Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения на тему

Урок литературного чтения на тему

hello_html_m7df8e572.gifhello_html_6ee7cb7c.gifhello_html_5e77b166.gifhello_html_m5d45ffbf.gif

Зеленоборская школа-гимназия








Открытый урок

по литературе






C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Downloads\1314817447_p_0045.jpg




















Учитель начальных классов:

Рыскулова Г.И.







Тема: Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»


Задачи: ознакомить с произведением; учить работать с текстом; учить выделять главную мысль; высказывать своё мнение; развивать речь, внимание, воображение, память; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение ко времени, дружбу.


Оборудование: макет часов, портрет писателя; рисунки о зиме; пословицы, конверты №1, №2, №3, диск с фильмом.


Межпредметная связь: математика (время).


Ход урока:


I. Организационный момент.


Психологический настрой.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

Учись тайны открывать,

Ответы полные давать

Мы сегодня снова будем читать

Выводы делать и рассуждать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.


На доске запись

«Горят причудливо краски,

И, как не мудра голова

Вы всё – таки верьте сказке,

Сказка всегда права».


- Прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, с каким произведением познакомимся на уроке?

- Начнём урок литературы с разминки.


II. Литературная разминка


  • Кто смастерил деревянную куклу? (Карло)

  • Кто победил таракана в сказке К. Чуковского? (Воробей)

  • В какой сказке девочка идёт в лес зимой за цветами?

(«Двенадцать месяцев» С. Маршак)

  • Я пришла из сказки Андерсена. Моё имя означает меру длины равную

всего 2,5 см. Как меня зовут? (Дюймовочка)


III. Подготовка речевого аппарата


- Подготовим речевой аппарат.

1. Язык, губы (оканье, язычок «лодочкой»; чистим зубы).

2. Дыхательная гимнастика.

1-2-3 – глубокий вдох, «раз» - задержка дыхания,

медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].

3. 1-2-3 – вдох, «раз» - задержка дыхания, скороговорка на выходе «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».


IV. Проверка домашнего задания


- Что было задано на дом? О чём все стихотворения? Нравится ли вам зима? Чем? У вас на партах лежит конверт №1. Оцените себя.

«Знаете стихотворение на «Отлично»» - поднимите красный треугольник.

«Знаете стихотворение на «Хорошо»» - поднимите жёлтый треугольник.

«Знаете стихотворение на «Удовлетворительно»» - поднимите зелёный треугольник.


(Читают наизусть 4 ученика)


V. Знакомство с новым произведением


- Чтобы узнать с каким произведением познакомимся, отгадайте загадки.

Мы день не спим, C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Downloads\skazka o poteryannom vremeni.jpg

Мы ночь не спим

И день и ночь

Стучим, стучим. (Часы)

Оно длиннее всего на свете – и короче

Быстрее всего – и медленнее.

Самое доброе – и самое нераз

Его больше всего ценят.

Но больше всего сожалеют о его отсутствии. (Время)


- Что общего в этих словах? Чем различаются?

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрей растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедимся, прочитав сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Справка о писателе рассказывают ученики.

C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Downloads\0003-007-Itak-v-nekotorom-tsarstve-v-nekotorom-gosudarstve-a-tochnee-skazat.jpg

1. Шварц Евгений Львович родился 9 октября 1896г. в Казани в семье врача.

http://jsulib.ru/Lib/Personas/001/700/001700.jpg















С раннего детства он мечтал быть актером. Он учился прекрасно говорить и читать свои шуточные стихи, пьесы и разыгрывать их на сцене.

2. Он увлекался и увлекал других своими сказками. Много добрых и умных сказок подарил ребятам Евгений Львович. Это и театральные сказки и пьесы для театра кукол. Драматург скончался 15 января 1958г. в Ленинграде.


VI. Словарная работа


Прежде чем начать работать с текстом, проведём словарную работу.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды (например: полы пальто).


VII. Чтение сказки

C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Downloads\b951666.jpg

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?

- Для чего написал Евгений Шварц сказку детям?


I часть - по ролям.


II часть – читает учитель.


III часть – хорошо читающие ученики.


IV часть – читают самостоятельно.


V часть – просмотр.


- Почему сказка волшебная?

- Выполняются ли сказочные законы в сказке?

(Добро побеждает зло, благополучный конец)



VIII. Игра «Верите ли вы…?»


Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…?»

У вас на партах лежит конверт №1, достаньте красный и зеленый треугольники. Я читаю вам вопрос, если вы верите, то поднимаете – красный треугольник, если нет то – зелёный.


1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в стариков. (красный)

2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. (зелёный)

3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (зелёный - 4)

4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой. (красный)

5. Дом волшебников находился на опушке леса. (зелёный – в лесной чаще)

6. До леса дети – старики доехали на автобусе. (зелёный – на трамвае)

7. Часы в доме волшебников называли часики. (зелёный – ходики)

8. Для совершения волшебства стрелу надо повернуть в обратную сторону 77 раз.

(красный)

9. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет. (красный)


IX. Анализ прочитанного


- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других детей?

- Почему люди так боятся не успеть, опоздать, отстать?

(Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдет мимо)

- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками?

- Почему дети смогли победить волшебников?

(Нашли друг друга и научились ценить время)

- А вы цените время?


X. Работа в парах


- Перед вами конверты под №2, в них лежат слова с качествами человека.

(Безответственный, целеустремленный, послушный, умный, непоседливый, организованный, любознательный, неряшливый, трудолюбивый, ленивый, усидчивый, несобранный, добросовестный, внимательный, рассеянный)


Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

- Каких вам качеств не достаёт, и вы бы хотели развить их в себе?

- У каждого человека есть внутреннее качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.


XI. Работа с пословицами


- Выберите пословицы, подходящие к уроку.


Делу время – потехе час.

Время как воробей: упустишь – не поймаешь.

Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь.

Злое слово, что огонь жжёт.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Пропущенный час годом не нагонишь.


XII. Подведение итогов


- Чему учит эта сказка?

Найдите главную мысль сказки. Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях.


Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек стр.100.


Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз!

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы,

Диктуют время нам часы,

Диктуют так:

Тик-так, тик-так!

За часом час, за годом год

Часы всегда идут в перёд

Всё надо делать по часам

Тогда доволен, будешь сам.


Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Сейчас проверим какое эмоциональное настроение у вас. Конверт №1.


Если всё понравилось и было интересно на урокекрасный.

Если что-то не понравилосьжёлтый.

Было не интереснозелёный.


Закончите предложения: (записаны на доске)


Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне показалось интересным…

Я хочу похвалить … за …



XIII. Оценки за урок


Д/з с.97-105, пересказ.



Урок литературного чтения на тему
  • Начальные классы
Описание:

 

 Урок литературного чтения в 3 классе на тему "Сказка о потерянном времени". Урок проводится в соответствии с программой. Задачами урока являются: знакомство с новым произведением; обогащение словарного запаса учащихся,развитие памяти, речи, внимания;воспитание бережного отношения ко времени.

Урок связан с математикой. Дети повторяют единицы времени. 

На уроке присутствуют различные виды чтения: самостоятельное чтение, чтение учителем и хорошо читающими учениками, чтение по ролям. Урок насыщен разными видами работ: словарная работа, игра "Да - нет", просмотр видеофильма.

 

Автор Рыскулова Галина Ивановна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 327
Номер материала 20208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓