Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения . "Отличия художественного и научного текста".(1 класс)

Урок литературного чтения . "Отличия художественного и научного текста".(1 класс)

Скачать материал

Проект урока

 

Учитель Уткина Ольга Сергеевна

МБОУ  СОШ № 50  г. Слюдянка, Иркутская область.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1

Тема урока: Отличия художественного  и научного текста.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер для учителя, экран, рабочие странички,  карточки с цифрами для работы в парах, учебная презентация, видеоклип.

Цели и задачи урока:

Предметные:

Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выявляя специфику художественного слова.

Задачи этапа:

  •  выявить разницу целей ученого и писателя (дать достоверные сведения в первом случае, создать художественный образ, то есть затронуть чувства читателя – во втором);
  • рассмотреть особенности художественного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей – с одной стороны, точность и краткость – с другой);

 

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способу решения новой задачи; развивать понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачу.
  • Познавательные: формировать первичные навыки работы  с содержащейся в текстах информацией; учиться использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
  • Коммуникативные:  умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание: воспитание ценностного отношения к прекрасному, умения видеть красоту в окружающем мире.

 

 

 

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

 

 

 

 

Минуты вхождения в урок.

- Скажите, какое сейчас время года?

- Какие изменения в природе происходят весной?

- А какой сегодня день?

- 13 апреля.

- Чем необычен этот день, вы узнаете, когда прочитаете тексты на рабочих страничках.

 

 

2

Изучение нового

учебного материала.

 

 

                   Слайд 2.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Слайд 3.

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Слайд 4.

   

 

 

 

 

 

 

                    Слайд 5. 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Слайд 6. 

 

 

 

 

 

 

                    Слайд 7.

                                      

 

 

 

 

 

 

Гиперссылка видео

                   

 

 

                    Слайд 8.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Слайд 9.

 

Сообщение темы урока:

- Мы сегодня продолжим с вами сравнивать научный и художественный текст. Ответим на вопросы: ЗАЧЕМ? О ЧЕМ? и КАК?

 А сейчас послушайте отрывок из рассказа «Лесные тайнички».

Первичное чтение учителя

Чтение отрывка о журавлях из рассказа «Лесные тайнички» под музыку «В мире животных».

-Что вы чувствовали, когда слушали рассказ?

Жужжащее чтение текста учащимися

Прочитайте и подчеркните все интересные сведения, которые можно отнести к журавлям.

В ходе проверки задания, учитель записывает ответы детей с левой стороны доски:

смешно пригнувшись

это не журавль, а журавлиха

на кочке гнездо

в кочке углубление

на подстилочке из травы

два здоровых пятнистых яйца, каждое с ладонь

взъерошенная голова на тонкой шее

покрутила носом

Работа в парах.

Возьмите карточки с цифрами и решите между собой, какой из журавлей подходит к тексту? (дети могут показать любой номер)

- Можно ли по первому тексту точно определить, о каком журавле идёт речь? (нет, так как нет точного описания)

-Кто написал первый текст?

- Зачем пишет писатель? (дать интересные сведения, пробудить любовь к этим птицам). Цель повествования – поделиться своим восхищением. Предмет разговора – встреча с птенцом, только что увидевшим мир через маленькое окошко в яйце.

Просмотр видеоклипа «Журавлик». Физминутка.

 

- А сейчас мы познакомимся со следующим текстом? Как он называется?

Чтение по цепочке текста «Японский журавль».

 Словарная работа.

Какое слово вызвало затруднения при чтении?

- Контрастирует.

- Кто может объяснить значение этого слова?

- Давайте прочитаем словарную статью.

- О контрасте чего говорится в тексте? Включить триггер (зебра) – появится шея журавля.

Направленная беседа.

- Что узнали о журавлях из этого текста?

В ходе проверки задания, учитель записывает ответы детей с правой стороны доски:

семейство журавлей

под угрозой исчезновения

один из самых крупных

большая часть оперения ярко-белого цвета

на голове перья отсутствуют

кожа на голове окрашена в ярко-красный цвет

белая полоса на черной шее

яйца откладываются 10 – 13апреля

-Кто написал второй текст?

-Ученые.

- Где можно найти этот текст.

- В Википедии.

Направленная беседа.

- Какой из текстов можно назвать научным?

- Почему? (Содержатся конкретные сведения)

- Зачем пишет ученый? (дать точные сведения). Цель текста – максимальная объективность, достоверность – исключает личные эмоции, субъективные впечатления и  оценки.

- Какие слова выбирает учёный? (специальные научные слова)

- Используется принятая в науке лексика: семейство, обитают и т.д. Сообщение строится по определенной схеме:

1.      Определение предмета, классификация.

2.      Места обитания.

3.      Размеры, внешний вид.

4.      Другие сведения.

 

- А, какие точные сведения есть и в том и в другом тексте?

-Найдите журавля, описание которого дано во втором тексте. Покажите № журавля. Дети показывают № 3. Нажимаем на гиперссылку № 3 и переходим на следующий слайд (слушаем журавлиный крик).

Почему вы все справились с заданием? (Потому что во втором тексте дано точное описание японского журавля.)

О какой японской традиции вы вчера узнали на уроке Окружающего мира?

Есть грустная история про одну японскую девочку - Садако Сасаки, которая была напечатана в газете «Пионерская правда». Девочка жила в городе Хиросима в Японии.

6 августа 1945 года во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребенком. Но спустя время в ноябре 1954 у нее проявились признаки лучевой болезни.

21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом «лейкемия».

В госпитале врач рассказал девочке о легенде про тысячу журавликов. Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки кусочков бумаги.

25 октября 1955 года она умерла, сделав 644 журавлика.

(Как вы думаете,  644 это много или мало? Трудно было девочке складывать этих журавликов?)

Эта история дает нам точные сведения о девочке Садако Сасаки. Послушайте эту же историю, написанную поэтом Владимиром Лазаревым и композитором Серафимом Туликовым.  (переход по гиперссылке).

Сейчас в Японии очень сложная обстановка. Много людей оказалось в той же ситуации, что и Садако. Как вы думаете, какое одно на всех желание мы можем с вами загадать? Загадайте желание и подарите вашего журавлика, тому,

 кому хотите…

 

3.

Задание на дом.

Стр. 38-39 прочитать и ответить на вопросы.

 Цели и задачи этапа:

Дети должны научиться поиску информации, выделению нужной для решения учебной задачи.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения . "Отличия художественного и научного текста".(1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предмет: Литературное чтение. Класс: 1 Тема урока: Отличия художественного и научного текста. Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер для учителя, экран, рабочие странички, карточки с цифрами для работы в парах, учебная презентация, видеоклип. Цели и задачи урока: Предметные: Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выявляя специфику художественного слова. Задачи этапа: выявить разницу целей ученого и писателя (дать достоверные сведения в первом случае, создать художественный образ, то есть затронуть чувства читателя – во втором); рассмотреть особенности художественного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей – с одной стороны, точность и краткость – с другой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.03.2020 640
    • DOCX 54.5 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юсупов Олег Олегович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юсупов Олег Олегович
    Юсупов Олег Олегович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78199
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе