Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературного чтения для 2 класса по теме "И.Суриков Детство"

Урок литературного чтения для 2 класса по теме "И.Суриков Детство"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ И.Суриков детство.docx

И. Суриков «Детство»

Цели:

Образовательные:

·                     познакомить со стихотворением И. Сурикова «Детство»;

·                     учить анализировать поэтическое произведение;

·                     закреплять навык выразительного чтения

Развивающие:

·                     развивать устную речь посредством расширения словаря и кругозора     учащихся;

·                     развивать умение передавать свои впечатления о прочитанном;

 

Воспитательные:

·                     воспитывать любовь к художественному слову;

·                     воспитывать доброе отношение к малой родине

Здоровьесберегающие:

·                пропагандировать здоровый образ жизни, используя текст изучаемого произведения

 

Формирование УУД

Личностные УУД:

·                    проявление познавательной активности в области поэзии;

·                             развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и   сопереживания чувствам других людей (любить природу родного края- значит любить Родину)

·                    формирование действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

·                    формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

·                    развитие волевой саморегуляции;

·                    развитие самооценки

Познавательные УУД:

·                    развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·                    развитие смыслового чтения как осмысления цели чтения; определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД:

·                       оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

·                       взаимодействие в паре.

 

 

Оборудование:

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

 

 

-Какие главные слова?

-Желаю на уроке работать старательно и слушать меня и товарищей внимательно.

-С произведениями из какого раздела мы с вами сейчас знакомимся?

2.Актуализация опорных знаний.

-С какими авторами и произведениями уже познакомились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Узнай произведение»

-Апрельский снег- дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты- кочки и те голову начинают подымать. Вылезает из- под снега рыжая, непричёсанная трава: «А вот и я».

-«…И прекратились лужицы в прозрачное стекло».

-Идёт охотник по лесу. Где тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.

-…рассердился и начал рукавицами друг о дружку хлопать. Как хлопнет- так ледяная крышка готова. Для луж – маленькие крышечки понаделал. Для болот- побольше крышки.

-У деда мороза было три сына и одна дочка. Звали их ветер, лёд, иней, снежинка.

- «Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. Только серые вороны расшумелись на лугу».

 

3.Определение темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится…”

Чтобы узнать фамилию автора этого  произведения, вы отгадайте загадки на индивидуальном листе и впишите в клеточки кроссворда. Но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Придётся недостающие буквы добавить самим по смыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверим, что у вас получилось?  

-Какое слово можно прочитать по горизонтали? Это автор следующего произведения.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) был сыном простого крестьянина. До 8 лет он жил в деревне и работал в лавке отца- разносил товары, убирал. В школу ходить не мог- работал, читать и писать научился сам, полюбил поэзию, стал писать стихи. Очень много писал о природе, о детях, о своей деревне- о Родине.

 

-Как вы думаете, о чём будет идти речь в его произведении, если его поместили в раздел «Снежок порхает, кружится…»?

4. Работа над произведением

-Сядьте поудобнее, закройте глаза. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть  и почувствовать, о чём нам рассказывает автор.

      а) Беседа после слушания.

-Верны ли ваши предположения о том, что мы услышим в стихотворении?

-Как же называется произведение?

-Проверьте, чьё же высказывание было верным.

  - Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

 –Как думаете, всё описанное в произведении происходит в наше  время?

- Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?

 - Кто является рассказчиком и героем стихотворения?

 - Какие чувства испытали, слушая его?

  - Что увидели?

   - Что услышали?

- Какое событие подходит к иллюстрации?

б)Словарная работа

-кубарем качуся-?

в)Работа над стихотворением

1 часть:

-Где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не одобряются в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

 

 

 

-И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

 

 

 

2 часть:

- Как объясните смысл строчки: «И я на бок -  хлоп!»

 -  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

3-4 часть:

- Как меняется настроение мальчика?

 

- Докажите радость детей в начале стихотворения.

- Какой отрывок стихотворения нам показывает что настроение у мальчика изменилось?   Какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

--Как понимаете слова «Мне в сугробе горе…»

 

 

 

 

 

 

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

- Что мы слышим в голосе мальчика?

- Какими словами поэт показал обиду?

 

5.Физминутка для глаз.

 

6).Выразительное чтение вслух.

- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.

Это и будет выразительное чтение.

- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие?

- Что мы слышим  далее в голосе мальчика?

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

 

- Какое настроение у мальчика?

 

- Как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

-  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? 

Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

7.1. Тренировка в чтении 1 столбика.

Вот моя деревня;//

Вот мой дом родной;//

Вот качусь я в санках

По горе крутой;//

-Прочитайте теперь самостоятельно всё стихотворение. А потом вслух.

 

8.Итог

-С каким произведением познакомились? Кто автор? Жанр? Тема?

-- Сумел ли автор передать настроение, связанное с приятными воспоминаниями о детстве?

- Действительно, самые дорогие и приятные воспоминания – это детство. Детство – это самые счастливые дни в жизни каждого человека.

- О чём Суриков заставляет нас размышлять?

 

 

-Оцените себя: я узнал…, мне понравилось…, у меня не получилось…,

 

9.Домашнее задание.

-учить с.143,Т.с.64-65, другие стихи автора.

10.Резерв.Моделирование обложки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Старательно. Внимательно.

 

 

 

-Снежок порхает, кружится…

 

 

- Зинаида Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу”.

 

С.Иванов «Каким бывает снег»

 

 

 

 

 

 

 

З.Александрова «Зима»

 

И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»

 

 

 

Э.Шим «Всем вам крышка»

 

 

 

 

Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

 

С.Есенин «Пороша»

 

 

 

Работа на индивидуальных листах (отгадать загадки и заполнить клетки кроссворда):

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит. (снег)

2. Белый дед – белее нет.
    Старый, горбатый,
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму -
    Никто не поднимает.
    Весна придёт -
    Он сам уйдёт. (сугроб)

3. Стали звёздочки кружиться,

   На землю стали ложиться,

   Нет, не звезды, а пушинки,

   Не пушинки, а….(снежинки)

  4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

     Да не птица.  (вьюга)

          

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

1.  С

    У

Р

     И

К

О

4.   В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка с доски                                                       (Слайд )

Читают получившееся слово по горизонтали. (Суриков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О зиме, снеге, зимних забавах.

 

 

 

 

Слушают с закрытыми глазами.

 

 

 

 

Да.

 

 

Варианты детей.

 

Слайд «И. Суриков. Детство»

 

 

-Нет.(Доказывают строчками из стихотворения)

 

 

 

-Суриков.

 

 

 

Весёлые голоса ребят, скрип снега.

-Упал, друзья смеются.

 

- Стремительно, быстро, кувырком.

 

 

 

-В деревне.

 

- наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. Поэт указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

 

- Оно было радостным. Ведь зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив.

 

 

 

- Неприятным, т.к. катание было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

 

 

- Сначала радостное, весёлое, затем грустное.

 

Чтение 1четверостишья

 

 

 

“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

 

-Не может выбраться, так как сугроб рыхлый. В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует беспомощность.

 

Ответы детей.

 

Читают 3 четверостишье

 

Рассуждения учеников

 

 

- Обиду.

«Стоя надо мной, весело хохочут

Над моей бедой».

 

ПК-слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Гордость, радость.

 

 

- Обиду.

 

- “Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

 

- Обида, огорчение

- Наверное с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение детьми 3-4 человека.

 

 

 

Стихотворение Сурикова «Детство». О детстве, о природе, о Родине.

 

 

Да.

 

 

 

 

 

 

 

- Каждая пора в жизни человека несёт свои открытия, особенно в детстве. Неизменным всю жизнь остаётся у него любовь к малой родине.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения для 2 класса по теме "И.Суриков Детство""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

И. Суриков «Детство»

Цели:

Образовательные:

·                    познакомить со стихотворением И. Сурикова «Детство»;

·                    учить анализировать поэтическое произведение;

·                    закреплять навык выразительного чтения

Развивающие:

·                    развивать устную речь посредством расширения словаря и кругозора     учащихся;

·                    развивать умение передавать свои впечатления о прочитанном;

 

Воспитательные:

·                    воспитывать любовь к художественному слову;

·                    воспитывать доброе отношение к малой родине

Здоровьесберегающие:

·               пропагандировать здоровый образ жизни, используя текст изучаемого произведения

 

Формирование УУД

Личностные УУД:

·                    проявление познавательной активности в области поэзии;

·                             развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и   сопереживания чувствам других людей (любить природу родного края- значит любить Родину)

·                    формирование действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

·                    формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом;

·                    развитие волевой саморегуляции;

·                    развитие самооценки

Познавательные УУД:

·                    развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме;

·                    развитие смыслового чтения как осмысления цели чтения; определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД:

·                       оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

 

·                       взаимодействие в паре.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 631 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.11.2014 484
    • ZIP 40 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Левина Татьяна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Левина Татьяна Васильевна
    Левина Татьяна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 595
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 569 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 472 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов