Открытый урок
литературного чтения "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие
лебеди" в 4 классе.
Вахитова Альфиза
Альфисовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №6.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”.
Продолжить исследовательскую работу над сказкой.
Задачи урока:
Образовательные :
обобщить знания по
теме «Характеристика героя, моделирование обложки книги, работа с сюжетом
произведения»;
Развивающие:
развивать образное мышление,
речь, критическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать бережное
отношение к времени, навыки сотрудничества.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме.
Формирование УУД:
- личностные
действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя,
принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные
действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи,
делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные
действия: уметь переводить одни единицы времени в другие, решать задачи на
определение начала, продолжительности и конца события.
- коммуникативные
действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь
выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь
По структуре это урок
активного поиска. Реализуются такие его этапы: -организация класса, мотивация
-выход на запланированные выводы -решение проблемных ситуаций, поиск ответов на
поставленные вопросы -подведение итогов. Для достижения поставленных целей
используются следующие обучающие структуры : Конэрс, микс пэа шэа, микс-фриз-груп,
релли робин, финк-райт-раунд-робин, континиус раунд робин, тэйк оф-тач даун ;
• наглядные
(мультимедийная презентация этапов урока, карточки для индивидуальной работы и
командной работы);
• методы устного и
письменного контроля и самоконтроля. В ходе урока используются различные формы
работы учащихся: - командная; - парная.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент 1)(ТИМ ЧИР)
В
жизни много интересного
Но
пока нам неизвестного.
Будем
думать и читать
И
о многом узнавать.
2) Менежмент.
II. Сообщение темы и
целей урока
– Сегодня на уроке
чтения мы отправимся в путешествие необыкновенное. Определите тему урока,
ответив на вопросы. (слайд 1,2)
-Имя какого великого
сказочника носит награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы?
-Произведение, в
котором сестра стойко проходит все испытания, чтобы спасти братьев?
-Мы с вами прочитали
сказку, понравилась ли она вам?
-Всё ли мы узнали о
героях этой сказки?
-Какие цели поставим
на уроке?
Сегодня мы
заканчиваем изучать это произведение и итогом нашей работы на уроке бедет
модель учебной книги. Она будет состоять из 4 частей: (слайд 3)
1.
Обложка модели.
2.
План произведения.
3.
Характеристика главного героя.
4.
Сюжетно-композиционный треугольник.
II. Работа по содержанию.
1.Модель обложки.
-На какие группы
можно разделить сказки? (Литературные и народные, волшебные, бытовые и о
животных).
-Определите, какая
модель обложки соответствует произведению Х.К.Андерсену «Дикие лебеди». Финк-райт-раунд-робин
(подумай-запиши-обсуди в команде). Вывешивается на доске одна работа.
-Встаёт та группа, у
которой получилась такая модель обложки.(Модель ТЭЙК ОФ-ТАЧ
ДАУН-«встать»-«сесть»).
2. План
произведения.
Дома вы должны были
составить план сказки «Дикие лебеди» в печатной тетради.
-Каждый читает свой
план по кругу, вы должны выбрать правильный вариант и поделиться со всеми.
Финк-райт-раунд-робин (подумай-запиши-обсуди в команде).
3. Характеристика
героя.
Разделить лист А4 на
4 части, в центре прямоугольник с именем героя. (Timed Pair Share.)
-Записать
фломастером в своём углу за 1 минуту слова, характеризующие Элизу.
-Каждый читает по
кругу и убирают повторы.
-Выносим по 1
определению в таблицу на доске и аргументируем каждый ответ. Составляем общий
план характеристики главного героя.
III. Физминутка. Mix
Pair Share(МИКС ПЭА ШЭА) – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь
по кабинету. Аргументировать 3-4 характеристики героя.
IV. Сюжетно-композиционный
треугольник. Исследовательская работа.
– Где и с кем
происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда
улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)
– Что мы можем
сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение
друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)
– Да, в первых же
фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В
литературе такое вступление называют экспозицией.
– Что следует
дальше? (Завязка – начало событий.)
– С каких слов
начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)
– Какие же испытания
выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?
– Какой видит автор
мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и
мыслей.)
– Почему принцы не
превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в
прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными
белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)
– Какая встреча
изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)
– Найдите и
прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).
– Кто помогал Элизе
в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)
– Какие трудности ей
пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
– После завязки,
следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.
– В какой момент вам
было очень тревожно?
– Момент наивысшего
напряжения в произведении называется кульминацией.
– Давайте посмотрим
как этот момент показан в мультфильме.
Просмотр отрывка м/ф
«Дикие лебеди»
– Элиза добра,
чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой,
сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во
всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости
принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко
переносит все трудности.
– И вот произошло
долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и
преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте
развязку. (с 134)
V. Домашнее задание
– Какая часть
литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)
– Что называют
эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)
– Дома вам
предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена
«Дикие лебеди».
V. Рефлексия.
– Какие на ваш
взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна
непоколебимая преданность сестры братьям.)
– Что хотел автор
донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он
сам делает выбор, каким ему быть.)
Поделитесь своим
мнением: (слайд 4)
-Сегодня на уроке я
узнал…
-Меня удивило…
-Мне захотелось…
VI. Итог урока.
Билетик на выход.
– Итак, мы подошли к
концу нашего необыкновенного путешествия по сказке.
-Перед уходом с
урока решите тест Х.К. Андерсен «Дикие лебеди».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.