Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения на тему "Сказка о сказочнике. Г.Х. Андерсен"

Урок литературного чтения на тему "Сказка о сказочнике. Г.Х. Андерсен"


Урок литературного чтения по творчеству Г.Х.Андерсена


Тема: Сказка о сказочнике.


Эпиграф к уроку.

Нет сказки удивительнее, чем та, которую придумывает сама жизнь….

Г.Х.Андерсен.


Цель и задачи урока:


1. Углубленное изучение сказок писателя;

  1. Знакомство с творчеством Андерсена через нестандартные формы проведения.

3. Привлечение ребят к участию создания урока, сотрудничество с детьми.

4. Развивать навыки коммуникативного общения.

5. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

6. Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости.


Оборудование:


  • Литературная газета «Х.К.Андерсен»; Король человеческих душ.

  • В центре класса стол, на котором свечка в подсвечнике, плед на стуле, на столе книга, в которой вместо закладки цветы, а над столом на доске, прикреплено гнездо, из которого выглядывает ласточка. (ведь она рассказала многие истории Андерсену);


  • большой алый цветок (там находится Дюймовочка, но ее пока не видно).



  • Ширма, за которой находятся сказочные герои

  • На уроке звучит музыка Грига «Песня Сольвейг», литературно-музыкальный отрывок «Разговор Кая и Герды» и. др.





Ход занятия




Учитель: Сегодня нас ждет удивительная встреча. Эта встреча со сказочником, которого называли «Королем человеческих душ». Кажется, что его сказки очень похожи на жизненные истории. Вы знаете имя этого сказочника?

(Слайд 1) (звучит мелодия «Однажды в старой Дании»)


Учитель: Андерсен создал так много сказок, что нам понадобилось бы много времени для перечисления их. А уж о его героях и говорить нечего. Они любимы, вы их прекрасно помните, знаете.

Раздается звук. Это кто-то стучит в дверь класса. Открывается дверь и……………..Бесшумно, на цыпочках, приложив палец к губам, входит в класс Оле-Лукойе. Под мышкой у него два зонтика- разноцветный (яркий и пестрый) и черный. Оле-Лукойе подходит к столу, садится на стул, кладет зонтики, а сам бормочет:

-Оле-Лукойе «Черный -это сны для плохих детей, а пестрый -для хороших и добрых.»


(костюм этого персонажа можно сделать, ориентируясь на описание в одноименной сказке).


Оле-Лукойе- Вот и я. Вы меня узнали? Ведь я живу на свете третью сотню лет.
Я - сказочник. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я.
Я рассказываю свои сказки и истории только хорошим, добрым людям.
Для вас я припас очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч. Это будет необыкновенная история. Слушайте…….


(слайд 2)

…Жил-был однажды в маленькой стране на берегу голубого моря бедный башмачник. Жена его стирала белье и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын - Ханс. Бледный, худенький мальчик.


(слайд 3)

Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами, и лесам, слушать старинные сказки, песни. Иногда… иногда и сами цветы рассказывали ему невероятные сказочные истории.


(слайд 4)


Появляется из алого тюльпана под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» Дюймовочка. Она протирает глаза, поправляет платье.

- Дюймовочка: Ах, как долго я спала! Какие чудные сны видела! Я - Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка……..Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, поэтому и назвали меня Дюймовочкой. Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки- матрацем, а лепестки розы- одеяльцем. Все это было так мило!

(слайд 5)

Но однажды ночью, когда я спала в своей колыбельке, через разбитое окно влезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и….. о ужас! Взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад…….

Дюймовочка задает вопрос классу.


- А что произошло в сказке со мной дальше?

Ребята пересказывают кратко содержание сказки. Оле-Лукойе хвалит ребят. Дюймовочка садится на свое школьное место.

-Оле-Лукойе: Когда мальчик Ханс Кристиан подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом и отправился в самый большой город страны. Вначале судьба оказалась немилосердной к юноше, обошлась с ним так же, как с гадким утенком.
(слайд 6)
Оле_Лукойе спрашивает ребят о том, что же случилось с гадким утенком? Ребята пересказывают основные эпизоды из сказки «Гадкий утенок». И опять хвалит детей, что они хорошо знают и эту сказку.
(слайд 7)

-Оле-Лукойе продолжает: Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный юноша. Он стал сочинителем книг и сделался знаменитым.
(слайд 8) звучит музыка голос Снежной королевы
Его приглашали в знатные дома. Сам сказочник мечтал написать прекрасную сказку о Любви.

(раздается голос) Подождите-ка, я хочу рассказать свою сказку. Это сказка о Вечной Любви.

-Оле-Лукойе: Кто ты? Я не вижу тебя.

-
Голос: Я – Снежная королева.
(слайд 9)
-
Оле-Лукойе: Ты!? О любви?! Разве может о любви рассказать тот, у кого вместо сердца кусок льда?!

(В это время раздается еще голос)


-Нет! Она не может рассказать вам о Любви. Это могу сделать я – Герда.

Идет инсценировка из сказки «Снежная королева»

(слайд 10)
Звучит музыка «Снежный вальс»
Кай складывает слово из кубиков льда.


Входит Герда.

(отрывок)

Герда: Кай, Кай, я узнала тебя!

Кай: Я не Кай! Я льдинка Снежной королевы! Кто ты?

Герда: Да это же я, Герда! Ты, что, меня не узнаешь?

Кай: Что тебе нужно?

Герда: Мне нужно, чтобы ты вернулся домой!

Кай: Мой дом на холодной звезде.

Герда: Твой дом там, где светит солнце!

Кай: Ой, что ты делаешь? Не подходи ко мне! Что ты делаешь! Герда… Герда, это ты? Где я? Почему здесь такой холод?

Герда: Помогло! Кай, ты меня узнал?

Кай: Конечно, милая Герда! Как же я мог тебя не узнать? Но как же здесь холодно!

Герда: Подожди, сейчас станет теплее… Слова оленя сбываются.

Кай: Какого оленя?

(слайд 11) звучит музыка выход Снежной Королевы»

Снежная королева: Что здесь происходит? Что такое? Откуда этот смех? Птицы? Я слышу пение птиц. Откуда здесь птицы? Еще не время! Немедленно прекратите! Пингвины ко мне! Всех заморожу! Всех! ...


(Снежная королева исчезает под усиление музыки)


-Оле-Лукойе: (вытирает платочком глаза) Что-то в глаз попало, поэтому и заплакал. Да что это я! Я плакал от счастья, что так хорошо все закончилось.


Учитель: Действительно, в сказках Андерсена добро всегда побеждает зло, а со скромными и малопривлекательными, на первый взгляд, героями обязательно произойдут чудеса, которые покажут их красоту и доброту.

Вы в этом не раз убеждались, читая сказки великого сказочника и переживали за главных героев. Вот и настал момент, когда вы можете проявить свои знания, участвуя в викторине по сказкам Андерсена. В игре принимают участие 2 команды: Дюймовочки и Оловянные солдатики.

(слайд 12)

Оценивать игру команд будет жюри, в состав которого входят герои сказок Андерсена: Дюймовочка, Оле Лукойе, Кай, Герда и Снежная королева.


Конкурс 1.

(слайд 13)


1 конкурс «Сказка начинается»

(слайд 14)

1. Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…(«Принцесса на горошине»)

(слайд 15)

2. Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье… («Дюймовочка»)

(слайд 16)

3. Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал своё, а теперь держал путь к дому.(Огниво»)



(слайд 17)

4.Видали вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и украшенный резными завитушками и листьями? Такой вот шкаф – прабабушкино наследство – стоял в гостиной. (Пастушка и трубочист»)

(слайд 18)

2 конкурс «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

(слайд 19)



Горшочек с бубенчиками. (Свинопас)

(слайд 20)



Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)

(слайд 21)

Горошина. («Принцесса на горошине»)

(слайд 22)

Кубик (Кай)

(слайд 23)

Зонтик («Оле-Лукойе»)

(слайд 24)

Ореховая скорлупа

3 конкурс «Собери картинку»

(слайд 25)

Как в сказке Кай собирал из осколков слово, так и вы соберите из осколков, но не слово, а иллюстрацию к одной из сказок Андерсена. Затем отгадайте её название.

Команде «Стойкие оловянные солдатики» иллюстрация из сказки «Дюймовочка»

Команде «Дюймовочки» иллюстрация из сказки «Стойкий оловянный солдатик»

Проверка: (слайд 26), (слайд 27)




4 конкурс «Узнай по описанию» (слайд 28)



1. «Он стоял грациозно, с лестницей в руках, и лицо у него было бело-розовое, словно у девочки, и это было немножко неправильно, он мог бы быть и почумазей». (Трубочист»)

(слайд 29)



2. «Женщина эта, необычайно прекрасная, была изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира». (Снежная королева)

(слайд 30)


3. «Но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста…» (Балерина из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)

(слайд 31)



4. «Одет он прелестно – в шёлковый кафтан; только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливает то синим, то зелёным, то красным…» (Оле Лукойе)

(слайд 32)



5 конкурс «Мультипультия» (слайд 33)


(слайды 34-40)



Отгадайте, из каких мультфильмов, созданных по мотивам сказок Андерсена, эти сюжеты.

  • Дюймовочка

  • Гадкий утенок

  • Стойкий оловянный солдатик

  • Русалочка



6 конкурс «Сказочная арифметика» (слайд 41)

(слайд 42)

1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы?(3)


(слайд 43)

2. Сколько сказок Оле-Лукойе рассказал Яльмару?(7)


(слайд 44)

3. Сколько лет было Русалочке, когда ей разрешили всплывать на поверхность моря?(15)


(слайд 45)

4. Сколько дней в году проводили братья-лебеди на родине? (11)





7 конкурс «Сказочный марафон» (слайд 46)



В течение 1 минуты каждой команде будут предлагаться вопросы по сказкам, а вы должны ответить на них. Кто больше даст правильных ответов?

1. Цветок, из которого появилась девочка. (Тюльпан)

2. Кто был спасен Русалочкой? (Принц)

3. Что отдали Ведьме сестры Русалочки? (Волосы)

4. Кто спас Дюймовочку от жабы? (Мотылек)

5 .Что выращивали Кай и Герда? (Розы)

5. Кто не захотел жениться на Дюймовочке? (Жук)

6. Что разбилось на зловещие осколки? (Зеркало)

7. Самое трудное время года для Дюймовочки. (Осень,зима)

8. Чему равен рост Дюймовочки? (Одному дюйму)

9. Время суток, когда Русалочки не спали. (Ночью)

10. Кто помог Русалочке стать девушкой земной? (Ведьма)

11. Что взамен ног взяла ведьма? (Голос)

12. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй.(Маленькая разбойница)

13. Что осталось вместо Русалочки? (Морская пена)

15. Красавец – зверь, на котором скакала Герда.(Северный олень)

16. Какое слово надо было сложить из льдинок Каю? (Вечность)

17.Чем отличается стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (нет ноги)


18. Какой птице помогла Дюймовочка, а потом та помогла ей. (ласточка)


19. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)


20. Что выросло из зёрнышка, которое посадили в цветочный горшочек? (тюльпан)


21. Птица в которую превратился гадкий утёнок?



8 конкурс «Сказочные телеграммы» (слайд 47)



Кто из героев сказок Г.Х.Андерсена мог послать такую телеграмму? (По 3 вопроса каждой команде)

(слайд 48)

1.Выбился из сил. Примерзаю ко льду. Помогите. (Гадкий утенок)


(слайд 49)

2. Немедленно купите самую красивую ткань для нового наряда. (Глупый король)


(слайд 50)

3. Десять рубашек готовы. (Элиза)


(слайд 51)

4. Выхожу замуж за короля эльфов. Приезжайте. (Дюймовочка)


(слайд 52)

5. Уезжаю на поиски Кая. Вернусь нескоро. (Герда)


(слайд 53)

Всю ночь глаз не смыкала. Лежала на чем-то твердом. Просто ужасно! (Принцесса)


(слайд 54)


Подведение итогов.

(слайд 55)



Но вот еще одна телеграмма. Она необычна. Послушайте ее текст.

«Мы рады встрече с вами. Приятно было пообщаться. Вы много читаете, а значит много знаете. Но не останавливайтесь на достигнутом. Пусть книга будет вашим другом. До скорой встречи. Высылаем сладкий приз.»

Подпись: герои из сказок Г.Х.Андерсена

Оле-Лукойе: Закончилась и наша сказка. Вот и ласточка из гнезда подсказывает мне, что пора уходить, заканчивать сказку. Великий сказочник Андерсен…Мне думается, что он не умер, а путешествует на своем ковре-самолете. Облетает землю. Смеется над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утенке видеть прекрасного лебедя, растапливать лед в сердцах.
(слайд 56)

Сегодня он прилетел к нам. Посмотрите в окно! Видите, как поднимается в небо его ковер? До свидания, добрый сказочник, добрый друг, мудрец и волшебник! До новой встречи!

















Урок литературного чтения на тему "Сказка о сказочнике. Г.Х. Андерсен"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок является заключительным в цикле уроков по творчеству Х.К. Андерсена. Дети познакомятся с биографией автора, попробуют себя в роли сказочных персонажей, а также примут участие в викторине по сказкам великого сказочника. 

  В ходе игры ребятам предстоит ответить на самые разные вопросы, узнавать мультипликационные отрывки, инсценировать. Оценивать игру будут сказочные персонажи, ожившие из сказок.

В результате работы дети получат большое удовольствие от совместной работы, а также им будет интересно продолжать знакомство с другими произведениями автора.

 

 

Автор Стрельникова Лариса Ивановна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 808
Номер материала 4408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓