Тема
урока: Особенности жизни героев в разные времена
года.
И.С.
Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цель
урока: Познакомить учащихся с произведением
писателя
И.С.
Соколова – Микитова об окружающей природе.
Задачи
урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его
рассказом «Листопадничек».
Развивать
навыки выразительного чтения, совершенствовать навык беглого чтения;
Прививать
любовь к окружающей природе.
Тип
урока: изучение нового материала
Ход
урока:
Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
Проверка домашнего задания
-Изучение какого раздела мы начали на
прошлом уроке? («Люби живое»).
-
С рассказом какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием
М.М. Пришвина «Моя Родина»).
-
Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
Игра:
«Доскажи словечко»
-
Мать моя вставала…(рано);
-
Мать угостила меня… (чаем с молоком);
- Это
угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;
-
Я начал вставать до… (солнца);
-
Потом и в городе я вставал … (рано);
-
После чаю я … (ходил на охоту);
- Моя
охота была в … (находках);
-
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими
сокровищами жизни).
-
Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?
-
Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?
Подготовка к изучению нового материала
1.
Беседа.
-О
чём мы сегодня будем говорить и читать, вы узнаете отгадав загадку.
Пришла
без красок и без кисти
И
перекрасила все листья. (осень)
-Назовите
признаки наступления осени.
-
Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья?
(листопад)
-
Почему листья опадают с деревьев?
- Какие
изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме
Игра
«Кто как готовится к зиме?»
1.
Белка, бобр, мыши;
2.
Медведь, ёж, барсук;
3.
Лиса, волк, заяц.
( I
группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
II
группа: животные ложатся в спячку;
III
группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
- У
какого из названных животных детёныши появляются осенью?
-
О каком животном идёт речь?
«У меня очень красивые
глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная,
поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю
я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности
никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты:
маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются
три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.
Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».
-Кто
из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью?
У
нас в семье большая радость
Пусть
листья падают, летят,
В
канавке, тёплой под осинкой
Три
листопадничка лежат.
- Я
вам предлагаю послушать ещё один отрывок и определить о ком идёт речь?
«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою
работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные
неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после
рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у
меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и сигнальное
приспособление, и регулятор температуры».
-
Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)
-
Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения,что
могло бы произойти осенью с этими героями?
- Каков жанр этого произведения?
Изучение
нового материала
-
Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской
природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением «Листопадничек».
-И.С.
Соколов-Микитов (1892—1975)
«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда
всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к
живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».
(писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов). Русский писатель, натуралист и путешественник.
Прожил большую и богатую событиями жизнь. Родился в урочище Осеки под Калугой. Детство его прошло в тихой лесной деревеньке на Смоленщине. Особую
роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитович.
"Глазами
отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир русской природы.
Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с
застывшими облаками."От матери - Марии Ивановны, которая знала
неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к
месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. «Из
светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей
жизни».В молодые годы работал Иван Сергеевич в
газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны. В I мировую войну ушёл
добровольцем на фронт, служил санитаром,
поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи
«Илья Муромец». Участвовал в полярных
экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал
на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников
Каспия, на Тянь-Шане. Из очередных поездок
Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь,
увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.
Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на
медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на
зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера
писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе,
сочувствием к нашим меньшим братьям.
«В моих рассказах я не выдумывал героев, оставляя обычно подлинные
имена. В писаниях моих нет изображения увлекательных приключений и подвигов. Я
писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши»
(И.С. Соколов-Микитов)
Словарная работа: долговязый –
высокий, худощавый, нескладный;
плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма
уровня воды;
запрудили – перегородили реку плотиной;
штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время
ремонта или строительства.
Первичное ознакомление с текстом.
1. Чтение текста
2. Первичное
восприятие.
-
Понравилась ли вам история о зайчике?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения?
-
Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было озаглавить иначе?
3.Анализ
литературного произведения
В
какое время года появились зайчата?
- Какая
мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
-
О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
-
Как вели себя другие звери с приходом осени?
- Чего
испугались «листопаднички»?
4.
Выборочное чтение.
- Прочитайте
по ролям разговор зайчика с бобрами.
-
Почему зайчонок остался у бобров?
-
Как прожил зайчик зиму?
-Найдите
в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
5.
Характеристика героя.
- Опишите
Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
Закрепление изученного материала
Как
вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите
Синквейн
о зайчике.
Итог
урока
-
Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать
своим читателям?
(Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять,
насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха
и братья.)
- О
чём вас заставила задуматься сказка. (Главное для каждого-это его семья и
Родина).
Домашнее
задание.
Нарисовать
рисунок к прочитанной сказке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.