Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения для 2 класса по теме "И.Суриков Детство"

Урок литературного чтения для 2 класса по теме "И.Суриков Детство"

Документы в архиве:

42.49 КБ И.Суриков детство.docx

Название документа И.Суриков детство.docx

hello_html_1a154f1c.gifhello_html_m2e431fa9.gifhello_html_24b2455c.gifhello_html_71e20e45.gifИ. Суриков «Детство»

Цели:

Образовательные:

  • познакомить со стихотворением И. Сурикова «Детство»;

  • учить анализировать поэтическое произведение;

  • закреплять навык выразительного чтения

Развивающие:

  • развивать устную речь посредством расширения словаря и кругозора учащихся;

  • развивать умение передавать свои впечатления о прочитанном;


Воспитательные:

  • воспитывать любовь к художественному слову;

  • воспитывать доброе отношение к малой родине

Здоровьесберегающие:

  • пропагандировать здоровый образ жизни, используя текст изучаемого произведения


Формирование УУД

Личностные УУД:

  • проявление познавательной активности в области поэзии;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (любить природу родного края- значит любить Родину)

  • формирование действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

  • формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

  • развитие волевой саморегуляции;

  • развитие самооценки

Познавательные УУД:

  • развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • развитие смыслового чтения как осмысления цели чтения; определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД:

  • оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

  • взаимодействие в паре.



Оборудование:


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.





-Какие главные слова?

-Желаю на уроке работать старательно и слушать меня и товарищей внимательно.

-С произведениями из какого раздела мы с вами сейчас знакомимся?

2.Актуализация опорных знаний.

-С какими авторами и произведениями уже познакомились?



















Игра «Узнай произведение»

-Апрельский снег- дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты- кочки и те голову начинают подымать. Вылезает из- под снега рыжая, непричёсанная трава: «А вот и я».

-«…И прекратились лужицы в прозрачное стекло».

-Идёт охотник по лесу. Где тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.

-…рассердился и начал рукавицами друг о дружку хлопать. Как хлопнет- так ледяная крышка готова. Для луж – маленькие крышечки понаделал. Для болот- побольше крышки.

-У деда мороза было три сына и одна дочка. Звали их ветер, лёд, иней, снежинка.

- «Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. Только серые вороны расшумелись на лугу».



3.Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится…”

Чтобы узнать фамилию автора этого произведения, вы отгадайте загадки на индивидуальном листе и впишите в клеточки кроссворда. Но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Придётся недостающие буквы добавить самим по смыслу.





































































- Проверим, что у вас получилось?

-Какое слово можно прочитать по горизонтали? Это автор следующего произведения.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) был сыном простого крестьянина. До 8 лет он жил в деревне и работал в лавке отца- разносил товары, убирал. В школу ходить не мог- работал, читать и писать научился сам, полюбил поэзию, стал писать стихи. Очень много писал о природе, о детях, о своей деревне- о Родине.



-Как вы думаете, о чём будет идти речь в его произведении, если его поместили в раздел «Снежок порхает, кружится…»?

4. Работа над произведением

-Сядьте поудобнее, закройте глаза. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть и почувствовать, о чём нам рассказывает автор.

а) Беседа после слушания.

-Верны ли ваши предположения о том, что мы услышим в стихотворении?

-Как же называется произведение?

-Проверьте, чьё же высказывание было верным.

- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

Как думаете, всё описанное в произведении происходит в наше время?

- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Кто является рассказчиком и героем стихотворения?

- Какие чувства испытали, слушая его?

- Что увидели?

- Что услышали?

- Какое событие подходит к иллюстрации?

б)Словарная работа

-кубарем качуся-?

в)Работа над стихотворением

1 часть:

-Где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не одобряются в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.







-И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?







2 часть:

- Как объясните смысл строчки: «И я на бок - хлоп!»

-  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

3-4 часть:

- Как меняется настроение мальчика?



- Докажите радость детей в начале стихотворения.

- Какой отрывок стихотворения нам показывает что настроение у мальчика изменилось? Какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

--Как понимаете слова «Мне в сугробе горе…»













- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

- Что мы слышим в голосе мальчика?

- Какими словами поэт показал обиду?



5.Физминутка для глаз.



6).Выразительное чтение вслух.

- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.

Это и будет выразительное чтение.

- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие?

- Что мы слышим далее в голосе мальчика?

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?



- Какое настроение у мальчика?



- Как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

7.1. Тренировка в чтении 1 столбика.

Вот моя деревня;//

Вот мой дом родной;//

Вот качусь я в санках

По горе крутой;//

-Прочитайте теперь самостоятельно всё стихотворение. А потом вслух.



8.Итог

-С каким произведением познакомились? Кто автор? Жанр? Тема?

-- Сумел ли автор передать настроение, связанное с приятными воспоминаниями о детстве?

- Действительно, самые дорогие и приятные воспоминания – это детство. Детство – это самые счастливые дни в жизни каждого человека.

- О чём Суриков заставляет нас размышлять?





-Оцените себя: я узнал…, мне понравилось…, у меня не получилось…,



9.Домашнее задание.

-учить с.143,Т.с.64-65, другие стихи автора.

10.Резерв.Моделирование обложки.


















-Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Старательно. Внимательно.







-Снежок порхает, кружится…





- Зинаида Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу”.



С.Иванов «Каким бывает снег»















З.Александрова «Зима»



И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»







Э.Шим «Всем вам крышка»









Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»



С.Есенин «Пороша»







Работа на индивидуальных листах (отгадать загадки и заполнить клетки кроссворда):

1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит. (снег)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт. (сугроб)

3. Стали звёздочки кружиться,

На землю стали ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а….(снежинки)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,

Да не птица. (вьюга)








3.



















2.






1. С

У

Р

И

К

О

4. В































Самопроверка с доски (Слайд )

Читают получившееся слово по горизонтали. (Суриков)























-О зиме, снеге, зимних забавах.









Слушают с закрытыми глазами.









Да.





Варианты детей.



Слайд «И. Суриков. Детство»





-Нет.(Доказывают строчками из стихотворения)







-Суриков.







- Весёлые голоса ребят, скрип снега.

-Упал, друзья смеются.



- Стремительно, быстро, кувырком.







-В деревне.



- наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. Поэт указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.



- Оно было радостным. Ведь зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив.







- Неприятным, т.к. катание было неудачным: мальчик свалился в сугроб.





- Сначала радостное, весёлое, затем грустное.



Чтение 1четверостишья







Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”



-Не может выбраться, так как сугроб рыхлый. В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует беспомощность.



Ответы детей.



Читают 3 четверостишье



Рассуждения учеников





- Обиду.

«Стоя надо мной, весело хохочут

Над моей бедой».



ПК-слайд.































-Гордость, радость.





- Обиду.



- “Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”



- Обида, огорчение

- Наверное с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.

- Да.





















Выразительное чтение детьми 3-4 человека.







Стихотворение Сурикова «Детство». О детстве, о природе, о Родине.





Да.















- Каждая пора в жизни человека несёт свои открытия, особенно в детстве. Неизменным всю жизнь остаётся у него любовь к малой родине.





Урок литературного чтения для 2 класса по теме "И.Суриков Детство"
  • Начальные классы
Описание:

И. Суриков «Детство»

Цели:

Образовательные:

·                    познакомить со стихотворением И. Сурикова «Детство»;

·                    учить анализировать поэтическое произведение;

·                    закреплять навык выразительного чтения

Развивающие:

·                    развивать устную речь посредством расширения словаря и кругозора     учащихся;

·                    развивать умение передавать свои впечатления о прочитанном;

 

Воспитательные:

·                    воспитывать любовь к художественному слову;

·                    воспитывать доброе отношение к малой родине

Здоровьесберегающие:

·               пропагандировать здоровый образ жизни, используя текст изучаемого произведения

 

Формирование УУД

Личностные УУД:

·                    проявление познавательной активности в области поэзии;

·                             развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и   сопереживания чувствам других людей (любить природу родного края- значит любить Родину)

·                    формирование действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

·                    формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

·                    развитие волевой саморегуляции;

·                    развитие самооценки

Познавательные УУД:

·                    развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·                    развитие смыслового чтения как осмысления цели чтения; определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД:

·                       оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

 

·                       взаимодействие в паре.

Автор Левина Татьяна Васильевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1703
Номер материала 4106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы