владелец кукольного театра …

Девочка с голубыми волосами…

Пудель – её верный друг и помощник…


  • Алиса

  • Пьеро

  • Базилио

  • Дуремар

  • Мальвина

  • Артемон

  • Тортила

  • Карабас-Барабас














Урок литературного чтения по теме "Два мира в сказке А.Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения разработан в рамках обучения по программе "Школа 2100" во втором классе.

Цели и задачи урока: Исследовать характеры и поступки героев сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла.

Воспитывать интерес детей к чтению произведений большого объёма и интерес к миру художественной литературы; учить выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки; выявить положительные и отрицательные черты героев произведения, выяснить основные отличия; развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа; воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

 

Автор Иванова Валентина Альбертовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2474
Номер материала 43536
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓