Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме И. Хемницер "Друзья"

Урок литературного чтения по теме И. Хемницер "Друзья"

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Авторы учебника: Ефросинина Л.А.

Тема урока: И. Хемницер «Друзья»

Цель урока: познакомить детей с басней «Друзья», раскрыть конкретное содержание басни, научить анализу басни, раскрыть мораль.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.

Метопредметные:

Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу, осуществлять самоконтроль и оценивать свою деятельность

Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, осуществлять выбор критериев для выявления нового, анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение слушать других, отстаивать своё мнение

Предметные: познакомить с новым произведением.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения:

-учитель-презентация

-ученик- учебник, словарь


Технологическая карта урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Включение в деловой ритм

_Доброе утро, ребята. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку.

Подготовка к работе

Личностные:

самоопределение

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка домашнего задания.

- С каким литературным жанром мы работали на протяжении последних уроков?

-Что же такое басня?

-Чем она похожа и чем отличается от других литературных жанров?

- На самом деле речь идёт о животных? (Нет, о людях). То есть автор использует образы зверей, чтобы выразить какое-либо человеческое качество.

- Как называется такое иносказание в литературе? (Аллегория). Это ещё одна черта басни как жанра. Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ……… (заканчивают дети).

-Что обязательно месть в басне?

- Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, найдем значение слова “мораль”. (Ищут учащиеся). Это многозначное слово. Нам подходит следующее значение: логический, поучительный вывод из чего-нибудь, например, из повествовательной части басни.

-Давайте вспомним прочитанные нами басни и их героев.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Применение ранее полученных знаний .

Отвечают на вопросы учителя.












Индивидуальная работа со словарем.







Отгадывают героев, авторов басен, названия по отрывкам.

Личностные

Смыслообразование

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и одноклассниками, владение диалогической и монологической речью

Познавательные

Поиск и выделение информации.

3.Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением этого жанра: басней «Друзья», которую написал Иван Иванович Хемницер.

Знакомство с автором (презентация)

Среди русских баснописцев Хемницеру принадлежит почётное и видное место. Он является непосредственным предшественником Крылова, и его басни пользовались широкой популярностью с конца 18 до середины 19 века.

Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году в Астраханской губернии, в семье малосостоятельного штаб-лекаря. Когда ему исполнилось 11 лет, отец с семьёй переселился в Петербург, где мальчик стал готовиться к медицинской карьере. Однако в 1757 году он вздумал искать счастья в военной службе и поступил в солдаты в пехотный полк. Во время Семилетней войны юноша принял участие в походе в Германию. Хемницер пробыл на военной службе 12 лет. Уже будучи поручиком Копорского полка, он вышел в отставку и поступил в горное ведомство. Там Хемницер сблизился с М. Ф. Соймоновым, своим начальником, и вместе с ним в 1776 году совершил длительное путешествие за границу (в Германию, Голландию и Францию). По возвращении из путешествия по Европе, Хемницер вновь продолжает свою работу в области минералогии, опубликовав ряд специальных трудов. Наряду с этим он пишет басни, издав анонимно в 1779 году небольшой сборник под заглавием «Басни и сказки NN», доставивший ему литературную известность. В 1782 году Хемницер, видимо под давлением личных обстоятельств, уехал из России, получив место русского консула в Смирне. В Смирне Хемницер энергично защищает интересы русских. Материальной обеспеченности новая должность Хемницеру не принесла, так как он с присущей ему честностью не пользовался незаконными доходами, — в противоположность другим консулам.

Около полутора лет пробыл он в далёком азиатском городе, всё время болея, тяжело переживая своё одиночество и мечтая об отставке и пенсии.

20 марта 1784 года Хемницер умер. В первом посмертном издании его басен (1799 г.) изображен надгробный памятник, и под рисунком читается эпитафия, написанная Хемницером самому себе:

Жил честно, целый век трудился,

И умер гол, как гол родился.

- В своих баснях Иван иванович высмеивал жадность. Глупость, тупость , лесть, ложь. Какой порок оказался в центре внимания этой басни?


ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Смотрят презентацию.

Отвечают на вопросы учителя.






Работают на карточках и в тетрадях.

Регулятивная

Постановка учебной задачи

Коммуникативные

Владение диалоговой речью

Познавательные

Выделение познавательной цели

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-В какой форме написана басня?

-Кто главные герои?

-Что произошло с одним из них?

-Откройте учебник и прочитайте басню еще раз про себя, отметьте карандашом слова. Значение которых вам непонятно.

РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ.

-Прочитайте какое несчастье случилось однажды с мужиком.

-Как вы думаете, зачем ему надо было проезжать по льду?

- - Что стал делать мужик, когда почувствовал, что лед под ним провалился? Найдем и прочитаем как пишет об этом автор. С каким чувством надо читать эти строки? Кто попробует прочитать? Удалось ли передать испуг мужика?
- Как отреагировали мужики. Докажите текстом. Прочитайте эти строки, передавая отношения мужиков к происходящему? Кто попробует?
- Что поясняет нам автор? Что значит слыли?

-Объясните значение следующих выражений (Рабочая тетрадь с.25)

-Что значит поменяться крестами ? Что пообещали мужики друг другу? Прочитайте.

-С какой интонацией надо читать эту часть?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Прочитайте подходящую к ней часть. Почему именно так изобразил художник героев?

Дети дают ответы.






































Делают вывод.

Коммуникативные

Сотрудничество в поиске информации

Познавательные

Синтез, анализ, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез и их доказательство.

Личностные

Нравственно-этическая ориентация.

5.Первичное закрепление


- Итак, можно ли считать мужиков друзьями? Какая же была главная задумка автора? Что он нам хотел показать?

-Какие слова являются моралью?
-Какой порок высмеивает баснописец?

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ (Рабочая тетрадь с.26)

Деление басни на части и подготовка к выразительному чтению.
- Прочитайте басню про себя и подумайте из скольких частей она состоит?

-Чему учит эта басня?

-Почему она актуальна до сих пор?

-Есть ли аллегория в басне?

Какие слова надо читать с иронией?

Делают вывод.








Объясняют значение пословиц, выбирают подходящую к басне по смыслу.







Рассуждают.

Познавательные

Умение работать с полученной информацией, анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений.

Личностные

Нравственно- этическая ориентация

Коммуникативные

Сотрудничество в сборе информации, владение монологической и диалогической речью.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа (Рабочая тетрадь с.25 №1. №3)




-Итак, мы обсудили с каким чувством мы будем читать каждую часть. А теперь попробуем прочитать выразитьельнол всю басню.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.



Выразительное чтение. Взаимооценка.





Регулятивные:

Контроль, соотнесение с эталоном, коррекция. Оценка.

Личностные

Самоопределение


7. Рефлексия деятельности.

- С каким литературным жанром мы работали на уроке?

-С каким баснописцем и его произведением познакомились?

-Что особенно понравилось в этой басне?

-Чему нас учит автор?

- Используя  «словарь настроений» скажите, с каким настроением вы уходите с урока?

- Какими чувствами вы хотите поделиться друг с другом, со мной?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке, покажите карточку.

- работал в полную силу (+++)

- работал хорошо (++)

- мог бы работать ещё лучше(+)

- Активно работали, были необыкновенными актёрами …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Благодарю за урок.          


Анализируют свою деятельность


Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Смыслообразование

Регулятивные

Самооценка



http://www.openclass.ru/node/66741

http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il4/il4-4732.htm

http://er3ed.qrz.ru/hemnitser.htm

http://www.prodlenka.org/otkrytye-uroki-publikatcii/basni-i-a-krylova-obobshchaiushchii-urok-urok-chteniia-v-4-klasse.html





Урок литературного чтения по теме И. Хемницер "Друзья"
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения в 4 клдассе по программе "Начальная школа 21 века. автор учебника Ефросинина Л.А. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Целью урока является познакомить учащихся с   басней «Друзья», раскрыть конкретное содержание басни, научить анализу басни, раскрыть мораль. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный. Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Задачи урока:Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.

Метопредметные:Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу,   осуществлять самоконтроль и  оценивать  свою деятельность

Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, осуществлять выбор критериев для выявления нового, анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение слушать других, отстаивать своё мнение

Предметные: познакомить с новым  произведением.

 

 

 

Автор Ванина Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2447
Номер материала 30916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓