Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения 3 класс УМК Планета знаний А.С. Пушкин

Урок литературного чтения 3 класс УМК Планета знаний А.С. Пушкин





Урок литературного чтения

3 классс

УМК Планета знаний





А. С. Пушкин. « Зимнее утро»















Урок разработала

Лобова В. Ф.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Бигильдино

Данковского района Липецкой области
















Цели урока: Предметные

создать проблемную ситуацию для развития мыслительных операций наблюдения и анализа;

расширить словарный запас и кругозор учащихся, обогатить жизненный опыт;

способствовать формированию у учащихся читательского интереса;

способствовать развитию связной речи учащихся.

Личностные

продолжить работу по воспитанию у учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения мнения других, умение слушать;

организовать деятельность рефлексии в процессе обучения, пробудить стремление к самореализации.

Метапредметные

Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме.

Изучить творческую историю стихотворения как предмет особого текстологического исследования.

Воспитывать любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.

Оборудование:

Мультимедийный проектор,

Компьютер, интерактивная доска






















Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие. Ребята ! у нас гости . Пошлите мысленно самые добрые пожелания

гостям и самому себе. Какое у вас настроение?

- Какой раздел литературы мы изучаем?

(« Зимы ждала, ждала природа»)

- Назовите произведения и авторов , с которыми мы встретились в этой главе.

- Что у них общего? Они рассказывают о красоте русской зимы.


2.Подготовка к восприятию нового знания


Прочитайте отрывки из знакомых стихотворений и назовите его автора.

(слайд №

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя А. Пушкин

Слайд

В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе

Зимы ждала, ждала природа Снег выпал только в январе… ( А.Пушкин)

  • Какова общая тема этих произведений?

(слайд №

- У нас наступила зима, но явного признака зимы нет – нет снега, а я предлагаю

вам совершить увлекательную зимнюю прогулку .


- Подберите синоним к слову « прогулка» променад, гуляние, пикник,

вылазка, моцион


- Какая может быть прогулка? (интересная, увлекательная, веселая,

познавательная, ознакомительная, успокаивающая, романтическая…)


ИТАК, идем на прогулку

ПРОСМОТР СЛАЙД –ШОУ « МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

- Будьте внимательны при просмотре.

- Какое настроение у вас после прогулки?

- Почему?

(красиво выглядят деревья, кусты, все бело кругом, иней на домах, траве)

- Что заметили в фильме?

- Только лишь представлены зимние пейзажи ?

- Среди фотографий зимнего пейзажа были фотографии А. С. Пушкина

-Вы читали отрывки о зиме, посмотрели фильм на зимнюю тематику.

- С чьим произведением мы сегодня познакомимся?

С произведением Александра Сергеевича Пушкина.

- О чем будет это произведение? ( О зиме)

(Познакомимся с новым стихотворением о зимней природе . Будем продолжать учиться анализировать и исследовать поэтические произведения.)

3.Целеполагание . (слайд № )

  • Какие качества исследователя вам понадобятся на уроке?

(Умение внимательно читать и вчитываться ,умение слушать других ,

старание, трудолюбие, знания художественных средств языка, умение анализировать , сравнивать и делать выводы, умение давать полные ответы, умение в обычном увидеть необычное)

4. Первичное восприятие. ( рассказывает заранее подготовленный ученик)

Прежде . чем начнем работать над произведением, послушаем историю его создания .

-А вот как передает свои чувства А. С. Пушкин - « Зимнее утро»


3.Словарная работа (слайд )

- Ребята, в этом произведении много слов, которые мы сейчас не употребляем . Для того, чтобы было все понятно в содержании, нам необходимо выяснить их значение.

Сомкнуты - закрыты

Негой – блаженство , приятное состояние , сон.

Аврора - древнеримская богиня утренней зари. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда - древнеримская богиня любви и красоты : именно так Пушкин называет свою возлюбленную.

Вечор - вчера вечером

Нынче - сегодня

Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев. ( показ. янтарь)

Лежанка - теплое место у печки


-ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ЗАПИСИ


-Постарайтесь УСЛЫШАТЬ как поэт передает смену состояния в природе и как меняется настроение лирического героя.

4 Беседа после прослушивания

- К какому жанру литературы относится произведение?

(стихотворение: ритм рифма)

- Вам понравилось стихотворение?

- Чем оно вам понравилась? ( рассказывает о зиме ярко, восторженно )

- Что же поэт хотел показать в этом стихотворении? Прелесть зимнего утра

  • Каким настроением проникнуты строки стихотворения?

(Бодрым, радостным, веселым) задорным

  • От чьего лица ведется повествование? (от лица лирического героя)

5Анализ произведения

Откройте учебник и скажите из скольких строф состоит стихотворение? (5)


6.Самостоятельное чтение. « Жужжащее » чтение.

С целью подготовки к анализу стихотворения

7 Работа по алгоритму

- Работать над строфами будем по алгоритму ( СЛАЙД )

Алгоритм работы по каждой строфе.

  1. Ччтение строфы и выделение непонятных слов.

  2. Уточнение непонятных слов с помощью товарищей, учителя или словаря.

  3. Определение настроения, цвет карточки,

  4. Выделение пауз (/) (//) (____). V ¦

  5. Проверка пауз, логических ударений в стихотворении

Мы разделимся на 5 групп, каждая должна будет выполнить свое задание.(Каждой группе даны отдельные листочки с вопросами по строфам)

Договоритесь между собой, над какой строфой вы будете работать.

ДЕТИ РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ ПО АЛГОРИТМУ

Для тех детей, кто выполнил общее задание, даю дополнительное задание – озаглавить все строфы ( Корнеев А. ФистикА.)

- сравнительная характеристика двух стихов Пушкина ( Алиса, Матвей, АртемК)

Вопросы для 1 группы

- Какая картина встает перед нами?

- К кому обращается поэт? Как он называет любимую?

- Какие средства художествен выразительности языка помогают автору создать картину яркого морозного утра?

Какое настроение у поэта?

Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?

Вопросы для 2 группы

- Что рисует поэт во второй строфе стихотворения? Каким настроением проникнута эта строфа?

- Какой художественный прием использует здесь поэт?

- А какие еще приемы помогают автору так просто рассказать о ненастной погоде?

Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?

фиолетовый

Вопросы для 3 группы

- Что представляем мы, когда читаем третью строфу?

- Какие краски использует А.С.Пушкин, чтобы описать это утро?

- Какие средства художественной выразительности языка помогают автору создать эту картину?

Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы? красный

Вопросы для 4 группы

- Что Пушкин передает здесь ? Повторение каких звуков позволяет нам услышать потрескивание охваченных пламенем поленьев? Какие средства художественной выразительности языка помогают автору создать картину тепла и домашнего уюта?

-Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?

Желтый

Вопросы для 5 группы

-Куда лирический герой зовет нас?

- Как вы понимаете выражение «берег, милый для меня»? Подберите синонимы к слову милый.( родной, любимый)

- Каким настроением проникнуты строки этой строфы? Почему?

-Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?

зеленый


9. Представление работ

Анализ строфы ( ответы на вопросы)

( Дети после анализа строфы все кладут карточку того цвета, которую

указывает отвечающий)


осмотрите на свою цветограмму . Какой вывод можно сделать?

(-В итоге получается пять прямоугольников – цветограмма настроения, по которым видно, как из общего радостно – бодрого выпадает настроение второй строфы – мрачное, печальное.

Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно – солнечное. Потом − печальное и тоскливое. «А нынче» − радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. Все это сменяется мечтой о том, что будет. Поэтому при чтении мы должны показать голосом смену настроения в стихотворении.

- Выразительное чтение стихотворения « Зимнее утро»


10 Сравнить 2 стихотворения ( карточки) Артем. Матвей, Алиса

11. Я просила некоторых учеников подготовить стихи Пушкина. Попросим их почитать.

- Чтение стихов, ранее приготовленных учениками

А Матвей Шацкий свои стихи о зиме нам почитает

- Чтение стихотворения Шацким Матвеем.

12. Обобщение.


Поэтический талант А.С.Пушкина заставляет его стихи гореть красками живописи…

  • Как вы понимаете эти слова?

Поэтический талант А.С. Пушкина помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы , но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

- Сегодня мы любовались зимней природой, которую увидел Пушкин.

13.Рефлексия. (слайд №26)


А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет русскую зимнюю природу как живое воплощение гармонии.

- Какое настроение в конце урока?


- Кому из вас захотелось покататься на санках, запряженных тройкой лошадей?

Закончим наш урок упражнением «Комплимент».

1-е упражнение «Комплимент – похвала».


2-е упражнение «Комплимент деловым качествам» (в этих упражнениях ученики оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.


Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности признания личной значимости каждого)


Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение

Выставление оценок. Толкование оценок

Урок литературного чтения 3 класс УМК Планета знаний А.С. Пушкин
  • Начальные классы
Описание:

  Урок является  четвертым   в разделе " Зимы ждала, ждала природа".К уроку дети  писали сочинения о красоте русской зимы. Два ученика  приготовили стихи собственного сочинения. Все эти  творческие работы представлены были  на уроке. 

  К уроку была подготовлена презентация по программе SMART Notebook

 

Конспект разработан мною  для районного семинара директоров школ.

Представлены приемы работы по ФГОС.  ( групповая работа, дифференцированная работа, задания с опережением- сочинения, стихи, стихи собственного сочинения)- метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство. В начале урока  дети  ставили перед собой задачу- определяли кому принадлежат эти строки

Автор Лобова Варвара Федоровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 930
Номер материала 16882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓