Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения 2 класс. В. Катаев "Цветик - семицветик"

Урок литературного чтения 2 класс. В. Катаев "Цветик - семицветик"

Урок литературного чтения № ______ 2 класс. Дата: ____________

Тема: В. П. Катаев «Цветик – семицветик».

Учитель: Юшкова О. И.

Цели:

  • Познакомить уч-ся с биографией и творчеством русского писателя Валентина Петровича Катаева;

  • Познакомить ребят со сказкой «Цветик-семицветик»; упражняться в её чтении и анализе;

  • Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, внимания, пополнению словарного запаса, расширению кругозора; развивать умение работать с книгой;

  • Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, аккуратность, доброжелательность, сострадание, сопереживание.


Тип урока: ознакомление с новым материалом.


Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», презентация + медиапроектор+ ПК, карточки-тесты +рефлексия, декорации для инсценирования отрывка сказки, карточки для развития скорости чтения, карточки с д/з, аудио и видио материал к сказке.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Проверка готовности уч-ся к уроку;

- Постановка цели урока;

- Эмоциональный настрой на позитивную работу уч-ся.

  1. Активизация деятельности уч-ся.

  1. Проверка домашнего задания: кроссворд к татарской народной сказке «Три дочери»;

  2. Работа со слоговыми таблицами для развития скорости и правильности чтения;

  3. Вступительная слово учителя:

-Какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какое время года следует за зимой?

-С приходом весны появляются первые цветы. И мы всегда радуемся, умиляемся и восхищаемся их появлению.

- С приходом лета увеличивается количество прекрасных цветов. Посмотрите на экран. Какие замечательные цветы! (слайд № 1,2)

- А для чего человеку нужны цветы? Зачем люди их выращивают?

- Верно. Цветы приносят нам радость. Если мы хотим кому-то доставить радость, мы дарим цветы. Цветы используют для создания уюта. С цветами жить веселее и интереснее.

Цветы – это лекарство от тоски.

- А вот посмотрите, какой необычный цветок вырос в одном саду… (слайд № 3)

-… и сад этот был необычный… сказочный.

- И рассказывается об этом необыкновенном , красивом и волшебном цветке в сказке замечательного писателя Валентина Петровича Катаева. А называется сказка «Цветик-семицветик».

(слайд № 4)

  1. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с биографией и творчеством В. П. Катаева.

- Валентин Петрович Катаев родился 28 января 1897 года на Украине. Детство и юность писателя прошли в городе Одессе. Отец писателя происходил из семьи священника, а мать была родом из богатой дворянской семьи. Родители Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и концерты, лекции. Они прививали своим детям любовь к русской литературе. Любимыми писателями в их семье были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

(слайд № 5, 6,7)


- У Катаева был младший брат Женя. Оба мальчика учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось его первое стихотворение «Осень». Большинство стихов он пишет о природе, были стихи и о море.


- Когда началась Первая мировая война, Катаев в 17 лет вступил добровольцем в действующую армию. Он был артиллеристом, его дважды ранило. Также Катаев был участником гражданской и Великой отечественной войн. Катаев был военным корреспондентом газеты «Правда», он побывал на многих фронтах, видел боевые действия наших войск. Главная тема его произведений – героизм людей, которые защищали Родину.

(слайд № 8).

В. П. Катаев написал немало повестей и рассказов, где показал трагедию войны, её ужасы.

(слайд № 9).

Но большое место в творчестве писателя занимают сказки. Они о трудолюбии, скромности, доброте и многих других прекрасных качествах, украшающих человека.

(слайд № 10).

- В 1974 году за плодотворный литературный труд Катаев награжден Золотой Звездой Героя социалистического труда.

(слайд № 11).

- Катаев прожил долгую и очень интересную жизнь. Умер он на 89 году жизни в 1986году.

-Прошло уже много лет, как его нет, но его произведения до сих пор с интересом и любовью читают.

- Вот и мы сегодня познакомимся с его сказкой «Цветик – семицветик». В наших учебниках дан отрывок этой сказки, вот о нем сейчас и поговорим.

(слайд № 12).


2) Работа над произведением.

- Главная наша цель сегодня на уроке – это познакомиться со сказкой В. П. Катаева «Цветик – семицветик» и раскрыть основную мысль этой сказки.

- Сказка состоит из нескольких частей. Подробнее остановимся на первой части. Начав читать первые строки, подумаешь, что это просто рассказ о девочке Жене, её жизни, но позднее события развиваются так, что понимаешь, что это произведение является сказкой.

-Ваша задача подтвердить мои слова.

- Итак начинаем…

(слайд № 13)

Прослушивание аудио 1 части сказки.

- Что вы узнали о девочке Жене, прослушав этот отрывок?

- Как вы понимаете выражение «считать ворон»?

- Слово МОЧАЛКА в данном случае – это тонкая веревочка, на которую были надеты баранки.

- Какие слова говорят о том, что это сказка?

- Почему цветок, который дала Жене старушка, называется «Цветик – семицветик».

- Итак, первый лепесток был потрачен Женей для того, чтобы попасть домой.

-Быстро ли Женя оказалась дома?

(слайд № 14)

- Женя хотела поставить свой цветок в любимую мамину вазочку. Но к несчастью вазочка упала и разбилась. Второй лепесток Женя потратила на то, чтобы восстановить эту вазочку.


- Что произошло дальше мы узнаем после минутки отдыха.


ФИЗМИНУТКА «Цветок».


Нераспустившийся «бутон», руки на крест, голова опущена.

(Речитатив сопровождается движениями рук, головы и тела).


Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.


3) Работа по учебнику.

-Ну, а нам с вами некогда спать. Сели красиво и продолжаем работать.

-Вам не терпится узнать, что же было дальше?

-Для этого открываем учебник «Литературного чтения» на стр._______. Находим 2 часть сказки и приготовимся читать её.

(слайд № 15)

(текст читают хорошо читающие уч-ся «по-цепочке»)

- Вот так приключения…

-Подумайте, сколько лепестков потратила Женя для путешествия на Северный полюс?

-Да, необдуманно поступила Женя. К тому же на Северном полюсе есть дикие медведи, другие опасные животные.

(слайд № 16).

- Женя, конечно, сразу испугалась белых медведей, замерзла и поспешила вернуться домой.


-А что же было дальше…

(выходят дети на середину класс для инсценирования 3 части сказки).

(слайд № 17).

- Ох, что же тут началось… Со всего мира к Жене повалили игрушки. Они засыпали все улицы, так, что машины не могли ездить по дорогам. Милиционеры от растерянности влезли на фонарные столбы.

Женя и сама испугалась не на шутку и попросила цветок отправить все игрушки обратно.

- Что вы можете сказать о характере Жени? Какая она?

(слайд № 18)

-Опять впустую потратила Женя 2 лепестка. Остался у нее один последний лепесток. Женя шла по улице и мечтала, как она потратит его. Или попросит у лепестка новые сандалии и белый берет, или разные вкусности и конфеты.

Так Женя шла, мечтала и вдруг увидела симпатичного мальчика. Он сидел на скамейке и читал какую-то книгу.

-Женя подошла к мальчику и…

(слайд № 19)

(Вниманию ребят предлагается видеоролик из одноименного мультфильма 1940г.)

-Как был истрачен последний лепесток?

-Как вы думаете, с умом потратила Женя единственный оставшийся лепесток?

-Жалко ли ей было тратить лепесток не на себя?

-Почему голосок Жени дрожал от счастья, когда она пела последнему лепестку песенку?

-Изменился ли характер Жени в конце сказки?

-Какой она стала?

-Как вы думаете какова же главная мысль сказки?


  1. Закрепление изученного материала.

  1. Решение кроссворда по сказке «Цветик-семицветик»

(слайд № 20).

  1. Восстанови порядок картинок к сказке.

(слайд № 21)

  1. Выбери подходящую пословицу, которая выражает главную мысль сказки.

(слайд № 22)


  1. Подведение итогов.

- У вас на столах лежат карточки с заданием. Подведем итог урока. Посмотрим, насколько хорошо вы слушали меня сегодня. Выполним мини-тест «Верно-неверно».

(Учитель читает вопросы, а дети ставят «+» или «-», отвечая на них).


  1. Рефлексия.

На обратной стороне листочков тестов изображен цветок.

-Выразите с помощью цвета лепестков свое отношение к уроку:

Красный лепесток – урок не понравился, тема не понятна.

Зеленый лепесток – урок понравился, я все понял (а).


(слайд № 23,24)

-В заключении Владик Пак прочитает нам замечательное стихотворение. Послушайте его.

(Оценивание некоторых активно-отвечающих ребят + оценки за тест)


-У вас у всех есть главные важные желания. Надо чаще о них вспоминать и самому добиваться, чтобы их осуществить, чтобы не зря прожить свою жизнь – этот важный цветик-семицветик, который один раз дается каждому человеку.

  1. Домашнее задание.

(Домашнее задание заранее распечатано на листочках и лежит на столах детей)

1) Прочитать сказку, подготовить к пересказу любую ее часть(даже ту, которой нет в учебнике);

2) Нарисовать рисунки к сказке для составления диафильма.

3) Написать маленькое сочинение на тему: «Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?» или «Если бы у меня был один лепесток волшебного цветка, я бы сделал следующее».





Урок литературного чтения 2 класс. В. Катаев "Цветик - семицветик"
  • Начальные классы
Описание:

       С приходом весны появляются первые  цветы. И мы всегда радуемся, умиляемся и восхищаемся их появлению. С приходом лета увеличивается количество прекрасных цветов. Посмотрите вокруг. Какие замечательные цветы!  А для чего человеку нужны цветы? Зачем люди их выращивают? Верно. Цветы приносят нам радость. Если мы хотим кому-то доставить радость, мы дарим цветы. Цветы используют для создания уюта. С цветами жить веселее и интереснее. 

Цветы – это лекарство от тоски.

Автор Юшкова Ольга Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1683
Номер материала 32877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓