ЛОЗОВАЯ ТАТЬЯНА
ВИКТОРОВНА КГУ ОШ № 9 Г. АЛМАТЫ
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3
КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Развивать умение различать произведения по жанровому признаку, выражать свое
отношение к героям и их поступкам; формирование внимательного и бережного
отношения к языковым особенностям художественного произведения.
ЗАДАЧИ:
1.
Совершенствование навыков беглого осознанного чтения, эмоциональное
воспроизведение прочитанного; умение принять участие в анализе развития
действия, художественных образов.
2.
Развивать воображение, адекватно воссоздающего художественный мир, словесное
рисование портрета героя, картин природы.
3.
Воспитание личности школьника – нравственное, эстетическое и гражданское.
Показать, что жадность всякому горю начало.
ТИП УРОКА:
урок комплексного применения знаний; осмысления произведения, урок обобщения и
систематизации знаний по теме.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
- Презентация
из 15 слайдов для показа на интерактивной доске
- Характеристика
героев (карточки)
- Фрагмент
мультфильма
- Музыкальный
видеоклип
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ:
информационно-сообщающий,
объяснительный, инструктивный, стимулирующий, побуждающий.
МЕТОДЫ УЧЕНИЯ:
исполнительский,
репродуктивный, практический, частично-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Эмоциональный настрой учащихся)
- проверка готовности учащихся к уроку.
Не бойся сказок, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Себе ты сказку расскажи –
На свете больше правды станет.
II. Актуализация
Сегодня на уроке
литературного чтения мы отправимся в мир сказки которую написал великий
русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. «Солнце русской поэзии» - так всегда
называли Пушкина . Так называем его и мы.
III. Формирование новых понятий и способов
действия
Сказки Пушкина входят в жизнь людей в
раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Александр Сергеевич
Пушкин жил очень давно, больше 100 лет назад. Родился он в Москве и рос под
присмотром своей няни Арины Родионовны, простой крестьянки. Она знала много
народных песен и сказок, и маленький Саша слушал, как она пела и рассказывала
ему сказки.
Прошли годы А.С. Пушкин
стал знаменитым поэтом. Даже не смотря на свою значимость Пушкин продолжал
писать сказки. В которых он показывал детям и взрослым какими нельзя быть.
Сегодня мы поработаем над
сказкой про умную золотую рыбку из синего –синего моря, старика со старухой,
которые пользовались услугами золотой рыбки по – разному.
IV. Применение. Формирование понятий и
навыков
1. Давайте вспомним, что такое
сказка? (Жанр устного народного
творчества.
Какие бывают сказки? (Авторские и
народные). Назовите виды сказок? (Бытовая, волшебная, о животных). Сделайте
характеристику сказки «О рыбаке и рыбке» отвечая на эти вопросы. Какие особенности есть в сказках? Чем сказка
отличается от рассказов, стихов…(Зачин, концовка, повторы, наличие волшебных
предметов, превращение, положительные и отрицательные герои, в сказках добро
всегда побеждает зло).
2. Работа по теме. Работа над
интонацией сказки, над языком в связи с
элементами характеристики героев
- Сейчас мы просмотрим фрагмент
мультфильма из сказки. И я предлагаю вам стать звукорежиссерами. Этот фрагмент
надо озвучить. Выбирая роль, вы должны уметь подражать характеру и стилю своего
героя. Попробуем?
По фрагменту мультфильма озвучить роли.
3. Работа над лексическим значением
слов.
СВЕТЕЛКА – комната
КИЧКА – головной убор
ЧУПРУН – челка, чуб
ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ – царские комнаты
ЕЩЕ ПУЩЕ БРАНИТСЯ – ругается
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – с ума сошла
ДУШЕГРЕЙКА – жилетка
НА ПОСЫЛКАХ – исполнять желания
СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА – барыня знатного древнего рода
4. Работа по карточкам. Выборочное
чтение с заданием.
Каким в сказке показан старик? (Ответы детей)
Как это звучит в тексте?
КАРТОЧКА № 1
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба!»
КАРТОЧКА № 2
«Здравствуй барыня – сударыня, дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна!»
КАРТОЧКА № 3
Что ты баба, белены объелась??
Ни ступить, ни молвить не умеешь
Насмешишь ты целое царство».
КАРТОЧКА № 4
«По-нашему
говорила рыбка,
Домой в
синее море просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю,
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Какой показана старуха?
КАРТОЧКА № 5
«На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки»
КАРТОЧКА № 6
«За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат».
КАРТОЧКА № 7
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Какой в сказке показана золотая рыбка?
КАРТОЧКА № 8
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
КАРТОЧКА № 9
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
КАРТОЧКА № 10
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
5. Подведение итогов по
характеристике героев
6.ФИЗМИНУТКА:
Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три!
Морская фигура – замри!
7. Обсуждение
Ребята, а кто-нибудь из вас был на море? Каким бывает море?
- А теперь давайте понаблюдаем за сказочным морем.
- Каким было море в начале сказки ….?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря».
«Видит, - море слегка разыгралось».
«Помутилось синее море»
«Не спокойно синее море»
«Почернело синее море»
Почему так происходило. Почему автор показал море таким?
Что он этим хотел показать? Можно ли сказать, что море менялось из-за желаний
старухи?
А какие желания были у старухи?
- корыто
- изба
- столбовая дворянка
- вольная царица
- владычица морская
Какое желание больше всех разозлило рыбку? Почему она не
захотела его исполнять?
В итоге, с чем оставила рыбка старуху? У разбитого корыта.
Как вы понимаете это выражение?
8. Работа над пословицами
- Про таких людей в народе говорят:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
V.РЕФЛЕКСИЯ КЛИП
Подумайте и скажите, а какое желание бы вы загадали золотой
рыбке? Напишите ей свои пожелания, советы. Кто-нибудь из вас желает прочитать?
Дети пишут свои желания на листах с изображением золотой рыбки.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: напишите дома продолжение
сказки, о том как дальше сложилась жизнь старика и старухи.
VII. ИТОГ УРОКА.
Я уверена, что сегодняшний урок принес очень
много полезных советов. Мне кажется, что каждому из нас есть над чем подумать.
Через образы старухи, старика и рыбки делаем вывод, каждый для себя. Чему же
научила вас сказка «О рыбаке и рыбке"?
Спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.