Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения на тему " Легенда об Айше-Биби"( 4 класс)

Урок литературного чтения на тему " Легенда об Айше-Биби"( 4 класс)

Литературное чтение

Тема: Легенда об Айше-Биби

Цель:  знакомство  с устным народным творчеством казахского народа на примере Легенды об Айше-Биби

Задачи:

1.познакомить учащихся с образцами культурного наследия казахского народа, достижениями археологической науки;

2.развить кругозор, речь, память, беглое чтение

3.воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру, прививать чувство бережного отношения к духовному наследию далекого прошлого.

Необходимое  оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point, постеры ( бумага, фломастеры), иллюстрации, музыкальный фрагмент песни « Айша-Биби»



Ход урока

Организационный момент: Коллаборативная минутка Мозговой штурм

* « Корзина идей» На доске : Любовь любовь

- Что заметили?( Разное написание) Почему?

-Как вы понимаете значение слов?

Задание: Ученики нашего класса поработают со словарями и найдут значение этих слов … ( дети работают в парах со словарями)

А мы продолжаем работу. Составим цепочку однокоренных слов

Любить- возлюбленный - любимый

Ассоциации ( сущ) : книга ,цветок, кот, мама,….

Прослушивание детей по значению слов.

Как вы думаете, какое слово появилось раньше? Почему?

-Имя Любовь (древнерусские формы - Любава, Любаша) заимствовано из старославянского языка, где появилось как калька с греческого слова, означающего любовь. По другой версии это имя - перевод греческого "Агапэ" ("Агапия" - любовь).

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения

Деление на группы ( по номерам) Выбор ролей для работы в группах детьми: 1)      секретарь 2) таймер      3)      Организатор


Коррекционная минутка

Давайте расшифруем слова, предложенные на экране:


УКЕНОСЕНЬНАПР УКЕНОСЕНЬНАПР


УЧИТ ТУЧИ


ЯЛМЕЗ АНСАРКЕРП ЗЕМЛЯ ПРЕКРАСНА



«Осень... Тучи... Земля прекрасна...». Почти тысячу лет эта строчка, исполненная куфической вязью арабского алфавита, украшает узорчатую колонну знаменитого мавзолея. Что хотел сказать неизвестный поэт — мудрец древности? За много веков здесь побывали тысячи людей. И каждый из них безуспешно пытался ответить на столь простой вопрос. И мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце урока познакомившись с казахской легендой об Айша- бибэ

Формулировка целей:
* Саморегуляция Хочу познакомиться…

Узнать……….

Научиться….

Оценивать свою работу на уроке будем по оценочному экспресс- листу

Саморегуляция Лист моих достижений.

__________________________________________________


Хорошо знаю и умею

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

Умею слушать и уважать мнение товарищей




Умею взаимодействовать в группе




Умею вступать в диалог




Умею рассуждать, думать и высказывать свое мнение




Мне было приятно работать с ________________________________________


За работу на уроке я себе ставлю____________________________



*предугадывание Как вы уже поняли ,я не случайно начала урок со слова любовь. Как вы думаете как это может быть связано с произведением? ( будем читать о любви)

Словарная работа:

Саукеле - традиционный головной убор невесты у казахов и каракалпаков: высокий колпак из красного сукна или бархата, богато украшенный подвесками, бусами, цепочками.

Мазар- (араб. — место паломничества, поклонения), место, почитаемое мусульманами как святое; обычно гробница или могила с возведённым над ней сооружением.

Развалины мавзолея Айша-Биби. Пожилой мужчина в чапане оставляет у входа в мазар глиняный кувшин, в котором красивые цветы. Постояв у мавзолея, уходит вдаль. Закат солнца. Каждый день он приходит сюда. В кувшине - пять красных роз. Так на Востоке признаются в любви. Руки его ослабли, ноги еле держат хозяина. Но он снова и снова приходит. Про этого человека говорят, что когда-то он был ханом...
Нет повести печальнее на свете, чем эта ...
Эта легенда передается из уст в уста, из поколения в поколение. Дошла она и до наших дней.



Первичное чтение текста учителем ( чтение с остановками - вопросы по содержанию)

1 часть Объясни почему батыр Карахан не надеялся получить благословение отца девушки?
2 часть Что сделали стражники отца?

3 часть Как вы думаете , что произошло дальше?( прочтение части ) Учитель: Смелый, благородный поступок Карахана – получил от муллы благословение,что бы невеста была не беглянкой , а законной супругой( не виданное дело для мусульманской девушки ослушаться отца)

Жанр? ( докажите) Легенды о героях и о любви Привязаны к конкретному сооружению или местности) . Правила работы в группах:

*Работа в группах (задания по Блюму)

1. Знание Составить картинный план

2. Понимание Выбрать на карточке слова характеризующие Айша-Бибэ и доказать словами из текста

3. Применение Подобрать слова характеризующие Карахана и доказать словами из текста

4.Анализ и синтез Особое задание ( 28 версий, ещё одна из версий легенды) Прослушайте и найдите Чем похожи и какие есть различия?

Оценивание групп

ТЕКСТ:Красавица Айша была дочерью знатного богача – Хакима-Ата, в народе его звали Зенгы баба, ученика Ахмеда Яссауи. 16 летнюю Айшу Карахан полюбил с первого взгляда. Несравненная Айша тоже воспылала страстью к Карахану. Отец Айши отказался отдавать свою дочь за Карахана, который хоть и был ханом, но не слишком знатного рода. Опечаленный юноша уехал в родные места – земли его рода находились в районе современного Тараза. Предупредив мать Ануар анна, но не добившись благословение отца, Айша собралась в дорогу.
«Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь», - сказал ей вдогонку отец. Шесть рек перешла Айша. Перед седьмой остановилась, помня заклятие отца.
Заклятие отца сбылось. Укус змеи, выползшей из под камня, оказался смертельным. Умершую красавицу Айшу-Биби похоронили тут же. Хранительницей могилы стала ее неразлучная няня, подруга – Бабаджа-хатун

.
Учитель: Преданность ее госпоже не знала границ. Поэтому, когда Бабаджа умерла, ее похоронили неподалеку в 20 шагах от Айша-БИБЭ и построин был ей тоже мавзолей

Ответы детей …………….

В одном из источников есть сведения, что после обряда бракосочетания, Айша-Биби умирает на руках Карахана. Умирая, она обращается в Богу с просьбой: «Пусть не мы, но другие, будут счастливы в любви». Более восьми веков стоит мавзолей он наперекор ветрам и непогодам как свидетель великой любви

Давайте подумаем какова

Тема произведения : Безграничная любовь двух молодых людей

Идея произведения: одна-единственная человеческая судьба способна вдохновлять много веков на великую любовь и великие дела.

Устное народное творчество не ограничивается произведениями прозаического характера Современные поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к этой истории любви. Мы подготовили вам сюрприз ( чтение стихотворения)

Какие чувства у вас возникли?


Звенит в печали и тоске
Кобыз , он сердце рвет на части.
Душа стремится ввысь к мечте,
К глубокой нежности и страсти.
Как жаль, что на земле вдвоем,
Не суждено нам прикоснуться.
Любовь свою мы пронесем
Через миры…
Уста сольются…

Стоял разбитым Карахан,
У свежевырытой могилы,
Его лицо и мощный стан,
Опустошили горя силы.

-За что, суровый сей урок?
Ты преподнес нам, о Всевышний!
Змеей заполз жестокий Рок
В наряд невесты белый, пышный.
Наполнив ядом поцелуй,
Чело украсил алой ранкой.
Проклятый Бес, ты не ликуй,
Не назовут ее беглянкой.
Она была еще живой,
Мы сочетали наши души.
И непорочной красотой,
Айша ушла…
С ладоней суши…


Что за мавзолей был построен Караханом?( занесен в памятники Юнеско)

Лучших мастеров позвал
печальный хан,
Мавзолей узорчатый
поставил там.

…И века промчались,
как вода.
Строились и рушились
города.
Мавзолей глядит вдаль –
видеть бы…
Всё спешит к любимому
Айша-биби.


( фрагменты фильма)

Это интересно: ( сообщение детей)

Стены, колонны между собой связаны деревянными стержнями, проложенными в толще стены через каждые 60-80 см по высоте в качестве арматуры*. Древние мастера Средней Азии для этих целей традиционно использовали арчу.

Арча - местное название древовидного можжевельника, вечнозеленого растения семейства кипарисовых, небольшое дерево высотой 10-18 м, обладающее широким диапазоном устойчивости к неблагоприятным условиям, например, легко переносит колебания температуры от плюс 40 до минус 30о С. Арча очень светолюбива, растет крайне медленно, живет 500-1000 лет, но страдает и погибает от дыма и копоти. Древесина арчи отличается высокой смолистостью и особой прочностью, устойчива против гниения и насекомых. Эфирные масла, содержащиеся в побегах, хвое и шишках, обладают сильным антисептическим действием, используется для приготовления лекарственных препаратов и в парфюмерии.

Секрет долголетия памятника — по-прежнему тайна за семью печатями. В мире немало древних сооружений, величественных и масштабных, которые время не смогло разрушить, они возведены из надежных природных минералов — красного и бордового песчаника, мрамора...

Мавзолей Айша-биби построен из жженых глиняных кирпичей. Что же это за материал такой и благодаря какой технологии изделия из него становились прочнее металла? Ученые по молекулам разложили его состав. Ничего особенного — только глина и песок. Но их частицы сцеплены друг с другом с чудовищной силой, и «объятия» эти не ослабели до сих пор. Некоторые исследователи предполагают, что в качестве цемента средневековые мастера использовали неизвестный состав природного происхождения, который со временем улетучивался.

В этой местности есть ещё один мавзолей и вы конечно уже догадались кого? ( Карахана)

К мавзолею спешат не только молодые и счастливые пары, которым повезло больше, чем их юной сверстнице Айше из далекого прошлого. Приходят люди разных возрастов. Идут, не обращая внимания ни на зной, ни на лютый холод. Стремятся сюда, свято веря в исцеление — физическое и душевное. Здесь, у памятника человек возвращается к себе, размышляет, печалится, исповедуется, строит большие планы, обретает смысл жизни. В очищающей и благодатной работе души и заключено главное таинство этого святого места. С сегодняшнего дня у них начинается другая жизнь. Пусть будет она долгой и доброй. Им еще предстоит узнать — не из мудрых книг и искренних напутствий старших — что любовь — это не значит смотреть друг на друга. Это значит смотреть вместе в одном направлении, прощать и жалеть друг друга, всегда быть мудрыми, добрыми и терпимыми. Это трудно. Но Айша-биби поделилась с ними лю бовью и добротой, вселила веру в свои силы.

Давайте и мы прикоснемся мысленно к стенам мавзолея.

Звучит музыка

Написание Синквейна.



Деф. задания:

1)Найдите о нём сведения самостоятельно дома

Ресурсы: книги, компьютер.

2) Составить вопросы по содержанию используя ромашку « Блума»

3) Перескажи произведение.

Обращение к оценочным экспресс- листам.


План «Пирамиды критика»


  1. О чем произведение? (одно слово)

  2. Какой у произведения характер? (два слова)

  3. Место и время действия. (три слова)

  4. Главные события. (четыре слова)

  5. Главные герои, какие они? (пять слов)

  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)

  7. О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)

  8. Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов)














Урок литературного чтения на тему " Легенда об Айше-Биби"( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Тип урока: Знакомство с новым произведением.На уроке развиваются такие компетенции, как: информационная, коммуникативнаяи учебно- познавательная. 

Методы:

- по источникам знаний словесные, наглядные;

- по степени взаимодействия: учитель- ученик, ученик- ученик,исследовательская беседа:

- по характеру познавательной деятельновсти:репродуктивный,исследовательский.

Формы работы учащихся:фронтальная,индивидуальная,парная,групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:самостоятельно определять тему и цель урока;самостоятельно определять проблему и решать её:работать со справочной литературой;отвечать на вопросы: оценивать себя и друг друга; рефлексировать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассуждать и делать выводы,слушать собеседника и вести диалог,работать в паре и группе,излагать и аргументировать свою точку зрения.

 

Автор Урускаева Эльвира Мухаметхановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 700
Номер материала 2258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓