Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения на тему: В.Катаев " Цветик-семицветик" 2 класс

Урок литературного чтения на тему: В.Катаев " Цветик-семицветик" 2 класс

Название документа Интегрированный урок литературы с элементами урока самопознания.doc

Интегрированный урок литературного чтения с элементами урока самопознания

ТЕМА: Учимся уважать себя и других.
В.П. Катаев - «Цветик - семицветик» Нам жизнь дана на добрые дела.

ЦЕЛЬ: В процессе чтения и анализа с детьми сказки «Цветик - семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости; закрепить понимание о связи с окружающим миром и напомнить детям об ответственности каждого человека перед другими людьми.
ЗАДАЧИ: 1) произвести анализ языковых средств и образов
2) рассмотреть произведение в литературном контексте, выявить связи с традиционным фольклором
3) развить навыки выразительного чтения художественного текста
4) дальнейшее формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения.
МЕТОДЫ: 1) репродуктивный метод (слово учителя)
2) метод творческого чтения
3) эвристическая беседа
ПРИЕМЫ: 1) выразительное чтение
2) выборочное и сопоставительное чтение
3) устное, словесное рисование
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: слайд-фильмы, мультфильм отрывок из сказки, портрет писателя, интерактивная доска, слайдовый материал с заданиями, большой цветик –семицветик, и у каждого ребенка цветок, с одним лепестком.

1.Организационный момент

Круг радости

Все дети встали в круг и произносят слова

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными, летайте высокими трассами,

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

Просмотр презентации

2. Беседа.

-Какие чувства вы испытали? Видели ли вы такие картины в окружающей вас жизни? Можно ли оставаться безучастными и равнодушными при этом? Нужно ли помогать беззащитным?

- Как вы думаете, что значит уважение? Кого нужно уважать? Как называют людей, которые с уважением относятся к окружающим?

- Можно ли себя уважать? А за что можно себя уважать?

Обобщение. Конечно, каждый из нас хотел бы жить радостно, без печали, грусти и болезней. Но это жизнь и увы , здесь все может быть. Как прожить так, чтобы ты уважал других, а окружающие уважали тебя. На этот вопрос мы отчасти попробуем ответить

3. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих поступках, исследуем поведение Жени и то, как она смогла потратить ценные лепестки, могла ли она своими поступками заслужить уважение людей и соотнесем урок с нравственной темой:

Нам жизнь дана на добрые дела.

-А чтобы украсить урок и поднять ваше настроение, за активность и хорошие ответы, я буду дарить вам цветы. А в конце урока мы подведем итог, кто был наиболее успешным. Ну и поставлю оценку.

4.Анализ произведения по главам

1 глава

- Как все начиналось?

1 слайд-пересказ цепочкой -3человека

2слайд.

-Вот она получила в руки очень ценный дар. Как стала она им распоряжаться?

-Можно было не использовать Цветик? Как найти выход?

-Какие качества она проявила?

3 слайд

.ИТОГ.

1 леп. -Желтый лепесток-нежелание находить выход из затруднений- лень

4 слайд. В тексте учебника нет 2 главы, сейчас мы ее послушаем.

2 глава

Образцовое чтение подготовленного ученика про второй лепесток

Баранки Женя отдала маме, а сама думает: “И вправду это замечательный цветок, надо его непременно поставить в самую красивую вазочку!”

Женя ростом была совсем небольшая девочка, поэтому она сначала влезла на стул, и потом потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. Как на грех, в это время за окном пролетали вороны. Понятно, что Жене сейчас же захотелось узнать совершенно точно, сколько там было ворон – восемь или семь? Она открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а вазочка в это время полетела вниз и – бац! – разбилась на мелкие кусочки.


Ты опять что-то разбила, тяпа-растяпа! – закричала ей из кухни мама. – Уж не мою ли самую любимую вазочку?


Нет, нет, мамочка, ничего я не разбила. Это тебе показалось! – закричала в ответ Женя, а сама поскорее оторвала от цветика-семицветика красный лепесток, бросила его и прошептала:


Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.


- Вели, чтобы мамина любимая вазочка целая сделалась!

И как только она усела это сказать, черепки вазы сами собой друг к другу поползли и стали срастаться.

Мама из кухни прибежала – смотрит, а ее любимая вазочка стоит на своем месте, как ни в чем не бывало. Мама на всякий случай Жене пальцем погрозила и послала ее во двор гулять.

-Выводы

-Можно было не использовать и этот лепесток?

-Какие качества проявились? А если ы мама узнала правду и о разбитой вазе и о потраченном на неё лепестке добилась ли она уважения и поощрения от мамы?

Итог.

2 лепесток- Красный- трусость


5. Физминутка


Мы шагаем по планете,

Мы пока еще все дети.

Но когда мы подрастем,

то построим крепкий дом.

В нем поселим доброту,

Дружбу, мир и красоту..


6.Анализ 3 и 4 части произведения . Куда отправилась Женя?

Выборочное чтение

- Как разговаривала Женя с мальчиками?

Чтение по ролям

-Чего она хотела добиться?

- Можно ли таким образом добиться уважения?

-Прочитайте, как она очутилась на Северном полюсе?

-Прочитайте, как встретили ее мальчики?

-Поверили они ей ? А вы бы поверили?

Итог: Какой лепесток испортила? Какая черта характера проявилась?

Синий и зеленый лепесток -потрачен на хвастовство, на стремление получить авторитет и популярность очень быстро и незаслуженно.


-Какое качество характера не позволило ей дружно играть с девочками?

-Найдите место, где говорится о тех игрушках появившихся во дворе?

Чтение цепочкой.

-Поняла ли Женя, что совершила глупость?

Итог:

Оранжевый и фиолетовый Женя потратила на удовлетворение своих амбиций из зависти и досады.

Вот они шесть испорченных лепестков. Стало ли ей хорошо?

Была ли она счастлива?

Какие это были желания ? А какая Женя? Она плохая?

Конечно,нет, ведь она еще очень маленькая и не знает, как поступать правильно, поэтому и желания у нее глупые, необдуманные, эмоциональные.

Вывод: Если ты делаешь все только для себя ,и это не приносит окружающим пользу, то вряд ли ты испытаешь счастье.

-Так в чем же оно счастье? Когда Женя это поняла?

Просмотр мультфильма. Последней части.

-То ,что совершила Женя, о каких качествах характера говорит?

-На доброе дело она потратила лепесток? Стал ли уважать ее Витя?

-Хотя бы одного человека она сделала счастливым и сама обрела радость и верного друга.

Итог:

Обратимся к теме урока. Как добиться уважения и признания от окружающих тебя?

Верно ли высказывание, Что жизнь дана на добрые дела?

7.Рефлексия:

-Что вы чувствовали на уроке? Когда было грустно? Когда весело? Что особенно понравилось? Какие слова или эпизоды из урока останутся в вашей памяти надолго?

8. КТД

Работа в группах:

-Я раздала вам лепестки, Давайте напишем на них свои желания, а потом соберем его в цветик-семицветик ,и пусть все ваши желания исполнятся.

9. От сердца к сердцу.

Зачитываются пожелания, и звучит финальная песня «Цветик-семицветик»

Название документа К уроку по цветику-семицветику.pptx

Т р и в е щ и, н а которые человек может смотреть долго и безотрывно
Плывущие по небу облака
Пламя костра
Водный поток
Три вещи, на которые человек не может смотреть без боли и стыда
На одиноких стариков
Брошенных животных
Несчастные глаза ребенка
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Т р и в е щ и, н а которые человек может смотреть долго и безотрывно
Описание слайда:

Т р и в е щ и, н а которые человек может смотреть долго и безотрывно

№ слайда 2 Плывущие по небу облака
Описание слайда:

Плывущие по небу облака

№ слайда 3 Пламя костра
Описание слайда:

Пламя костра

№ слайда 4 Водный поток
Описание слайда:

Водный поток

№ слайда 5 Три вещи, на которые человек не может смотреть без боли и стыда
Описание слайда:

Три вещи, на которые человек не может смотреть без боли и стыда

№ слайда 6 На одиноких стариков
Описание слайда:

На одиноких стариков

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Брошенных животных
Описание слайда:

Брошенных животных

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Несчастные глаза ребенка
Описание слайда:

Несчастные глаза ребенка

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

Название документа Пояснительная записка к уроку литературного чтения с элементами урока.doc

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с элементами урока « Самопознания»

Тема литературного чтения: В. Катаев «Цветик-семицветик»

Нам жизнь дана на добрые дела.

Тема самопознания: Учимся уважать себя и других

Данная тема по литературному чтению рассматривается в 4 классе (Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. от 09.07.2010 г. № 367.)

В целях интенсификации предлагаю высокохудожественные и высоконравственные произведения изучать в тесной интеграции с предметом « Самопознания». Данная интеграция позволит проанализировать литературное произведение и соотнести с реалиями настоящего дня, расширить область применения нравственных поступков, обогатить жизненный опыт.

ЦЕЛЬ: В процессе чтения и анализа с детьми сказки «Цветик - семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости; закрепить понимание о связи с окружающим миром и напомнить детям об ответственности каждого человека перед другими людьми.

ЗАДАЧИ: 1) произвести анализ языковых средств и образов

2) рассмотреть произведение в литературном контексте, выявить связи с традиционным фольклором

3) развить навыки выразительного чтения художественного текста

4) дальнейшее формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения.

МЕТОДЫ: 1) репродуктивный метод (слово учителя)

2) метод творческого чтения

3) эвристическая беседа

ПРИЕМЫ: 1) выразительное чтение

2) выборочное и сопоставительное чтение

3) устное, словесное рисование


В приложение к уроку входят две авторские мультимедийные презентации, музыка Song From A Secret Garden, песня « Цветик-семицветик» в исполнении детского ансамбля « Домисолька», мультфильм « Цветик –семицветик»


Название документа Презентация1.pptx

Интегрированный урок литературного чтения с элементами урока « Самопознания»
Тема по литературному чтению: Анализ произведения В. Катаева « Цветик- семиц...
 Тема « Самопознания» «Учимся уважению»
 Запомните: «Нам жизнь дана на добрые дела».
Домашнее задание Пересказ всей сказки Подготовиться к сочинению по теме: « Ес...
Валентин Катаев 1897-1986
Нежелание искать самостоятельного выхода из затруднительной ситуации
Трусость, нежелание говорить правду
Хвастовство
Глупость
Зависть
Искренность, доброта, сострадание и человечность
Пусть все исполнится!
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Интегрированный урок литературного чтения с элементами урока « Самопознания»
Описание слайда:

Интегрированный урок литературного чтения с элементами урока « Самопознания»

№ слайда 2 Тема по литературному чтению: Анализ произведения В. Катаева « Цветик- семицвет
Описание слайда:

Тема по литературному чтению: Анализ произведения В. Катаева « Цветик- семицветик»

№ слайда 3  Тема « Самопознания» «Учимся уважению»
Описание слайда:

Тема « Самопознания» «Учимся уважению»

№ слайда 4  Запомните: «Нам жизнь дана на добрые дела».
Описание слайда:

Запомните: «Нам жизнь дана на добрые дела».

№ слайда 5 Домашнее задание Пересказ всей сказки Подготовиться к сочинению по теме: « Если
Описание слайда:

Домашнее задание Пересказ всей сказки Подготовиться к сочинению по теме: « Если бы у меня был Цветик-Семицветик» Выбрать эпиграф для сочинения

№ слайда 6 Валентин Катаев 1897-1986
Описание слайда:

Валентин Катаев 1897-1986

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Нежелание искать самостоятельного выхода из затруднительной ситуации
Описание слайда:

Нежелание искать самостоятельного выхода из затруднительной ситуации

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Трусость, нежелание говорить правду
Описание слайда:

Трусость, нежелание говорить правду

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Хвастовство
Описание слайда:

Хвастовство

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Глупость
Описание слайда:

Глупость

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Зависть
Описание слайда:

Зависть

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Искренность, доброта, сострадание и человечность
Описание слайда:

Искренность, доброта, сострадание и человечность

№ слайда 21 Пусть все исполнится!
Описание слайда:

Пусть все исполнится!

Название документа текст для доп. чтения.doc

Текст для индивидуального чтения

Баранки Женя отдала маме, а сама думает: “И вправду это замечательный цветок, надо его непременно поставить в самую красивую вазочку!”


Женя ростом была совсем небольшая девочка, поэтому она сначала влезла на стул, и потом потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. Как на грех, в это время за окном пролетали вороны. Понятно, что Жене сейчас же захотелось узнать совершенно точно, сколько там было ворон – восемь или семь? Она открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а вазочка в это время полетела вниз и – бац! – разбилась на мелкие кусочки.


Ты опять что-то разбила, тяпа-растяпа! – закричала ей из кухни мама. – Уж не мою ли самую любимую вазочку?


Нет, нет, мамочка, ничего я не разбила. Это тебе показалось! – закричала в ответ Женя, а сама поскорее оторвала от цветика-семицветика красный лепесток, бросила его и прошептала:


Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.


- Вели, чтобы мамина любимая вазочка целая сделалась!


И как только она усела это сказать, черепки вазы сами собой друг к другу поползли и стали срастаться.


Мама из кухни прибежала – смотрит, а ее любимая вазочка стоит на своем месте, как ни в чем не бывало. Мама на всякий случай Жене пальцем погрозила и послала ее во двор гулять.


Урок литературного чтения на тему: В.Катаев " Цветик-семицветик" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:
Пояснительная записка к уроку литературного чтения с элементами урока   « Самопознания»

Тема литературного чтения: В. Катаев «Цветик-семицветик»

Нам жизнь дана на добрые дела.

Тема самопознания: Учимся уважать себя и других

Данная тема по литературному чтению рассматривается  в 4 классе  (Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010.  от 09.07.2010 г. № 367.)

В целях интенсификации предлагаю высокохудожественные и высоконравственные произведения изучать в тесной интеграции с предметом « Самопознания». Данная интеграция позволит проанализировать литературное произведение и соотнести с реалиями настоящего дня, расширить область применения нравственных поступков, обогатить жизненный опыт.

ЦЕЛЬ: В процессе чтения и анализа с детьми сказки «Цветик - семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости; закрепить понимание о связи с окружающим миром и напомнить детям об ответственности каждого человека перед другими людьми.

ЗАДАЧИ: 1) произвести анализ языковых средств и образов

2) рассмотреть произведение в литературном контексте, выявить связи с традиционным фольклором

3) развить навыки выразительного чтения художественного текста

4) дальнейшее формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения.

МЕТОДЫ: 1) репродуктивный метод (слово учителя)

2) метод творческого чтения

3) эвристическая беседа

ПРИЕМЫ: 1) выразительное чтение

2) выборочное и сопоставительное чтение

3) устное, словесное рисование

 

В приложение к уроку входят две авторские мультимедийные  презентации, музыка Song From A Secret Garden, песня « Цветик-семицветик» в исполнении детского ансамбля « Домисолька», мультфильм « Цветик –семицветик»

 

 

Автор Пухова Валентина Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1984
Номер материала 39687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓