Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения на тему: "В.Л Дуров Наша Жучка" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему: "В.Л Дуров Наша Жучка" (3 класс)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Яминская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Бирюкова 

х. Яминский Алексеевского муниципального района

Волгоградской области






Урок по литературному чтению



В. Л. Дуров «Наша Жучка»


Название учебника: Литературное чтение.2ч.3 класс. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А.,Бойкина М.В.

  -Москва; « Просвещение», 2013. УМК « Школа России»




3 класс



Разработала: Синичева Нина Ивановна


учитель высшей квалификационной категории




2014г.






Тема урока: В.Л.Дуров «Наша Жучка».


Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Л.Дурова;

учить понимать чувства и поступки героев;

развивать воображение и связную речь, навыки выразительного чтения;

прививать любовь к животным.


Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

Читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр;

Видеть и понимать чувства и поступки героев;

рассказывать о герое, подбирая в тексте слова – определения, характеризующие его характер и поступки;

пересказывать произведение на основе плана.


Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

выставка книг и портрет В.Л.Дурова.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Позвенел уже звонок-

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно-

Нам теперь работать нужно.

  1. Проверка домашнего задания. /Взаимооценка/

Учащиеся читают рассказы о приключениях своих четвероногих друзей. Показывают иллюстрации.

  • Что было задано на дом?

  • Какая главная мысль рассказа?

  • Чему учит нас этот рассказ?


III. Подготовка к основному этапу занятий.

1.Отгадать загадку.

Сегодня мы продолжим   читать   произведения   о   животных,   которые   нас окружают. О ком мы будем читать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку. Слайд 2.


Не говорит, не поет, 
А кто к хозяину идет – 
Она знать дает. 

(Собака) 

Отгадайте кличку собаки, рассмотрев слайд. (Чужак-Жучка).

Слайд 3.


2. Прогнозирование содержания произведения.


  • Как вы думаете, ребята, о чем этот рассказ? ( О собаке Жучке)


IV. Работа над темой урока.

Сегодня мы будем читать, и анализировать рассказ В.Л.Дурова «Наша Жучка».

В рассказе встретятся  слова,  значение которых я  хотела бы вам объяснить.

1.Словарная работа:

Слайд 4.

  • Гимназия - общеобразовательное среднее учебное заведение.

  • Укромный (уголок)- уединенный, укрытый от посторонних.

  • Жребий - условный предмет, вынимаемый, для разрешения спора.

Слайд 5.

  • Гимназия - общеобразовательное среднее учебное заведение.

  • Укромный (уголок)- уединенный, укрытый от посторонних.

  • Жребий - условный предмет, вынимаемый, для разрешения спора.

2.Восприятие рассказ. ( Самоконтроль)

- Учащиеся слушают аудиозапись и следят по тексту рассказа.

V. Физкультминутка.

Слайд 6.



Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте – левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите.

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Раз и два, раз и два!

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

VI. Продолжение работы по теме.

1.Работа по содержанию текста.

Слайд 7 .


  • Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?

  • От чьего имени ведется рассказ?

(от имени автора)

  • Какой эпизод для вас показался самым напряженным?

(когда ему выпал жребий)

  • А как чувствовал себя мальчик в этот момент? Найти и зачитать.

(мне стало неприятно...)

  • А может быть,  кому-то другой эпизод показался захватывающим? (Прочитать.)

(я накинул Жучке на шею веревку...)

  • Как относится рассказчик к своему поступку? ( Найти и прочитать)

(в ту ночь я плохо спал...)


2. Выборочное чтение. /Работа в парах/

Слайд 8.

  • Какое чудо произошло утром?

(мальчик увидел собаку)


  • Как повел себя мальчик?

(остановился и протер глаза)

  • А как повела себя Жучка?

(как ни в чем не бывало, подбежала и с стала тереться у моих ног…)

  • Почему Жучка не держала зла на него? Ведь он пытался привести приговор в исполнение.

Мальчик был добрый и собака это почувствовала. Он не понимал, что собака не виновата и пошел на поводу у ребят.

  • Найдите в тексте слова, которые подтверждают добро.

(Любили, кормили, играли.)

  • А какие слова подтверждают зло?

(Бил, мучил, плеснул кипятком.)

В душу и сердце человека нельзя заглянуть. Нет той меры, которой можно измерить добро и зло. Доброта начинается с любви к братьям нашим меньшим – животным.

Но иногда бывает так, что люди проявляют жестокость по отношению к четвероногим друзьям.

Так случились и с героем рассказа.

  • Кто вынудил мальчика это сделать?

( жестокий, взрослый человек)

  • Как этот случай повлиял на дальнейшую его судьбу?

(он стал дрессировщиком)



3. Рассказ учащихся о В.Л. Дурове.

Слайд 9.

Выступление учащегося.

Владимир Леонидович Дуров с детства любил животных и мечтал работать в цирке дрессировщиком. В то время постоянных цирков в России почти не было. Артисты переезжали из города в город, раскидывали полотняный шатер и в нем выступали перед публикой.

Дуров поступил в труппу известного в то время циркача Ринальдо.

У него появились свои животные: козел Василий Васильевич, гусь Сократ и собака Бишка. Их он и дрессировал. Но дрессировал не так, как было принято в те годы, палкой и побоями. Нет, Дуров обходился со своими животными ласково, терпеливо приучал их к себе, а за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством.


Выступление учащегося.

Выступления Владимира Дурова и его зверей публика - особенно дети- встречала с восторгом. Владимир Леонидович со своей необычной труппой объездил всю Россию. Много лет мечтал он о своем собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. И ему удалось осуществить эту мечту: он приобрел в Москве дом, поселил в нем своих животных, устроил зал для выступлений и назвал все это «Уголок Дурова». Слайд10.

Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для вас, ребят, он создал книгу «Мои звери».

Слайд11.


4.Составление плана. Слайд12.


  1. Две Жучки.

  2. Как проучить?

  3. Жребий вытянут.

  4. Казнь собаки.

  5. Утро.

Краткий пересказ по плану.

VII. Рефлексия.

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

  • За что похвалили бы себя?

  • Что вам захотелось сделать после этого урока?


VIII. Домашнее задание.

Прочитать другие рассказы В.Л.Дурова.





IX. Подведение итогов урока.

  • Подумайте, почему рассказ называется « Наша Жучка»?

  • Какими мыслями хотел поделиться Дуров со своими читателями?

Я уверена, что этот урок оставит в ваших маленьких сердцах добрый след. А став взрослыми, будете помнить этот урок, и идти по жизни дорогою добра.

Слайд13.

Доброта непременно спасает весь мир,
Помогает расти всем на свете.
Чтобы людям гармонию, мир обрести,
Свое сердце в добре вы согрейте!

Звучит отрывок песни « Не дразните собак»

Слайд14.





























































Добро
Ты твори по жизни лишь одно добро...
Чтоб от доброй мысли множилось оно...
От тепла в округе расцветут сады...
Ведь добро все любят люди и цветы...

Тогда люди вспомнят с теплотой в душе...
След добро оставит в твоём малыше...
Ведь добро есть кладом, клад, что не отнять...
Его, как награду, можно лишь принять...

Если сердце бьётся, всё внутри кипит...
Значит, твоё сердце о других болит...
Расцвело, принялось и взошло добро...
Значит не напрасно в жизни всё прошло...

Будет плодоносить, множиться добро...
Каждый в жизни хочет, чтоб пришло оно...
Без добра, как видно и его тепла...
Не поёт от счастья, не живёт душа.
***
Доброта непременно спасает весь мир
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте

Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье

Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение
***
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
***

Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
***

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

 

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра

Добрым быть совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

И если кому-то поможет 
Твоя доброта, улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
Не напрасно был прожит, 
Что годы живешь ты не зря! 

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Доброта живет в миру
Даже в злые лихолетья.
Проявляйте доброту —
Будет легче жить на свете!

Как бы жизнь не летела- 
Дней своих не жалей, 
Делай доброе дело 
Ради счастья людей. 
Чтобы сердце горело, 
А не тлело во мгле 
Делай доброе дело- 
Тем живём на земле. 
А. Лесных 



10



Урок литературного чтения на тему: "В.Л Дуров Наша Жучка" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Урок литературного  чтения для 3 класс. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А.,Бойкина М.В.  -Москва;

« Просвещение», 2013.  УМК « Школа России».

    Подготовлена выставка книг В.Л.Дурова. 

    Дети прослушивают аудиозапись рассказа. Обсуждаем прочитаннное, проводим словарную работу.Работаем с текстом.

    Учащиеся подготовили выступления о творчестве В.Л.Дурова.

Работаем над  мсоставлением плана.

 

Автор Синичева Нина Ивановна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2026
Номер материала 4774
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓