Урок
литературного чтения № ______ 2 класс. Дата: ____________
Тема: В. П. Катаев «Цветик – семицветик».
Учитель:
Юшкова О. И.
Цели:
·
Познакомить
уч-ся с биографией и творчеством русского писателя Валентина Петровича Катаева;
·
Познакомить
ребят со сказкой «Цветик-семицветик»; упражняться в её чтении и анализе;
·
Способствовать
развитию мышления, памяти, воображения, внимания, пополнению словарного запаса,
расширению кругозора; развивать умение работать с книгой;
·
Воспитывать
интерес к урокам литературного чтения, аккуратность, доброжелательность,
сострадание, сопереживание.
Тип
урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение 2 класс», презентация + медиапроектор+ ПК,
карточки-тесты +рефлексия, декорации для инсценирования отрывка сказки,
карточки для развития скорости чтения, карточки с д/з, аудио и видио материал к
сказке.
Ход урока:
1. Организационный
момент.
- Проверка
готовности уч-ся к уроку;
- Постановка цели
урока;
- Эмоциональный
настрой на позитивную работу уч-ся.
2. Активизация
деятельности уч-ся.
1) Проверка
домашнего задания: кроссворд к татарской народной сказке «Три дочери»;
2) Работа со
слоговыми таблицами для развития скорости и правильности чтения;
3) Вступительная
слово учителя:
-Какое сейчас
время года?
-Какой месяц?
-Какое время года
следует за зимой?
-С приходом весны
появляются первые цветы. И мы всегда радуемся, умиляемся и восхищаемся их
появлению.
- С приходом лета
увеличивается количество прекрасных цветов. Посмотрите на экран. Какие
замечательные цветы! (слайд № 1,2)
- А для чего
человеку нужны цветы? Зачем люди их выращивают?
- Верно. Цветы
приносят нам радость. Если мы хотим кому-то доставить радость, мы дарим цветы.
Цветы используют для создания уюта. С цветами жить веселее и интереснее.
Цветы
– это лекарство от тоски.
- А вот посмотрите,
какой необычный цветок вырос в одном саду… (слайд № 3)
-… и сад этот был необычный…
сказочный.
- И рассказывается
об этом необыкновенном , красивом и волшебном цветке в сказке замечательного
писателя Валентина Петровича Катаева. А называется сказка «Цветик-семицветик».
(слайд № 4)
3. Работа по
теме урока.
1) Знакомство
с биографией и творчеством В. П. Катаева.
- Валентин
Петрович Катаев родился 28 января 1897 года на Украине. Детство и юность
писателя прошли в городе Одессе. Отец писателя происходил из семьи священника,
а мать была родом из богатой дворянской семьи. Родители Катаева увлекались
литературой и искусством, посещали театры и концерты, лекции. Они прививали
своим детям любовь к русской литературе. Любимыми писателями в их семье были А.
С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
(слайд № 5, 6,7)
- У Катаева был
младший брат Женя. Оба мальчика учились в гимназии. Брату Валентин помогал в
учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13
лет появилось его первое стихотворение «Осень». Большинство стихов он пишет о
природе, были стихи и о море.
- Когда началась
Первая мировая война, Катаев в 17 лет вступил добровольцем в действующую армию.
Он был артиллеристом, его дважды ранило. Также Катаев был участником
гражданской и Великой отечественной войн. Катаев был военным корреспондентом
газеты «Правда», он побывал на многих фронтах, видел боевые действия наших
войск. Главная тема его произведений – героизм людей, которые защищали Родину.
(слайд № 8).
В. П. Катаев
написал немало повестей и рассказов, где показал трагедию войны, её ужасы.
(слайд № 9).
Но большое место в
творчестве писателя занимают сказки. Они о трудолюбии, скромности, доброте и
многих других прекрасных качествах, украшающих человека.
(слайд № 10).
- В 1974 году за
плодотворный литературный труд Катаев награжден Золотой Звездой Героя
социалистического труда.
(слайд № 11).
- Катаев прожил
долгую и очень интересную жизнь. Умер он на 89 году жизни в 1986году.
-Прошло уже много
лет, как его нет, но его произведения до сих пор с интересом и любовью читают.
- Вот и мы сегодня
познакомимся с его сказкой «Цветик – семицветик». В наших учебниках дан отрывок
этой сказки, вот о нем сейчас и поговорим.
(слайд № 12).
2)
Работа над произведением.
- Главная наша цель сегодня на уроке –
это познакомиться со сказкой В. П. Катаева «Цветик – семицветик» и раскрыть
основную мысль этой сказки.
-
Сказка состоит из нескольких частей. Подробнее остановимся на первой части.
Начав читать первые строки, подумаешь, что это просто рассказ о девочке Жене,
её жизни, но позднее события развиваются так, что понимаешь, что это
произведение является сказкой.
-Ваша
задача подтвердить мои слова.
-
Итак начинаем…
(слайд
№ 13)
Прослушивание аудио 1
части сказки.
-
Что вы узнали о девочке Жене, прослушав этот отрывок?
-
Как вы понимаете выражение «считать ворон»?
-
Слово МОЧАЛКА в данном случае – это тонкая веревочка, на которую были надеты
баранки.
-
Какие слова говорят о том, что это сказка?
-
Почему цветок, который дала Жене старушка, называется «Цветик – семицветик».
-
Итак, первый лепесток был потрачен Женей для того, чтобы попасть домой.
-Быстро
ли Женя оказалась дома?
(слайд
№ 14)
-
Женя хотела поставить свой цветок в любимую мамину вазочку. Но к несчастью
вазочка упала и разбилась. Второй лепесток Женя потратила на то, чтобы
восстановить эту вазочку.
-
Что произошло дальше мы узнаем после минутки отдыха.
ФИЗМИНУТКА «Цветок».
Нераспустившийся
«бутон», руки на крест, голова опущена.
(Речитатив
сопровождается движениями рук, головы и тела).
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
3)
Работа по учебнику.
-Ну,
а нам с вами некогда спать. Сели красиво и продолжаем работать.
-Вам
не терпится узнать, что же было дальше?
-Для
этого открываем учебник «Литературного чтения» на стр._______. Находим 2
часть сказки и приготовимся читать её.
(слайд
№ 15)
(текст читают хорошо читающие уч-ся «по-цепочке»)
-
Вот так приключения…
-Подумайте,
сколько лепестков потратила Женя для путешествия на Северный полюс?
-Да,
необдуманно поступила Женя. К тому же на Северном полюсе есть дикие медведи,
другие опасные животные.
(слайд
№ 16).
-
Женя, конечно, сразу испугалась белых медведей, замерзла и поспешила вернуться
домой.
-А
что же было дальше…
(выходят
дети на середину класс для инсценирования 3 части сказки).
(слайд
№ 17).
-
Ох, что же тут началось… Со всего мира к Жене повалили игрушки. Они засыпали
все улицы, так, что машины не могли ездить по дорогам. Милиционеры от
растерянности влезли на фонарные столбы.
Женя
и сама испугалась не на шутку и попросила цветок отправить все игрушки обратно.
-
Что вы можете сказать о характере Жени? Какая она?
(слайд
№ 18)
-Опять
впустую потратила Женя 2 лепестка. Остался у нее один последний лепесток. Женя
шла по улице и мечтала, как она потратит его. Или попросит у лепестка новые
сандалии и белый берет, или разные вкусности и конфеты.
Так
Женя шла, мечтала и вдруг увидела симпатичного мальчика. Он сидел на скамейке и
читал какую-то книгу.
-Женя
подошла к мальчику и…
(слайд
№ 19)
(Вниманию
ребят предлагается видеоролик из
одноименного мультфильма 1940г.)
-Как
был истрачен последний лепесток?
-Как
вы думаете, с умом потратила Женя единственный оставшийся лепесток?
-Жалко
ли ей было тратить лепесток не на себя?
-Почему
голосок Жени дрожал от счастья, когда она пела последнему лепестку песенку?
-Изменился
ли характер Жени в конце сказки?
-Какой
она стала?
-Как вы думаете какова же главная мысль
сказки?
4. Закрепление
изученного материала.
1) Решение
кроссворда по сказке «Цветик-семицветик»
(слайд № 20).
2) Восстанови
порядок картинок к сказке.
(слайд № 21)
3) Выбери
подходящую пословицу, которая выражает главную мысль сказки.
(слайд № 22)
5. Подведение
итогов.
- У вас на столах
лежат карточки с заданием. Подведем итог урока. Посмотрим, насколько хорошо вы
слушали меня сегодня. Выполним мини-тест «Верно-неверно».
(Учитель читает
вопросы, а дети ставят «+» или «-», отвечая на них).
6. Рефлексия.
На обратной
стороне листочков тестов изображен цветок.
-Выразите с
помощью цвета лепестков свое отношение к уроку:
Красный лепесток –
урок не понравился, тема не понятна.
Зеленый лепесток –
урок понравился, я все понял (а).
(слайд № 23,24)
-В заключении
Владик Пак прочитает нам замечательное стихотворение. Послушайте его.
(Оценивание
некоторых активно-отвечающих ребят + оценки за тест)
-У
вас у всех есть главные важные желания. Надо чаще о них вспоминать и самому
добиваться, чтобы их осуществить, чтобы не зря прожить свою жизнь – этот важный
цветик-семицветик, который один раз дается каждому человеку.
7. Домашнее
задание.
(Домашнее задание
заранее распечатано на листочках и лежит на столах детей)
1) Прочитать
сказку, подготовить к пересказу любую ее часть(даже ту, которой нет в
учебнике);
2) Нарисовать
рисунки к сказке для составления диафильма.
3) Написать
маленькое сочинение на тему: «Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы
делать добрые дела?» или «Если бы у меня был один лепесток волшебного цветка, я
бы сделал следующее».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.