Главная / Начальные классы / урок литературного чтения 4 класс

урок литературного чтения 4 класс

КГУ Карагугинская средняя школа







Открытый урок

по литературному чтению в 4 классе

по теме: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».



учитель Султанова А.А



D:\МАМА САБИНА\мой класс\IMG_2336.JPG






















2014-2015 учебный год


Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».


Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; участвовать в конкурсах, соревнованиях; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.


Интерьер кабинета: Портрет А.С. Пушкина. Цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма»; «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Иллюстрации к сказкам размещены по кабинету; журнальный столик, чернильница, перо и бумага, книги, костюмы для инсценировок, презентация, книга



Ход урока:

I. Организационный момент.

. Учитель:

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок.

Урок литературный, А мы народ культурный.

На уроке не лениться, Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем  Наши знанья пополнять

II Психологический настрой на урок

- Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку. Как ваше настроение сегодня? Давайте улыбнемся  друг другу  и нашим гостям и нам сразу станет теплее и радостнее на душе... Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда .. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.



Сегодняшний наш урок мы посвящаем одной волшебно-счастливой сказке, которая появилась в далёком 1831 году - «Сказке о царе Салтане».

Автором этой сказки является…кто? Давайте посмотрим фотографии.

(показываются фотографии)

II. Информация об авторе.

Просмотр или чтение.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня.

Вопрос: А как ее звали?

Дети отвечают, что её звали Арина Родионовна.

Заходит «няня», усаживается к столику и начинает вязать.

Эта чудесная русская женщина, чье имя Арина Родионовна, первая муза поэта.

Она знала много народных песен, русских былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Выходит ученик в костюме Пушкина.

Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторять их.

Пушкин: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы и слушал их, мамушка моя.

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай.

Пушкин любил читать свои произведения любимой няне.

Пушкин:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует теплые отношения поэта и Арины Родионовны.

Пушкин:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

 

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

 

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Няня (смахивает слезы с глаз):«Ох, Сашенька, голубчик мой!»

Ей поэт посвящает и такие строки:

Пушкин:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Низкий поклон тебе, няня Арина Родионовна!

Дети провожают няню.





D:\МАМА САБИНА\мой класс\СУЛТАНОВА\IMG_2329.JPG































Учитель: Я знаю вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Мы продолжаем путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Висит замок

Чтобы, пройти в мир сказок нам нужны ключи. Ключи в волшебном сундучке с заданиями. Выбираете задания из сундучка и работаете в команде.

2 слайд: Правила работы в команде.

1. Учитесь понимать и принимать точку зрения собеседника.

2. Научитесь слушать и слышать собеседника.

3.Предлагайте помощь, когда видите, что можете это сделать.

4.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

5.Будь добросовестным по отношению к товарищам.

6.Говорите коротко и ясно, чтобы все могли высказаться.



(Каждая команда получает задание из сундучка и работает вместе)

Задания.

Угадай, отрывок, из какой сказки?

И царевна к ним сошла,
Честь хозяем отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Кружку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)





D:\МАМА САБИНА\мой класс\СУЛТАНОВА\IMG_2334.JPG















2 .Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

.(Сказка о рыбаке и рыбке)



3.Петушок с высокой спицы,

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна.

Верный сторож как со сна.

Шевельнется, встрепенется

К той сторонке обернётся.

И кричит "Кукареку"

Царствуй лежа на боку.( Сказка о золотом петушке)



4.Навстречу ему Балда,

Идет, сам не зная куда.

"Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп ему в ответ...

Нужен мне работник:

Повар, конюх, и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого ( Сказка о попе и его работнике Балде)



5.И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала.

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу.

Отправляется в дорогу.

За красавицей душой,

За невестой молодой. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)



6. У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученыё.

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо песен заводит ,

Налево сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

(Сказка- поэма Руслан и Людмила)

7. Дал гонцу такой приказ:

"Ждать царева возвращенья.

Для законного решенья.

Едет с грамотой гонец.

И приехал наконец. (Сказка о царе Салтане).



















Победившая команда получает кл





Все вместе 1,2,3 дверь в сказку отвори!



Сценка. Начало сказки.( Три девицы под окном)

4 слайд Сказка о царе Салтане.





D:\МАМА САБИНА\мой класс\СУЛТАНОВА\IMG_2336.JPG







D:\МАМА САБИНА\мой класс\СУЛТАНОВА\IMG_2337.JPG





III.Физминутка



IV.Работа по книге

а) Дети открывают учебник.

Учитель читает отрывок. Дети продолжают читать.

По ходу чтения проводится работа над архаизмами, т. е словами, которые употреблялись тогда и уже мало или редко употребляются в современном литературном языке.

V. Беседа

- Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

- Чем торговали на сей раз корабельщики? (Торговали мы недаром неуказанным товаром)

- Какой наказ вымолвил князь тогда? ( к нам он в гости обещался а доселе не собрался)

- На этот раз в кого превратился князь Гвидон? ( Дома на сей раз остался и с женою не расстался)

    1. Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей? (Он захотел увидеть отца. ).

    2. Каким увидел князь Гвидон своего отца?

    3. О каком первом чуде услышал Гвидон?

    4. В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

    5. О каком чуде узнал князь на этот раз?

    6. Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?

    7. О каком чуде он узнал на этот раз?

    8. О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, даже в момент женитьбы?

-Кто и как был наказан в этой сказке?



- В кого превратился Князь Гвидон в первый раз, кого укусил, куда? (комара, повариху, в правый глаз.)

- В кого превратился в третий раз, кого укусил и куда? ( шмеля, Бабариху в нос)

- Сколько теток у князя? (три)

- Какие чувства остались у вас после чтения сказки? (Ответы учащихся.)

- Хороший ли конец у сказки? Почему?

(У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

Рефлексия

- Ребята а как вы себя оценили на уроке

-зеленый свет- отлично

Желтый свет-хорошо

Красный свет- удовлетворительно

Объясните свой ответ

VIII. Д/з. Подготовить выразительное чтение 1-5 части сказки. «Ты, волна моя, волна!» выучить наизусть.


IX. Итог урока.

Дети делятся впечатлениями.

Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.

Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Урок заканчивается, но строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное - любите Пушкина!

Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев.

























урок литературного чтения 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Знакомство с творчеством Александра Сергееевича Пушкина

 Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; участвовать в конкурсах, соревнованиях; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.

 

Интерьер кабинета: Портрет А.С. Пушкина. Цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма»; «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Иллюстрации к сказкам размещены по кабинету; журнальный столик, чернильница, перо и бумага, книги, костюмы для инсценировок, презентация, книга

 Сегодняшний наш урок мы посвящаем одной волшебно-счастливой сказке, которая появилась в далёком 1831 году - «Сказке о царе Салтане».

 

Автор Султанова  Алия Амангельдиновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 607
Номер материала 40702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓