Главная / Начальные классы / урок литературного чтения 4 класс П.П.Бажов "Серебряное копытце"

урок литературного чтения 4 класс П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Урок литературного чтения , 4 класс. П.П .Бажов «Серебряное копытце». Характеристика главных героев.

Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”;

Задачи:

проверить знание произведения  Бажова «Серебряное копытце»;

совершенствовать навык беглого чтения;

понять смысл литературного жанра- «сказ»;

обогащать словарный запас;

учить составлению портретной характеристики героев;

воспитывать уважение друг к другу, к животным, к природе.

Ход урока

Организационный момент.

Работа по теме урока

С творчеством, какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

Что вы запомнили о писателе П.П.Бажове? (одним предложением).

 (Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь. Бажов создал знаменитую книгу сказов “Малахитовая шкатулка”, которую перевели почти на все языки мира. Он ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Книги Павла Петровича Бажова любимы и взрослыми и детьми. Язык, которым они написаны, близок к народному. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений).

Понравилась ли вам сказка?

 Назовите главных героев сказки?

Кокованя, Даренка).

Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Даренку?

(Деду было скучно жить одному).

Как жилось Даренке в чужой семье? Подтвердите словами из текста.

( Плохое житье у нее. Хозяйка взъедается на сиротку).

Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

(Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? 

(Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей).

(Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила).

 Что Кокованя рассказал Даренке о козле? Подтвердите словами из текста.

Заинтересовал ли Даренку рассказ старика?Подтвердите словами из текста.

Зачем Даренка хотела с дедом в лес идти?

(Даренке очень хотелось увидеть загадочного козла).

Почему он ее с собой не взял? Как он ее отговаривал?

(Кокованя объяснил Даренке. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой – вот – дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой).

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения. (Презентация).

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик.

Физкультминутка

Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди,  которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя,  Даренка, но рядом с обычными – сказочные: Серебряное копытце…

Работа с жанром «сказ»

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.

 Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Работа над портретной характеристикой героев

Ребята, а почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

Дайте характеристику героям сказа Даренке и Коковане.

Работа в парах.

( по плану дать характеристику героев)

Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

Опишите волшебных животных( Кошка Муренка, Серебряное копытце).

Какую роль играла Муренка в сказе? 

(Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении).

В сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

И у рассказчика свое отношение к ним.

Как вы думаете, что нравится автору в характере Даренки?

Что же Коковане могло понравиться в Даренке?

(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).

Что их объединяет ?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, ласковые).

Работа над иллюстрацией в учебнике

 Рассмотрите иллюстрацию, какой эпизод изобразил художник?

Как вы думаете, какие чувства испытывает Даренка? Кокованя ? Почему?

Чувство радости, каждый из героев верил в сказки).

Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья).

Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? 
(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
О чём сказ Бажова?

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Какие черты характера главных героев близки вам  или вы хотели бы их иметь?

Рефлексия

Как вы думаете для чего написал автор это произведение.

Мудрый сказочник Бажов писал свои книги для того, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, природу, в которой мы живем.

Захотелось ли вам прочитать другие сказы Бажова?

Домашнее задание:

Придумайте рассказ о том, как могла сложиться судьба Даренки?

А завершить урок мне хочется словами русской пословицы:

С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить”.

Попробуйте объяснить.





Приложение к уроку.

Определи: чем отличаются друг сказка и сказ. Отметь отличия.

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики

 

Есть волшебные предметы

 

Есть сказочные герои и события

 

Рассказчик



Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.



6


урок литературного чтения 4 класс П.П.Бажов "Серебряное копытце"
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения , 4 класс.

П.П .Бажов «Серебряное копытце». Характеристика главных героев.

Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”;

 Задачи:

проверить знание произведения  Бажова «Серебряное копытце»;

совершенствовать навык беглого чтения;

понять смысл литературного жанра- «сказ»;

обогащать словарный запас;

учить составлению портретной характеристики героев;

 

воспитывать уважение  друг к другу, к животным, к природе.

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4697
Номер материала 11773
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓