Главная / Начальные классы / урок литературного чтения М.Ауэзов "Сирота"

урок литературного чтения М.Ауэзов "Сирота"

hello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifhello_html_742a4cd6.gifОткрытый урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Мухтар Ауэзов «Сирота» (1 урок)

Цели:

  • создать условия для глубокого понимания и осмысления идейного содержания произведения

  • способствовать развитию критического мышления: умения сравнивать, анализировать, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы;

  • способствовать развитию речи уч-ся, кругозора.

  • содействовать воспитанию нравственных качеств (любви и сострадания к ближнему, доброту к детям лишённых родителей)

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

  1. Определение темы раздела и урока. (флипчарт)

Гости раздают учащимся цветные звездочки: розовые (3 штуки), фиолетовые (3 штуки), оранжевые (3 штуки)

Упала звездочка с небес

Кому-то прямо в руки.

Попал на поле он чудес

Искать ответ без скуки.

- Ребята, вспомните известную передачу Капитал- шоу «Поле Чудес». Благодаря этой игре сегодня мы откроем тему нового раздела и тему урока. Игроки поочереди будут называть буквы и отгадывать слова, а остальные учащиеся работают на листах. (За правильно отгаданную букву игроки получают балл - «солнышко». Победитель получает приз –«5» в журнал.)

Приглашается первая тройка игроков – розовые звездочки.

Итак, 1 задание.

«Каким крылатым выражением называют доброго, отзывчивого человека» ? (золотая душа)



-Аплодисменты первому победителю. Победитель объявляет тему следующего раздела «Золотая душа»


Приглашается вторая тройка игроков – фиолетовые звездочки.

2 задание

«Казахский писатель, учёный, педагог. Автор романа – эпопеи «Путь Абая»

( Мухтар Ауэзов)



-Аплодисменты второму победителю.



Приглашается третья тройка игроков – оранжевые звездочки.

3 задание

- Как называют ребёнка, у которого умер один или оба родителя.

(Сирота)


-Аплодисменты третьему победителю. Победитель называет тему урока

(Мухтар Ауэзов «Сирота»)


  1. Подготовка к восприятию произведения (презентация)

Слайд 1

- Какие ассоциации у вас возникают со словом СИРОТА? (фронтальная работа)

  1. Слово учителя

- Тема сиротства волновала человечество во все времена. Она нашла своё отражение в разных видах искусства: музыке, живописи, литературе.

Так, многие художники в своих полотнах изображали детей-сирот.

Слайд 2

Например, знаменитый русский художник Василий Георгиевич Перов в 1864 году написал картину «Дети-сироты на кладбище». Живописец изображает маленьких детей, одиноко стоящих возле занесенной снегом могилы на фоне низкого хмурого неба. Дети в ветхой и жалкой одежде. Они зябко жмутся друг к другу. Мы видим образ детей, обреченных на голод и бездомное скитание. Их огромные глаза полны отчаяния.

Слайд 3

Урош Предич - сербский художник- в своей работе «Мальчик на могиле матери» также показывает проблему горького и безотрадного детства. Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка, потерявшего родителей.

  1. Работа в парах.

- А теперь обратимся к литературе.

Слайд 4

- В устном народном творчестве есть пословицы и поговорки о сиротах. Предлагаю в парах выполнить задание 3.

«Собрать пословицы» о сиротах.

  1. Проверка выполненных заданий

Слайд 4

Не раз сирота кулаком слезы утрет.

Пастух рад лету, пчела - цвету, а сирота - привету.

В сиротстве жить - слезы лить.

Тогда сироте и праздник, когда белую рубаху дадут.

Не тот сирота, что родни не имеет, а тот, что доли не знает.

На бедного сироту все камни летят.

- Давайте вспомним произведения, где главными героями были дети-сироты.

Отгадайте, из какого произведения отрывок?

Слайд 5

А) Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

- Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. 

Русская народная сказка Морозко

Слайд 6

Б) С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:

А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!

Давай, бездельница, подмети пол!

Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!

От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли.

Золушка Ш.Перро

Слайд 7

Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдет от такого житья!
- И то правда, - отвечает Кокованя, - уговорю как-нибудь.
В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

Серебряное копытце П. Бажов


- Молодцы, ребята!

- В музыке также существует много произведений о сиротах. Все они проникнуты огромной печалью и грустью. Послушайте абхазскую народную песню в исполнении мужского хора, которая называется «Песня сироты».

- Какое настроение вызвала у вас эта песня? Что вы представили, слушая мелодию?

- Хорошо, спасибо!

Слайд 8

- Таким образом, мы убедились, что сиротство, являясь больной темой человечества находит свое отражение и в живописи, и в музыке, и в литературе. Все вместе они помогают нам глубже понять проблему и находить какие-то решения.

4. Знакомство с произведением. Чтение с остановками.

Слайд 9

-А теперь давайте обратимся к рассказу Мухтара Омархановича Ауэзова «Сирота»

На изучение этого произведения отводится 4 урока. Сегодня мы познакомимся только с его частью.

«Дерево предсказаний”»

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?

Выброс на доску и запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе.



Слайд 10

- Чтение 1 части учителем. Хрестоматия с.152 (до слов Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его судьба.)

Остановка 1 «Дерево предсказаний»

- Как вы думаете, какая судьба у мальчика, что он на ночь глядя идет в незнакомые места? Кто его гонит?

Чтение 2 части. Хрестоматия с.152-153 (до слов: “ …что хоть кто-нибудь из них вернется”)

Остановка 2. Самостоятельное чтение, учащиеся находят ответы на вопросы (задание 4)

Проверка понимания

Как зовут главного героя рассказа?

Как мальчик стал сиротой?

Чья смерть была самой большой утратой для мальчика? Почему?


  1. Обобщение.

- Оправдались ли наши предположения о чем будет рассказ?

Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?

Подберите пословицу к данной части рассказа? А какая картина вам кажется близкой к рассказу?

«Дерево предсказаний»

- Заинтересовал вас рассказ М.Ауэзова? Как вы думаете будут развиваться события дальше?

  1. Домашнее задание дочитать рассказ до конца (с. 152-157)

  2. Рефлексивный экран.

Слайд 11

- Пожалуйста ответьте на вопрос – что вам дал сегодняшний урок литературы.

-Спасибо за работу на уроке.





урок литературного чтения М.Ауэзов "Сирота"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок открывает раздел "Золотая душа" и начинает знакомить учащихся с произведением Мухтара Ауэзова "Сирота". В начале урока учащиеся в форме игры "Поле чудес" открывают название раздела и тему урока. Затем раскрывается проблема сиротства через работу учащихся по составлению пословицам и узнаванию сказок, в которых главными героями были дети-сироты. Также учащиеся знакомятся с произведениями великих живописцев В.Г.Перова "Дети-сироты на кладбище" (1864 г) и У.Предича "Мальчик на могиле матери". После подготовительной работы, учитель закомит с произведением, используя методику направленного чтения "с остановкамии" и "дерево предсказаний".

Автор Некрасова Анна Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1091
Номер материала 45568
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓