Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения 3 класс С. Есенин "Пороша"

Урок литературного чтения 3 класс С. Есенин "Пороша"

Название документа Презентация урока лит-ры 3 кл..ppsx

1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

Название документа план-конспект урока.docx

Автор урока: Ярунина А. С.

План-конспект к уроку литературного чтения в системе развивающего обучения

Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, 3 класс

Предмет: литературное чтение

Тема: С. Есенин. «Пороша». Акцентное вычитывание стихотворения.

Цель: продолжение работы над акцентным вычитыванием текстов.

Задачи:

- формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся;

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. Литературное чтение. Учебник – хрестоматия для 3 – го класса четырёхлетней начальной школы: в двух частях. Текст стихотворения С. А. Есенина. «Пороша». Презентация урока на интерактивной доске.

Ход урока.

1.Эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний.

У.: Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?

Д.: Вычитывали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».

У.: Что значит вычитывать текст?

У.: В какой позиции работали?

У.: Что надо знать, чтобы уметь вычитывать текст?

У.: Каким образом мы работаем над текстом? (Что выясняем во время вычитывания текста?)

Составление модели (фронтальная работа, на доске и в тетрадях одновременно)

У.: Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой на сегодняшний урок?

Д.: Поработать «в позиции читателя» над поэтическим текстом.

3.Этап осмысления содержания текста.

У.: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Сергея Александровича Есенина "Пороша".

Слайд №1

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/f/f9/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA.GIF

У.: Что же такое пороша? Давайте уточним значение этого слова.

Слайд №2

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/d/da/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_1.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_1.GIF

Вы уже знаете: прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало его выучить наизусть. Что же ещё нужно?

Д.: Нужно понять картину жизни.

У.: Хорошо. А что же ещё нужно для выразительного чтения стихотворения?

Д.: Выявить стихотворный ритм, чтобы при чтении передать его голосом. А ещё настроение рассказчика.

У.: И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой - попытаемся понять картину жизни, выявим рассказчика, его настроение.

Подробный анализ текста.

Строфа 1.:

Слайд №3

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/8/82/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_2.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_2.GIF

У.: Кто здесь рассказчик?

Д.: Рассказчик - герой (РГ), потому что он говорит о себе "еду". Он едет на коне ("под копытом") и смотрит вокруг.

У.: Какое настроение вызывает у рассказчика всё, что он видит вокруг?

Д.: Всё, что он видит вокруг, вызывает у него "тихое" ("тихо") и "звонкое" настроение ("слышны звоны под копытом на снегу").

У.: И этому настроению мешают "только серые вороны". Как вы думаете, почему?

Д.: Они мешают своим шумом ("только серые вороны расшумелись на лугу")

Строфа 2.:

Слайд №4

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/1/14/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_3.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_3.GIF

У.: Настроение РГ меняется, становится сказочным. Объясните, почему?

Д.: Потому что лес - не простой, а "заколдован невидимкой".

Д.: Он как будто спит ("дремлет" "под сказку сна").

У.: И сосна будто живая. С кем по вашему мнению сравнивает её рассказчик?

Д.: Я думаю с девушкой, потому что "словно белою косынкой подвязалася сосна". Вот что про сосну говорит РГ.

У.: Рассказчик герой любуется сказочной картиной леса.

Строфа 3.:

Слайд №5

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/8/83/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_4.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_4.GIF

У.: РГ продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает её с человеком. Докажите...

Д.: "Понагнулась, как старушка". Я думаю, что ему нравится эта сосна старушка (а не "старуха"). Слова РГ выбирает ласковые, тёплые ("понагнулась", "старушка"...)

Строфа 4.:

Слайд №6

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/c/c1/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_5.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_5.GIF

У.: И снова у рассказчика героя меняется настроение. Прочитайте об этом.

Д.: РГ доволен тем, что "скачет конь", что вокруг "простору много", что "валит" снег.

У.: Снег не просто идёт, а валит. Зима как бы "стелет шаль", покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой. В какой строке это видно?

Д.: Дорога "убегает лентой вдаль". РГ сравнивает дорогу с лентой, которая вьётся и "убегает" далеко.

У.: Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.

Вот такие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика.

Второе, вам надо выяснить и что поможет выразительно читать стихотворение, - это выявление формы стиха.

Учитель заполняет схему ритма под хлопки детей

Слайд №7, 8, 9, 10

http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/7/7f/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_9.GIF/190px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_9.GIFhttp://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/4/4e/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_8.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_8.GIFhttp://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/1/1f/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_6.GIF/190px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_6.GIFhttp://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/b/b4/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_7.GIF/200px-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_7.GIF








http://www.tgl.net.ru/wiki/images/thumb/5/5b/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B0.gif/200px-%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B0.gif

Вывод: Ритмический рисунок очень чёткий и красивый.

У.: Основная ритмическая единица - стихотворная строка, отделяемая при чтении небольшой паузой. В строках по два или четыре ударения. В конце стихотворных строк закономерно чередуются два слога и один слог (на схеме выделяется жирной чертой).

Дополнительная ритмическая единица внутри строки состоит из двух слогов - ударного и безударного.

В конце стихотворных строк чередуются двусложные и односложные рифмы. Например, рифмуются первые и третьи строки: [зво-ны = ро-ны]; вторая и четвёртая строки:[гу = гу].

Всё стихотворение разделено на четыре строфы, по четыре стихотворных строки в каждой. В конце каждой строфы должна быть пауза. Эта пауза чуть больше, чем в конце стихотворных строк.

Есть ещё один секрет: ударные слоги концевых рифм произносятся с чуть большим ударением.

Теперь я думаю , вы готовы читать это стихотворение выразительно. А мы будем критиками и оценим выразительность вашего чтения.

4. Итоговая рефлексия

У.: Что сегодня узнали нового?

У.: Что было трудным?

5. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Урок литературного чтения 3 класс С. Есенин "Пороша"
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка к уроку литературного чтения в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, 3 класс

 

Учитель: Ярунина А.С., учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Тема. С. Есенин. «Пороша». Акцентное вычитывание стихотворения.

Цель: продолжение работы над акцентным вычитыванием текстов.

Задачи:

- формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся;

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Продолжительность урока: 40 минут.

Класс: третий

Образовательное учреждение: Д/с-начальная школа «Росток» СОШ филиал НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления»

Авторский медиапродукт: презентация к проведению урока (среда POWERPOINT)

Тип урока (вид):  конкретизация и усвоение обобщённого способа действия

Метод обучения:

ТСО: интерактивная доска

Оборудование.

З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. Литературное чтение. Учебник – хрестоматия для 3 – го класса четырёхлетней начальной школы: в двух частях.

Презентация.

Текст стихотворения С. А. Есенина. «Пороша».

 

Комментарии.

Программа литературного образования  в  начальной школе предназначена для обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Направлена на решение задачи воспитания эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора литературного произведения и высказывать собственные суждения как о произведении, так и о затронутых в нем проблемах.

На уроке применяется фронтальная, индивидуальная, парная работы.

 На уроке проводится работа по обогащению словаря обучающихся, используется наглядный материал.

 

 

Автор Ярунина Анна Сергеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1477
Номер материала 16885
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓