Зеленоборская
школа-гимназия
Открытый урок
по литературе
Учитель начальных классов:
Рыскулова Г.И.
Тема:
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Задачи: ознакомить
с произведением; учить работать с текстом; учить выделять главную мысль;
высказывать своё мнение; развивать речь, внимание, воображение, память;
обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; воспитывать бережное
отношение ко времени, дружбу.
Оборудование: макет
часов, портрет писателя; рисунки о зиме; пословицы, конверты №1, №2, №3, диск с
фильмом.
Межпредметная связь: математика (время).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Учись тайны открывать,
Ответы полные давать
Мы сегодня снова будем читать
Выводы делать и рассуждать.
- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
На
доске запись
«Горят причудливо краски,
И, как не мудра голова
Вы всё – таки верьте сказке,
Сказка всегда права».
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, с каким
произведением познакомимся на уроке?
- Начнём урок литературы с разминки.
II. Литературная разминка
Кто смастерил деревянную куклу? (Карло)
Кто победил таракана в сказке К. Чуковского? (Воробей)
В какой сказке девочка идёт в лес зимой за цветами?
(«Двенадцать месяцев» С. Маршак)
Я пришла из сказки Андерсена. Моё имя означает меру длины равную
всего
2,5 см. Как меня зовут? (Дюймовочка)
III. Подготовка речевого
аппарата
- Подготовим речевой аппарат.
1. Язык, губы (оканье, язычок «лодочкой»; чистим зубы).
2. Дыхательная гимнастика.
1-2-3 – глубокий вдох, «раз» - задержка
дыхания,
медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].
3. 1-2-3 – вдох, «раз» - задержка дыхания, скороговорка на
выходе «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
IV. Проверка домашнего задания
-
Что было задано на дом? О чём все стихотворения? Нравится ли вам зима? Чем? У
вас на партах лежит конверт №1. Оцените себя.
«Знаете стихотворение на «Отлично»»
- поднимите красный треугольник.
«Знаете стихотворение на «Хорошо»»
- поднимите жёлтый треугольник.
«Знаете стихотворение на «Удовлетворительно»»
- поднимите зелёный треугольник.
(Читают наизусть 4 ученика)
V. Знакомство с новым произведением
- Чтобы узнать с каким произведением познакомимся, отгадайте
загадки.
Мы
день не спим,
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)
Оно длиннее всего на свете – и короче
Быстрее всего – и медленнее.
Самое доброе – и самое нераз
Его больше всего ценят.
Но больше всего сожалеют о его
отсутствии. (Время)
- Что общего в этих словах? Чем различаются?
Время – это главная ценность человека.
Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем
больше мы учимся экономить время, тем быстрей растут наши достижения в учёбе, в
труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому
каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с
вами убедимся, прочитав сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
Справка о писателе рассказывают ученики.
1. Шварц Евгений Львович родился 9 октября 1896г. в Казани в семье врача.
С раннего детства он мечтал быть актером. Он учился прекрасно
говорить и читать свои шуточные стихи, пьесы и разыгрывать их на сцене.
2. Он увлекался и увлекал других своими сказками. Много добрых и
умных сказок подарил ребятам Евгений Львович. Это и театральные сказки и пьесы
для театра кукол. Драматург скончался 15 января 1958г. в Ленинграде.
VI. Словарная работа
Прежде чем начать работать с текстом, проведём словарную работу.
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды (например:
полы пальто).
VII. Чтение сказки
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?
- Для чего написал Евгений Шварц сказку детям?
I часть - по ролям.
II часть – читает учитель.
III часть – хорошо читающие ученики.
IV часть – читают самостоятельно.
V часть – просмотр.
- Почему сказка волшебная?
- Выполняются ли сказочные законы в сказке?
(Добро побеждает зло, благополучный
конец)
VIII.
Игра «Верите ли вы…?»
Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…?»
У вас на партах лежит конверт №1, достаньте красный и зеленый
треугольники. Я читаю вам вопрос, если вы верите, то поднимаете – красный
треугольник, если нет то – зелёный.
1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в стариков. (красный)
2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. (зелёный)
3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (зелёный
- 4)
4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой. (красный)
5. Дом волшебников находился на опушке леса. (зелёный
– в лесной чаще)
6. До леса дети – старики доехали на автобусе. (зелёный
– на трамвае)
7. Часы в доме волшебников называли часики. (зелёный
– ходики)
8. Для совершения волшебства стрелу надо повернуть в обратную
сторону 77 раз.
(красный)
9. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как
стареет. (красный)
IX. Анализ прочитанного
- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих
детей, ведь в городе много других детей?
- Почему люди так боятся не успеть, опоздать, отстать?
(Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдет мимо)
- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти
дети, лодырями и прогульщиками?
- Почему дети смогли победить волшебников?
(Нашли друг друга и научились ценить время)
- А вы цените время?
X. Работа в парах
- Перед вами конверты под №2, в них лежат слова с качествами
человека.
(Безответственный, целеустремленный, послушный, умный,
непоседливый, организованный, любознательный, неряшливый, трудолюбивый,
ленивый, усидчивый, несобранный, добросовестный, внимательный, рассеянный)
Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться
успехов в учёбе и жизни.
- Каких вам качеств не достаёт, и вы бы хотели развить их в
себе?
- У каждого человека есть внутреннее качества, которые все
вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё
зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А
такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем
из своего характера.
XI. Работа с пословицами
- Выберите пословицы, подходящие к уроку.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь
– не поймаешь.
Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь.
Злое слово, что огонь жжёт.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Пропущенный час годом не
нагонишь.
XII. Подведение итогов
- Чему учит эта сказка?
Найдите главную мысль сказки. Обращаясь к читателям, Шварц
написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных
ситуациях.
Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек стр.100.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз!
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы,
Диктуют так:
Тик-так, тик-так!
За часом час, за годом год
Часы всегда идут в перёд
Всё надо делать по часам
Тогда доволен, будешь сам.
Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Сейчас проверим
какое эмоциональное настроение у вас. Конверт №1.
Если всё понравилось и было интересно на уроке
– красный.
Если что-то не понравилось – жёлтый.
Было не интересно – зелёный.
Закончите предложения: (записаны на доске)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне показалось интересным…
Я хочу похвалить … за …
XIII. Оценки за урок
Д/з с.97-105, пересказ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.