Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Произведения о русских и коми богатырях. Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь». Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Произведения о русских и коми богатырях. Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь». Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «Произведения о русских и коми богатырях.

Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь».

Коми народная сказка «Пера – богатырь».


Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого «Святогор – богатырь» и коми народной сказкой «Пера – богатырь».

  2. Расширить представление детей о былинных героях. Развивать речь обучающихся.

  3. Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.



Задачи урока:

  1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  2. Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

  3. Формировать умение выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения.

  4. Развивать умение выразительно читать текст.

  5. Развивать умение работать в паре и в группах.















Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Звучит отрывок из стихотворения Никитина:

Широко ты, Русь, по лицу Земли,

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

Отгадайте загадку:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный

Человек.

Подберите синонимы к слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь).

Вспомним русских богатырей и их подвиги.

  1. -Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

- Кто я? (Илья Муромец)

-Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

- Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

2. – Ай же вы полоны. Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим домам.

- Кто я? (Добрыня Никитич)

- Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

3. – У моего у света батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,

Была старая собачища дворовая.

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежать ему далече в чистом поле.

- Кто я?

- Меня зовут Алешей да Поповичем,

Сын попа Леонтия Ростоцкого.

- Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

- Ребята, назовите имена других русских богатырей.

- Какими качествами обладали русские богатыри?

(были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

храбрые, отважные, смелые, справедливые).

- Во имя чего совершали подвиги богатыри?

(Во имя Родины, во имя народа).

  1. Изучение нового материала.

  1. Ребята, кто был первым русским богатырем?

(Святогор)

- Что вы знаете о Святогоре?

Святогор -- первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на границе Света и тьмы.

  1. Знакомство с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Л. Н. Толстой пересказал народную былину о Святогоре.

- Что такое былина, ребята?

(Былина – это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины).

Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы, былинщики. Былину исполняли плавно, нараспев, играя на гуслях.

Чтение былины подготовленными обучающимися.

- Ребята, интересно ли было слушать былину?

- Все ли слова вам были понятны?

- В тексте произведения есть устаревшие слова.

Прочитаем значение устаревших слов на с. 20 учебника.

- Прочитайте былину вполголоса, попробуйте читать нараспев.

Беседа по содержанию.

- О чем рассказывает Л. Н. Толстой в былине?

- Прочитайте зачин былины.

- Найдите и прочитайте орывок былины, где говорится о великой силе Святогора.

- Отрывок, где говорится о всрече Святогора с прохожим.

- Автор былины, Л. Н. Толстой, использует повторы в тексте произведения. Найдите повторы, поработайте в парах.

- Для чего автор использует повторы?

- Найдите и прочитайте развязку былины.

- Язык былины яркий, выразительный. Толстой использует постоянные эпитеты и преувеличения. Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, которые вам встречались в других былинах, в народных сказках.

- Какие преувеличения использует автор?

- Итак, мы познакомились с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Понравилось вам произведение?

Что понравилось?

  1. Физминутка

Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Подлядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Зашагали вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

  1. Знакомство с коми народной сказкой «Пера-богатырь».

-Мы с вами живем на Земле Коми.

- Каких богатырей Коми земли вы знаете?

На прошлом уроке мы прочитали народную сказку «Пера-богатырь». Творчеству какого народа принадлежит сказка?

- Прочитайте зачин сказки.

- Кто главный герой сказки?

- Найдите в сказке подтверждение тому, что Перу можно назвать богатырем.

- Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (слайд)

- Какими чертами характера коми народ наделил своего богатыря?

(Скромный, добрый, трудолюбивый, не позволяет смеяться над собой, отзывчивый, смелый, справедливый)

- Как в сказке показана связь между русским и коми народом?

Найдите в тексте сказки этот эпизод.

Прочитайте выразительно.

- Есть ли сходство между Перой – богатырем и русскими богатырями?

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

- В каких эпизодах сказки добро побеждает зло?

Работа в парах.

- В русских народных сказках есть волшебное число 3. Встречается ли в сказке о Пере-богатыре это число?

- Есть ли в сказке преувеличения?

- прочитайте концовку сказки.

VI. Закрепление.

- Мы познакомились с двумя произведениями о богатырях.

- Какое произведении вам больше понравилось, что больше запомнилось?

- Чему учат нас эти произведения?

(Произведения учат любить родину, знать и прославлять защитников народа, быть трудолюбивыми).

-Поработаем в группах.

1группа: дать характеристику былине Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

2 группа: дать характеристику сказке «Пера-богатырь».

3 группа: вспомните и запишите пословицы о Родине.

4 группа: подготовить выразительное чтение диалога Святогора и Микулы Селяниновича.

5 группа: составить рассказ о Пере-богатыре по плану:

  1. Где жил Пера-богатырь?

  2. Основное занятие Перы.

  3. Какой подвиг совершил?

  4. Кого победил Пера-богатырь?

  5. Какими качествами обладал Пера-богатырь?

Подведение итогов работы в группах.

- Ребята, спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание: читать сказки о Пере-богатыре.




Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Произведения о русских и коми богатырях. Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь». Коми народная сказка «Пера – богатырь».
  • Начальные классы
Описание:

1.    На уроке литературного чтения  обучающиеся знакомятся  с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого "Святогор - богатырь" и коми народной сказкой "Пера - богатырь". 

       Цели урока:   

2.     - Расширить представление детей о былинных героях.

Р   -Развивать речь обучающихся.

 

3.      -Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.

Автор Давыдова Ольга Ивановна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1959
Номер материала 56303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓