Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения .И.С.Соколов - Микитов. Листопадничек.

Урок литературного чтения .И.С.Соколов - Микитов. Листопадничек.

hello_html_m3510d870.gif




Тема урока: Особенности жизни героев в разные времена года.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением писателя

И.С. Соколова – Микитова об окружающей природе.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».

Развивать навыки выразительного чтения, совершенствовать навык беглого чтения;

Прививать любовь к окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

Проверка домашнего задания

-Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»).

- С рассказом какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»).

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Игра: «Доскажи словечко»

- Мать моя вставала…(рано);

- Мать угостила меня… (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до… (солнца);

- Потом и в городе я вставал … (рано);

- После чаю я … (ходил на охоту);

- Моя охота была в … (находках);

- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

- Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?


Подготовка к изучению нового материала

1. Беседа.

-О чём мы сегодня будем говорить и читать, вы узнаете отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

-Назовите признаки наступления осени.

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад)

- Почему листья опадают с деревьев?

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме

Игра «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью?

- О каком животном идёт речь?

 «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.

Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

то из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

- Я вам предлагаю послушать ещё один отрывок и определить о ком идёт речь?

«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

- Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)

- Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения,что могло бы произойти осенью с этими героями?

- Каков жанр этого произведения?

Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением «Листопадничек».

-И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».

(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов). Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь. Родился в урочище Осеки под Калугой. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине. Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитович.

"Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир  русской природы. Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками."От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни».В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны. В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром,

поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец». Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане. Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

«В моих рассказах я не выдумывал героев, оставляя обычно подлинные имена. В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши»

(И.С. Соколов-Микитов)


Словарная работа: долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудили – перегородили реку плотиной;

штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Первичное ознакомление с текстом.

1. Чтение текста

2. Первичное восприятие.

- Понравилась ли вам история о зайчике?

- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения?

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе?

3.Анализ литературного произведения

В какое время года появились зайчата?

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?

- Как вели себя другие звери с приходом осени?

- Чего испугались «листопаднички»?

4. Выборочное чтение.

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Почему зайчонок остался у бобров?

- Как прожил зайчик зиму?

-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

5. Характеристика героя.

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

Закрепление изученного материала

Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите

Синквейн о зайчике.

Итог урока

- Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

(Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)

- О чём вас заставила задуматься сказка. (Главное для каждого-это его семья и Родина).

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к прочитанной сказке.





3


Урок литературного чтения .И.С.Соколов - Микитов. Листопадничек.
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема урока:  Особенности жизни героев в разные времена года.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением писателя

И.С. Соколова – Микитова  об окружающей природе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».

    Развивать  навыки выразительного  чтения, совершенствовать навык беглого чтения; 

Прививать любовь к окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

                                                                                                                                       

                               

Проверка домашнего задания

-Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»).   

- С рассказом  какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием  М.М. Пришвина «Моя Родина»).

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?    

Игра: «Доскажи словечко»  

- Мать моя вставала…(рано);

- Мать угостила меня… (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до… (солнца);

- Потом и в городе я вставал … (рано);

- После чаю я … (ходил на охоту);

- Моя охота была в … (находках);

- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

 

-  Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?  

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1849
Номер материала 24822
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓