Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения по теме "Е.С.Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана"

Урок литературного чтения по теме "Е.С.Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана"

Тема: Е.С.Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

Цель: 

  • познакомить с фантастической повестью Евгения Серафимовича  Велтистова об электронном мальчике; дать информацию о творчестве   этого писателя.


Задачи: 

  • через применение стратегий из методики развития критического мышления через чтение и письмо раскрыть характеры героев, дать их словесные портреты, оценку поступкам и отдельных ситуаций;

  • построить работу так, чтобы заинтересовать детей повестью, стимулировать её самостоятельное прочтение;

  • воспитывать дружбу, товарищество у детей, чувство взаимопомощи;

  • раскрыть значение электронных машин в жизни человека.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, компьютер; книга Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»; толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с заданиями для детей, таблицы успешности, карточки с тестами.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Доброе утро! Я рада встрече с вами, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

- Но для начала давайте поиграем в игру. Читаем со слайда стихи и повторяем движения: (Слайд 2)

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Подмигните тем, кто слева,

Подмигните тем, кто справа.

Пожми руку тем, кто слева,

Пожми руку тем, кто справа.

Помашите тем, кто слева,

Помашите тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.



  1. Речевая разминка (Слайд 3)

а) Чтение стихотворения.

В чудной стране,

В одной чудной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И.Токмакова

б)Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

в) Прочитайте стихотворение с удивлением, весело, спрашивая.

г)А вы ребята верите Ирине Токмаковой? Почему?

д) Как можно назвать это стихотворение? (небылица, сказка, фантазия)

III. Целеполагание. Введение в тему и актуализация знаний.

а) Вступительная беседа.

- Как вы думаете, в какой стране мы продолжим наше путешествие?

- Как вы понимаете слово «фантазия»?

б) А что же говорят об этом словари? Давайте откроем один из них и прочитаем толкование слова «фантазия».

(Слайд 4) Фантазия –

1.Способность к творческому воображению; само такое воображение.

2.Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

3.Прихоть, причуда.

В) Какие однокоренные слова вы бы подобрали к данному слову? А как бы вы их толковали?

(Слайд 5)Фантазёр –

  1. Человек, который любит фантазировать, мечтатель.

  2. Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

(Слайд 6)Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. (определения по толковому словарю).

Г) Вспомните ребята, какое произведение мы начали читать на прошлом уроке?

Какой жанр у этого произведения?

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Продолжим разбирать фантастическое произведение Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника»)

- А чтобы добиться поставленной цели, составим план нашего урока. У вас в группах есть пункты плана, расположите их в правильном порядке. Какая группа первыми закончат, план вывесят на доске.

План.

  1. Биография Е.С.Велтистова

  2. Проверка домашнего задания. Тест.

  3. Словарная работа.

  4. Работа над повестью.

  5. Подведение итогов

Биография Е.С.Велтистова



Проверка домашнего задания. Тест



Словарная работа.



Работа над повестью.



Подведение итогов




Каждый пункт плана вы будите оценивать в таблице, на доске с помощью разноцветных кружочков. Красный – не подумали, желтый – немножко не справились, зеленый справились с задание прекрасно.


- Оцените себя, как вы справились с заданием.


Итак. Что мы знаем об этом интересном человеке? (Дети рассказывают по очереди биографию автора)(Слайд7)

  1. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- в популярном журнале «Огонёк».

  2. (Слайд 8) Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.

  3. Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

  4. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). А в 1961 году вышла переименованная в «Электроник - мальчик из чемодана».

  5. (Слайд 9) За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

«Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси неуловимый друг «( 1971 г), 
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г), 
«Новые приключения Электроника»(1988).

  1. Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм раньше показывали по телевидению в каникулы.



- Поставьте оценку за это задание


  1. Физминутка

- В фильме исполняются много интересных песен, которые можно услышать и по сей день. Послушаем одну из них, выполняя плавные движения.

V. Работа в группах

Отдохнули немножко, продолжим работу. Проверим как внимательно вы читали повесть. У вас на партах есть тест, посовещайтесь и выполните.

Тест.

  1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
    а)Алиса б) Карлсон в) Громов

  2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

  1. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами

  1. Что находилось в чемодане? 
    а)Электроник б)спящая красавица в) кукла

  2. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

  1. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

  1. Кибернетик – это

а) человек, умеющий умственно считать;

б) специалист по кибернетике;

в) ученый, изучающий космос.

  1. Кибернетика – это

а) математическая наука, изучающая большие числа;

б) наука, изучающая непослушных мальчиков;

в) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.


Взаимопроверка по слайду. (Слайды 10-17)

Заполним нашу таблицу достижений, оценим выполнение задания.

А дальше у нас идет работ над повестью. Каждой группе дается карточка с вопросом, ответ на который нужно найти в тексте.

1. Какой был чемодан?

2. Найдите описание города Дубки.

3. Каким был кибернетический мальчик?

Молодцы! Нашли все ответы на вопросы. А теперь попробуйте составить сами вопросы для своих одноклассников. Каждая группа составляет по 3 вопроса.

Задайте вопросы друг другу.

Вот и еще один пункт плана выполнен. Поставьте оценку.


VI. Итог по уроку. Рефлексия.


Вот и закончился наш урок. Подведем итоги. Что же вы возьмете для себя с сегодняшнего урока?

- А могут ли события описанные в повести стать реальностью? Много ли   

  сейчас электронных машин на службе у человека?

- Посмотрите на свои карты успешности. Все ли у нас получилось при работе в группах? Какая оценка получилась у каждой группы?

- А сейчас попробуем оценить каждый сам себя.

Зажмите руку в кулак и…

- кому было интересно – разожмите мизинец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

- кто хорошо работал на уроке – средний;

- кто помогал работе в группе – указательный;

- кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою оценку за урок.


Домашнее задание

Выберите сами себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ текста

  2. Нарисовать кибернетического мальчика.

  3. Подготовить выразительное чтение.

Всем спасибо за урок.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Биография автора


  1. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- в популярном журнале «Огонёк».



  1. Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.



  1. Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.





  1. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). А в 1961 году вышла переименованная в «Электроник - мальчик из чемодана».





  1. За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

«Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси неуловимый друг «( 1971 г), 
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г), 
«Новые приключения Электроника»(1988).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План работы на уроке

  1. Биография Е.С.Велтистова

  2. Проверка домашнего задания. Тест.

  3. Словарная работа.

  4. Работа над повестью.

  5. Подведение итогов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мои успехи на уроке


Биография Е.С.Велтистова


Проверка домашнего задания. Тест.


Словарная работа.


Работа над повестью.


Подведение итогов

































ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест.

  1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
    а)Алиса б) Карлсон в) Громов



  1. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска



  1. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами



  1. Что находилось в чемодане? 
    а)Электроник б)спящая красавица в) кукла



  1. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова


  1. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал


  1. Кибернетик – это

а) человек, умеющий умственно считать;

б) специалист по кибернетике;

в) ученый, изучающий космос.


  1. Кибернетика – это

а) математическая наука, изучающая большие числа;

б) наука, изучающая непослушных мальчиков;

в) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.








Урок литературного чтения по теме "Е.С.Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана"
  • Начальные классы
Описание:

Цель: 

·        познакомить с фантастической повестью Евгения Серафимовича  Велтистова  об                    электронном мальчике; дать информацию о творчестве   этого писателя.

 

Задачи: 

·        через применение стратегий из методики развития критического мышления через чтение и письмо раскрыть характеры героев, дать их словесные портреты, оценку поступкам и отдельных ситуаций;

·        построить работу так, чтобы заинтересовать детей повестью, стимулировать её самостоятельное прочтение;

·        воспитывать дружбу, товарищество у детей, чувство взаимопомощи;

 

·        раскрыть значение электронных машин в жизни человека.

Автор Дудина Любовь Васильевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1244
Номер материала 56647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓