Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения 3 класс

Урок литературного чтения 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс 3 М

Учитель Носова Ю.Н.

Дата проведения: 09.04.2013г. в рамках городского семинара «Реализация метапредметной программы «Чтение: работа с информацией»

Тема «Оцени себя сам»

Цель: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Задачи:

1. Формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

2.Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

3.Активно использовать речевые средства и средства ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

5. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

-формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

-учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  1. Предметные:

-осознание значимости чтения для личного развития;

-формирование представлений о культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • Осознанное чтение текстов с целью приобретения читательского опыта, освоение и использование информации;

  • Воспринимать на слух и понимать различные виды

  • Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном и неявном виде;

  • Интерпретировать и обобщать полученную информацию, формулировать простые выводы;

  • Уметь понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на его жанр.

Формы организации деятельности учащихся:

  • Общеклассная;

  • Фронтальная;

  • Работа в парах;

  • Работа в группах;

  • Индивидуальная.

Средства обучения:

  • Тексты;

  • Таблица «Критерии оценки навыков чтения»;

  • Интерактивная доска, персональный компьютер;

  • Презентация к уроку

  • Карточки для рефлексивного анализа;

  • Карточки с домашним заданием.

Этап урока, планируемые результаты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.


Планируемые результаты:

-создание положительного настроя на урок,

-установление доверительных отношений между учителем и учащимися;

- опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: высказывание собственного мнения.

-Прочитайте высказывание (слайд 2) «Читая, мы познаём себя и мир вокруг»

-Как вы понимаете эти слова?

-Как, по-вашему, кто из нас умеет читать?


Самостоятельное чтение про себя.


Строят осмысленные речевые высказывания, формулируют свою позицию, размышляют.

  1. Мотивация, определение цели урока.


Планируемые результаты:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- осознание значимости чтения для личного развития


(слайд 3

Уметь читать – это:

  • Видеть,

  • Слышать,

  • Понимать,

  • Чувствовать,

  • Размышлять о том, что читаешь.)

-Объясните друг другу, как вы это понимаете.


-Сегодня на уроке мы с вами будем учиться оценивать выразительное чтение вслух.









Обсуждают высказывание в парах, объясняют друг другу роль чтения в жизни.

  1. Учимся слушать и оценивать чтение вслух.



Планируемые результаты:


-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

-формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;




























(Слайд 4)

-Дома вы читали отрывки из книги Валерия Воскобойникова «Жизнь замечательных детей» о Хансе Кристиане Андерсене. Вы должны были подготовить выразительное чтение одного из отрывков и записать его на диктофон. Я тоже записала для вас своё чтение. Сейчас вы его послушаете. (слайд 5)


-Читать – это слушать и понимать. Проверим, как вы поняли услышанное. Ответьте на вопросы (слайд 6):

- Где и когда началась эта история? Как об этом сказано в тексте, прочитайте.

- Что узнали вы о главном герое, его родителях?

- В чём был счастлив этот мальчик? Прочитайте.

- Что нового узнали вы о фамилии Андерсен?

- Кого автор называет «толстосумами»?

- Как они относились к маленькому Гансу и почему?


-Спасибо, а теперь поработай те в группах и оцените моё чтение. Каждая группа анализирует чтение по одному из критериев (слайд 7).


























-Спасибо, а теперь вы послушаете и проанализируете чтение ваших одноклассников.

(слайд 5 и 7).(заудиозаписи)


Вопросы к текстам:

2. Старый дом

-Что напоминал город Оденсе и почему?

-Кем был дед Андерсена?

-За что дети его обожали? Прочитайте.

-Что особенно привлекало маленького Ханса?

3. Карась и Корюшка

- Какое событие перевернуло жизнь Андерсена?

-О чем была его первая пьеса?

-О чем потом сочинял истории Ханс Кристиан?

-Что произошло с куколкой, которую сшил Андерсен? Прочитайте.

-Какая сказка об этом рассказывает?

4. Гадкий утенок

-Какое горе постигло семью Андерсенов?

-Куда отправился Ханс после смерти отца и зачем? Прочитайте.

- Что ответила Хансу артистка?

-Какие чувства испытывал Андерсен в школе? Прочитайте.

-Почему из обиды получилась сказка?















В заключении учитель читает последний текст об Андерсене (слайды 8 и 9)











Слушание аудиозаписи.





Поисковое чтение.



Строят высказывания, размышляют, анализируют текст.










Делятся на четыре группы и анализируют чтение по одному из критериев:

1.Способ чтения:

- чтение целыми словами;

- чтение группами слов (синтагмами)

 

2. Темп чтения:

- излишне быстрый;

- излишне медленный;

- соответствующий смыслу и пониманию;

3. Правильность чтения:

- замены, искажения;

- пропуски, перестановки;

- добавления, повторы звуков, слогов, слов.

 

4. Орфоэпические нормы:

- словесное ударение;

- чтение букв гласных звуков;

- чтение букв согласных звуков и их сочетаний,



затем высказывают свое мнение, выслушивают и оценивают работу других групп.


Слушание аудиозаписи.





Поисковое чтение.



Строят высказывания, размышляют, анализируют текст, анализируют чтение аналогично предыдущей работе.





























После слушания каждого текста учащийся, который читал, анализирует своё чтение:


-Понравилось ли чтение?

- Что получилось?

-Что хотел бы изменить?

-Что не удалось?

-Какой совет дал бы другим?

Учащиеся слушают.

  1. Рефлексивный анализ.

Планируемые результаты:

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-Спасибо за работу. А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов письменно (слайд 10).


Учащиеся письменно отвечают на вопросы:

- Какой вид работы на данном уроке показался самым интересным (И), полезным(П):

- слушать чтение;

- оценивать чтение;

- размышлять об услышанном, о прочитанном.

- О чём бы ты хотел узнать на других уроках, чему научиться?


  1. Итог урока.

Планируемые результаты:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи;


-Сегодня мы читали познавательный текст об известных нам авторах. В заключение я хочу представить вам высказывание одного известного всему миру писателя и мыслителя Иоганна Вольфганг фон Гёте (слайд 11)

«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

- Сам Гёте рано начал читать, к семи годам уже знал не только свой родной язык, но и латынь, и греческий, умел читать на трёх языках.

- Как понимать эти слова?

- Что, по-вашему, он хотел подчеркнуть этим признанием?















Отвечают на вопросы, могут обсудить в паре или группе, если самим трудно.

  1. Домашнее задание.

Планируемые результаты:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;


-Дома вы выполните одно из предложенных вам заданий:

  • Задание 1.

С кем-либо из взрослых членов вашей семьи прочитайте вслух и обсудите высказывания великого Гёте.

  • Задание 2. 

Запишите на диск или диктофон своего сотового телефона выразительное чтение этих высказываний (своё чтение и чтение вашего собеседника) и постарайтесь определить, что хотел сказать своим чтением каждый из вас.

  • Задание 3.

Прослушайте полученные записи и определите, что хотел сказать своим чтением каждый из чтецов, какую мысль подчеркнуть. Обсудите, удалось ли достичь поставленной цели чтения. 



















-Урок окончен, всем спасибо.


Слушают и принимают учебную задачу, делают осознанный выбор.

Цитаты и афоризмы Гёте для домашнего чтения:

«Каждый слышит то, что понимает»

«Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти»

«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине и не всякий может отыскать ее»

«Даже за большим талантом следует ещё больший»

«Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их увидеть»

«Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу узнаешь, что у тебя за душой»

«Каждый день следует прочесть хоть какое-нибудь мудрое выражение»



Учитель _______________________ / Носова Ю.Н./

Зам. директора МБОУ СОШ № 6 _______________________ /____________________________/





Приложение 1.

Г.Х Андерсен

( Из книги «Жизнь замечательных детей»)

Король сказки

ГОСПОДИН "СЕН"

Давным-давно на туманном острове Фюн, где запах вереска переплетается со скрипом сосен, в маленьком городке Оденсе появился на свет мальчик. Был он не слишком хорош собой — длинный нос, маленькие глазки и удивительно грустное выражение лица, будто знал он о жизни что-то такое, что никому еще не известно. Его родители — люди совсем небогатые — ничего не могли дать малышу, кроме своей безграничной любви и фамилии с окончанием на "сен", указывающей на низкое происхождение. В сказке "Ребячья болтовня" писатель передаст потом презрительное отношение знати к беднякам: "Из тех, чье имя кончается на "сен", никогда ничего не выйдет путного", — говорили толстосумы. Разве мог кто-то знать, что этот мальчик станет королем? Великим и непревзойденным Королем сказки!







"СТАРЫЙ ДОМ"

Город Оденсе, где родился Андерсен, был похож на волшебный деревянный ларец. Жили в нем искусные мастера, резчики по дереву. Вырезали они и фигуры корабельных ростров — Русалок, Нептуна, Сирен, и сказочные цветы на окнах домов. Дед Андерсена тоже был резчиком. И немного волшебником. Его обожали дети, а взрослые считали кто сумасшедшим, а кто колдуном. В свободное время он вырезал для ребятни задумчивых коров с крыльями и людей с головами птиц. Фигурки эти он раздаривал всем желающим, и каждый мог с их помощью расслышать в себе сказку.

Вывеска, которая красовалась над сапожной мастерской отца Андерсена, тоже была вырезана дедом. Это был двуглавый орел, сообщавший своим видом: "Мы шьем только парную обувь!" Маленькому Хансу нравилось разглядывать каждую деталь деревянной резьбы домов и придумывать сказочные истории о любой мелочи. Особенно привлекал его дом с деревянными тюльпанами, уморительными рожицами и с вырезанным из дерева стихотворением, которое каждый оденсенский мальчишка знал наизусть. Став взрослым, Андерсен посвятит этому дому одну из своих сказок.







КРОТ, МОРЯК И ДРУГИЕ

Маленького Андерсена никогда ни за что не наказывали и разрешали ему бродить по всему городу, предаваясь своим фантазиям. Часами он просиживал у норки крота, надеясь поговорить с ним.

Господин крот, — хотел спросить мальчик. — Правда ли, что ваши ходы ведут в сказочный подземный мир?

Кто-то в шутку сказал Хансу, что под старой оденсенской мельницей есть подземный ход в Китай. И мальчик, прислушиваясь к шуму мельничного колеса, ждал — вдруг пробегут по улицам тихого датского городка китайцы в шелковых халатах со смешными шапочками на головах? Он верил в чудо и расстраивался, когда оно не происходило. Впрочем, два места в Оденсе сами по себе были чудесами: собор с деревянным алтарем, вырезанным мастером Клаусом Бергом, и усадьба отставного капитана, украшенная пушками и фигурками деревянных солдат, совсем как дом волшебницы из "Снежной королевы". Андерсен приходил сюда слушать сказки. Одни рассказывали старушки из богадельни, другие — седой моряк. На крыше его усадьбы жил аист, и мальчик часто жаловался старику, что не знает птичьего языка — о, сколько бы мог поведать ему летающий странник! А дома Андерсена ждал отец, под стук сапожного молотка сочинявший для сына волшебные истории. И мальчик, наверное, не смог бы ответить, какой мир для него реальнее — страна пестрых фантазий или тихий быт Оденсе.





КАРАСЬ И КОРЮШКА

Однажды его мама, прачка, получила за работу хорошие деньги. И разрешила сыну купить билет в театр на спектакль "Дунайская дева". Это событие перевернуло всю жизнь мальчика. Театр стал для него наваждением. Придя домой, он тут же бросился сочинять свою пьесу. Называлась она "Карас и Эльвира". Герои были неслыханными красавцами и красавицами, а между собой изъяснялись исключительно длинными и сложными стихами. Соседка, которой мальчик прочел свое сочинение, подавила вздох: "Лучше бы это были Карась и Корюшка, а не Карас и Эльвира".

Ханс задумался, но критику принял. И стал сочинять истории о том, что было перед глазами. Правда, ему показалось, что благородные люди — короли и всякие принцы — не могут говорить как обычные ремесленники. Он раздобыл иностранные словари и вставлял в королевские роли непонятные, но очень красивые слова. Однажды Ханс сшил куколку-принцессу. Но расписывая ее личико, нечаянно вздрогнул, и ротик куклы получился капризным и обиженным. Ханс положил куклу в кровать, а утром, глядя на ее гримаску, засмеялся. Ему почудилось, как она жалуется: "Как дурно я спала! Лежала на чем-то твердом, все тело теперь в синяках!" Так родилась еще одна сказка.







ПОРТНОЙ ИЛИ АРТИСТ?

В то время отец Ханса ушел на войну в наполеоновскую армию. Семья стала совсем бедной, денег не хватало даже на еду, не то что на театр. Ханс подружился с расклейщиком афиш, он помогал ему в работе, а расклейщик за это дарил долговязому пареньку афиши новых спектаклей. А уж воображение мальчика по одному только названию позволяло ему придумать театральное действие. Правда, соседке он больше пьесы не читал. Зато лучшим его слушателем был кот Карл, имевший только один недостаток — он часто засыпал во время представления.

Ханс сам делал кукол для своих пьес, сам мастерил декорации и шил куклам костюмы. Знатные дамы Оденсе не раз ловили на себе восхищенный взгляд маленького Андерсена. Это им льстило, но никто из них не знал, что мальчик просто рассматривает наряды и прикидывает, сколько кукольных костюмов можно сшить из этого вот, например, шелкового платья.

Он так здорово владел иглой, что мама как-то раз сказала:

Надо тебе подумать о будущем ремесле. Попробуй стать портным, у них всегда есть деньги.

Нет! Я буду артистом! — категорически заявил мальчик.

Мама только головой покачала: "Разве это работа?" Но искусство шить все же пригодилось Андерсену. Став сказочником, он записывал свои истории очень быстро, так стремительно неслось его воображение. Но потом приходилось тщательно работать над рукописью, некоторые места переписывались заново. А чтобы поправки можно было прочесть, Андерсен аккуратно ставил на рукопись "заплатки" — вшивал в нее новый текст.



ГАДКИЙ УТЕНОК

Семью Андерсена не обошло горе — отец вернулся с войны весь израненный и вскоре умер. Всю ночь над ним трещал сверчок, а Ханс безудержно рыдал в подушку под эту немудреную песню.

После смерти отца Андерсен простился с матерью и, позвякивая несколькими монетками в кармане, отправился в Копенгаген, чтобы стать артистом. Он собрал все свое мужество и упросил одну знаменитую артистку посмотреть, на что он способен. Актриса внимательно наблюдала за неуклюжими стараниями нескладного мальчугана. Потом, вытирая набежавшие от смеха слезы, подвела итог: "Артиста из тебя не получится. Но я поговорю с директором гимназии, и ты будешь учиться в лучшей школе Копенгагена".

Андерсену было шестнадцать. Единственное, что он умел — читать и немного писать, только этому его научили в школе для бедняков. Теперь он оказался за партой с отпрысками знатных семей. Ох, и доставалось же от них долговязому ученику-переростку! "Я чувствовал себя тонущей собакой, — вспоминал он позднее, — в которую дети ради забавы кидают камни". Из этого страшного быта родилась не обида, а сказка — "Гадкий утенок". Ведь Андерсен был волшебником. Добрым волшебником.

ИМЕНЕМ АНДЕРСЕНА

Он закончил гимназию, а потом и университет. Начал издавать книги, хотя ему часто доставалось за бедняцкое происхождение. Журналы того времени писали: "Кто может ручаться за безвредность сказок этого "бедного родственника" датской литературы?" Однажды известный критик в гостях у одной особы долго и с чувством ругал стихи Андерсена. А когда закончил, маленькая дочка хозяев протянула ему книгу со словами: "Тут есть еще слово "и", вы его пропустили и не поругали!" Критик покраснел и поцеловал наивного ребенка. А Андерсен рассмеялся.

На первые гонорары с помощью друзей Андерсен отправляется в путешествие за границу. Гюго, Гейне, Диккенс, Гете, братья Гримм, Бальзак, Дюма, Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини, Лист — со всеми этими людьми Андерсен познакомился и подружился во время поездки. Все они были очарованы его сказками и преклонялись перед его талантом.

На родине, в Дании, признание пришло позднее. Когда Андерсену исполнилось пятьдесят лет, ему был поставлен памятник, за который сказочник очень обиделся на скульптора — он был изображен в толпе детей, а сам Андерсен считал себя писателем для взрослых.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

22


Урок литературного чтения 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения проведен на материале глав из киги В. Воскобойникова "Жизнь замечательных детей" об Х.К. Андерсене.

На уроке учащиеся учатся анализировать выразительность чтения по следующим параметрам:

1) способ чтения

2) темп чтения

3) правильность чтения

4) орфоэпические нормы.

Для проведения необходимо следующее оборудование:

-интерактивная доска или экран

-персональный компьютер

-диктофоны или мобильные телефоны с этой функцией

-карточки с текстами для выразительного чтения

-карточки для рефлексивного анализа

-карточки с домашним заданием.

Материал может быть использован на уроках знакомства с писателем или на уроке закрепления пройденного материала.

Автор Носова Юлия Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 38054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓