Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения на тему

Урок литературного чтения на тему

Скачать материал

 

Зеленоборская школа-гимназия

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по литературе

 

 

Е.Л. Шварц
"Сказка о потерянном времени"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Рыскулова Г.И.

 

 

 

 

 

 

Тема:     Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

 

Задачи: ознакомить с произведением; учить работать с текстом; учить выделять главную мысль; высказывать своё мнение; развивать речь, внимание, воображение, память; обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение ко времени, дружбу.

 

Оборудование: макет часов, портрет писателя; рисунки о зиме; пословицы, конверты №1, №2, №3, диск с фильмом.

 

Межпредметная связь: математика (время).

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

Психологический настрой.

            Начинается урок,

            Он пойдет ребятам впрок

            Постарайтесь всё понять,

            Учись тайны открывать,

            Ответы полные давать

            Мы сегодня снова будем читать

            Выводы делать и рассуждать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

 

На доске запись

«Горят причудливо краски,

И, как не мудра голова

Вы всё – таки верьте сказке,

Сказка всегда права».

 

- Прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, с каким произведением познакомимся на уроке?

- Начнём урок литературы с разминки.

 

II. Литературная разминка

 

*      Кто смастерил деревянную куклу? (Карло)

*      Кто победил таракана в сказке К. Чуковского? (Воробей)

*      В какой сказке девочка идёт в лес зимой за цветами?

         («Двенадцать месяцев» С. Маршак)

*      Я пришла из сказки Андерсена. Моё имя означает меру длины равную

                                                                 всего 2,5 см. Как меня зовут? (Дюймовочка)

 

III. Подготовка речевого аппарата

 

- Подготовим речевой аппарат.

1. Язык, губы (оканье, язычок «лодочкой»; чистим зубы).

2. Дыхательная гимнастика.

1-2-3 – глубокий вдох, «раз» - задержка дыхания,

                                                                                 медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].

3.  1-2-3 – вдох, «раз» - задержка дыхания, скороговорка на выходе «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

 

IV. Проверка домашнего задания

 

- Что было задано на дом? О чём все стихотворения? Нравится ли вам зима? Чем? У вас на партах лежит конверт №1. Оцените себя.

«Знаете стихотворение на «Отлично»» - поднимите красный треугольник.

«Знаете стихотворение на «Хорошо»» - поднимите жёлтый треугольник.

«Знаете стихотворение на «Удовлетворительно»» - поднимите зелёный треугольник.

 

            (Читают наизусть 4 ученика)

 

V. Знакомство с новым произведением

 

- Чтобы узнать с каким произведением познакомимся, отгадайте загадки.

                        Мы день не спим,

                        Мы ночь не спим

                        И день и ночь

                        Стучим, стучим.  (Часы)

Оно длиннее всего на свете – и короче

Быстрее всего – и медленнее.

Самое доброе – и самое нераз

Его больше всего ценят.

Но больше всего сожалеют о его отсутствии. (Время)

 

- Что общего в этих словах? Чем различаются?

   Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрей растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедимся, прочитав сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Справка о писателе рассказывают ученики.

       1. Шварц Евгений Львович родился 9 октября 1896г. в Казани в семье врача.

http://jsulib.ru/Lib/Personas/001/700/001700.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С раннего детства он мечтал быть актером. Он учился прекрасно говорить и читать свои шуточные стихи, пьесы и разыгрывать их на сцене.

2. Он увлекался и увлекал других своими сказками. Много добрых и умных сказок подарил ребятам Евгений Львович. Это и театральные сказки и пьесы для театра кукол. Драматург скончался 15 января 1958г. в Ленинграде.

 

VI. Словарная работа

 

Прежде чем начать работать с текстом, проведём словарную работу.

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды (например: полы пальто).

 

VII. Чтение сказки

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?

- Для чего написал Евгений Шварц сказку детям?

 

 I часть  - по ролям.

 

II часть – читает учитель.

 

III часть – хорошо читающие ученики.

 

IV часть – читают самостоятельно.

 

V часть – просмотр.

 

- Почему сказка волшебная?

- Выполняются ли сказочные законы в сказке?

(Добро побеждает зло, благополучный конец)

 

 

VIII. Игра «Верите ли вы…?»

 

Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…?»

У вас на партах лежит конверт №1, достаньте красный и зеленый треугольники. Я читаю вам вопрос, если вы верите, то поднимаете – красный треугольник, если нет то – зелёный.

 

1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в стариков. (красный)

2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. (зелёный)

3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (зелёный - 4)

4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой. (красный)

5. Дом волшебников находился на опушке леса. (зелёный – в лесной чаще)

6. До леса дети – старики доехали на автобусе. (зелёный – на трамвае)

7. Часы в доме волшебников называли часики. (зелёный – ходики)

8. Для совершения волшебства стрелу надо повернуть в обратную сторону 77 раз.

(красный)

9. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет. (красный)

 

IX. Анализ прочитанного

 

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других детей?

- Почему люди так боятся не успеть, опоздать, отстать?

(Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдет мимо)

- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками?

- Почему дети смогли победить волшебников?

(Нашли друг друга и научились ценить время)

- А вы цените время?

 

X. Работа в парах

 

- Перед вами конверты под №2, в них лежат слова с качествами человека.

(Безответственный, целеустремленный, послушный, умный, непоседливый, организованный, любознательный, неряшливый, трудолюбивый, ленивый, усидчивый, несобранный, добросовестный, внимательный, рассеянный)

 

Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

- Каких вам качеств не достаёт, и вы бы хотели развить их в себе?

- У каждого человека есть внутреннее качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

 

XI. Работа с пословицами

 

- Выберите пословицы, подходящие к уроку.

 

Делу время – потехе час.

            Время как воробей: упустишь – не поймаешь.

Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь.

            Злое слово, что огонь жжёт.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

            Пропущенный час годом не нагонишь.

 

XII. Подведение итогов

 

- Чему учит эта сказка?

Найдите главную мысль сказки. Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях.

 

Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек стр.100.

 

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз!

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы,

Диктуют время нам часы,

Диктуют так:

Тик-так, тик-так!

За часом час, за годом год

Часы всегда идут в перёд

Всё надо делать по часам

Тогда доволен, будешь сам.

 

Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Сейчас проверим какое эмоциональное настроение у вас. Конверт №1.

 

Если всё понравилось и было интересно на урокекрасный.

Если что-то не понравилосьжёлтый.

Было не интереснозелёный.

 

Закончите предложения: (записаны на доске)

 

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне показалось интересным…

Я хочу похвалить … за …

 

 

XIII. Оценки за урок

 

Д/з с.97-105, пересказ.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 Урок литературного чтения в 3 классе на тему "Сказка о потерянном времени". Урок проводится в соответствии с программой. Задачами урока являются: знакомство с новым произведением; обогащение словарного запаса учащихся,развитие памяти, речи, внимания;воспитание бережного отношения ко времени.

Урок связан с математикой. Дети повторяют единицы времени. 

На уроке присутствуют различные виды чтения: самостоятельное чтение, чтение учителем и хорошо читающими учениками, чтение по ролям. Урок насыщен разными видами работ: словарная работа, игра "Да - нет", просмотр видеофильма.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 340 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 283
    • DOCX 254.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рыскулова Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рыскулова Галина Ивановна
    Рыскулова Галина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2018
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе