1.Организационный
момент
-Прозвенел
звонок,
Начинаем
наш урок.
-Какие
главные слова?
-Желаю
на уроке работать старательно и слушать меня и товарищей внимательно.
-С произведениями
из какого раздела мы с вами сейчас знакомимся?
2.Актуализация
опорных знаний.
-С
какими авторами и произведениями уже познакомились?
Игра
«Узнай произведение»
-Апрельский
снег- дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья,
что уж там кусты- кочки и те голову начинают подымать. Вылезает из- под снега
рыжая, непричёсанная трава: «А вот и я».
-«…И
прекратились лужицы в прозрачное стекло».
-Идёт охотник
по лесу. Где тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под большой толстой
корягой нашёл он медвежью берлогу.
-…рассердился
и начал рукавицами друг о дружку хлопать. Как хлопнет- так ледяная крышка
готова. Для луж – маленькие крышечки понаделал. Для болот- побольше крышки.
-У деда
мороза было три сына и одна дочка. Звали их ветер, лёд, иней, снежинка.
- «Еду.
Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. Только серые вороны расшумелись на
лугу».
3.Определение
темы урока.
–
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает,
кружится…”
Чтобы
узнать фамилию автора этого произведения, вы отгадайте загадки на
индивидуальном листе и впишите в клеточки кроссворда. Но одно условие: каждый
работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность
поразмыслить. Придётся недостающие буквы добавить самим по смыслу.
- Проверим, что у вас получилось?
-Какое
слово можно прочитать по горизонтали? Это автор следующего произведения.
Иван
Захарович Суриков (1841-1880) был сыном простого крестьянина. До 8 лет он жил
в деревне и работал в лавке отца- разносил товары, убирал. В школу ходить не
мог- работал, читать и писать научился сам, полюбил поэзию, стал писать
стихи. Очень много писал о природе, о детях, о своей деревне- о Родине.
-Как вы
думаете, о чём будет идти речь в его произведении, если его поместили в
раздел «Снежок порхает, кружится…»?
4. Работа
над произведением
-Сядьте поудобнее, закройте глаза. Постарайтесь не только
услышать, но и увидеть и почувствовать, о чём нам рассказывает автор.
а) Беседа
после слушания.
-Верны
ли ваши предположения о том, что мы услышим в стихотворении?
-Как
же называется произведение?
-Проверьте,
чьё же высказывание было верным.
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно
запомнилась?
–Как думаете, всё описанное в произведении происходит в наше
время?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
-
Кто является рассказчиком и героем стихотворения?
-
Какие чувства испытали, слушая его?
- Что увидели?
- Что услышали?
- Какое событие подходит к иллюстрации?
б)Словарная работа
-кубарем качуся-?
в)Работа над стихотворением
1 часть:
-Где
происходило событие?
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая
строка первого четверостишия начинается со слова «вот». Почему? Ведь мы с
вами знаем, что повторы не одобряются в устной и письменной речи. Здесь же
они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
-И каким же было
для мальчика воспоминание о катании с горки?
2 часть:
- Как объясните смысл строчки: «И
я на бок - хлоп!»
- И
каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
3-4
часть:
- Как меняется настроение мальчика?
- Докажите радость детей в начале
стихотворения.
- Какой отрывок стихотворения нам
показывает что настроение у мальчика изменилось? Какими словами автор
говорит о душевном состоянии мальчика?
--Как понимаете слова «Мне в сугробе
горе…»
- А
вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в
сугроб?
- Мальчик
в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.
- Что вы скажете о поведении товарищей?
Можно ли их назвать друзьями?
- Что мы слышим в голосе мальчика?
- Какими словами поэт показал обиду?
5.Физминутка для глаз.
6).Выразительное чтение вслух.
- Когда мы читаем
“про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.
Когда мы читаем
вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им
сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением,
интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.
Это и будет
выразительное чтение.
- Что мы должны показать слушателям,
читая первое четверостишие?
- Что мы слышим далее в голосе
мальчика?
- А какими словами автор говорит о
душевном состоянии мальчика?
- Какое настроение у мальчика?
- Как вы думаете:
авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был
счастлив?
Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они
проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя
счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
7.1. Тренировка в чтении 1
столбика.
Вот моя деревня;//
Вот мой дом родной;//
Вот качусь я в санках
По горе крутой;//
-Прочитайте теперь самостоятельно всё стихотворение. А потом
вслух.
8.Итог
-С каким произведением познакомились? Кто автор? Жанр? Тема?
--
Сумел ли автор передать настроение, связанное с приятными воспоминаниями о
детстве?
-
Действительно, самые дорогие и приятные воспоминания – это детство. Детство –
это самые счастливые дни в жизни каждого человека.
- О чём
Суриков заставляет нас размышлять?
-Оцените
себя: я узнал…, мне понравилось…, у меня не получилось…,
9.Домашнее
задание.
-учить
с.143,Т.с.64-65, другие стихи автора.
10.Резерв.Моделирование
обложки.
|
-Мы
пришли сюда учиться,
Не
лениться, а трудиться.
Работаем
старательно,
Слушаем
внимательно.
-Старательно.
Внимательно.
-Снежок
порхает, кружится…
- Зинаида
Александрова “Зима”,
С.
Иванов “Каким бывает снег”,
И.
Соколов-Микитов “Зима в лесу”,
Эдуард
Шим “Всем вам крышка”,
Константин
Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,
русская
народная сказка “Дети Деда Мороза”,
Михаил
Михайлович Пришвин “Деревья в лесу”.
С.Иванов
«Каким бывает снег»
З.Александрова
«Зима»
И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»
Э.Шим
«Всем вам крышка»
Русская
народная сказка «Дети Деда Мороза»
С.Есенин
«Пороша»
Работа
на индивидуальных листах (отгадать загадки и заполнить клетки кроссворда):
1.
Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю
зиму лежит,
А
весной убежит. (снег)
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт. (сугроб)
3.
Стали звёздочки кружиться,
На
землю стали ложиться,
Нет,
не звезды, а пушинки,
Не
пушинки, а….(снежинки)
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да
не птица. (вьюга)
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
1. С
|
У
|
Р
|
И
|
К
|
О
|
4. В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самопроверка
с доски (Слайд
)
Читают
получившееся слово по горизонтали. (Суриков)
-О зиме,
снеге, зимних забавах.
Слушают
с закрытыми глазами.
Да.
Варианты
детей.
Слайд
«И. Суриков. Детство»
-Нет.(Доказывают
строчками из стихотворения)
-Суриков.
- Весёлые
голоса ребят, скрип снега.
-Упал,
друзья смеются.
- Стремительно, быстро, кувырком.
-В деревне.
-
наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было
очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось:
деревня, дом, горка, друзья. Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и
лучше их представили. Поэт указывает этим словом на что-то важное, о чем он
будет рассказывать дальше.
- Оно было
радостным. Ведь зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого
человека. Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был
счастлив.
- Неприятным, т.к. катание было
неудачным: мальчик свалился в сугроб.
- Сначала радостное, весёлое, затем
грустное.
Чтение 1четверостишья
“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”
-Не может выбраться, так как сугроб
рыхлый. В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги
проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не
может себе помочь, он чувствует беспомощность.
Ответы
детей.
Читают 3
четверостишье
Рассуждения
учеников
- Обиду.
«Стоя
надо мной, весело хохочут
Над моей бедой».
ПК-слайд.
-Гордость, радость.
- Обиду.
- “Мне в сугробе горе, а ребятам
смех!..”
- Обида, огорчение
- Наверное с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в
прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.
- Да.
Выразительное чтение детьми 3-4 человека.
Стихотворение
Сурикова «Детство». О детстве, о природе, о Родине.
Да.
- Каждая
пора в жизни человека несёт свои открытия, особенно в детстве. Неизменным всю
жизнь остаётся у него любовь к малой родине.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.