Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения.И.А.Крылов Стрекоза и Муравей.

Урок литературного чтения.И.А.Крылов Стрекоза и Муравей.

Тема урока:  Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тип урока:

  1. урок, обучающий читательской деятельности,

  2. проблемно-диалогический.

Цель: обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню,  находить главную мысль басни, мораль, воспринимать  переносное  значение  смысла басни, художественность речи;



Ход урока

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть басни «Лебедь, Рак и щука».

3.Актуализация знаний.

Знакомство с темой урока.

Кто автор басни, которую вы учили наизусть?( Слайд1)

Что такое басня? (Слайд2)

-Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

4.Речевая разминка.(слайд3)


Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.



Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.

-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

(Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе).

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я  ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

5.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

Формулирование проблемы.

-Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и  симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие  пороки высмеивает басня?

ВОПРОС УРОКА: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». (Слайд4)

Чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки в своих справочниках):

Памятка к работе над басней (слайд5)

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7.Что должен понять из этой басни читатель?

8.Какое выражение басни стало крылатым?

(образное, меткое выражение, изречение, вошедшие в употребление в речи)

Исследование будем проводить, работая в группах.

6.Открытие нового знания.

1 часть работы: Деление детей на  группы повторение правил групповой работы.

Вспомним правила работы в группе: (Слайд6)

  1. Работай дружно.

  2. Спокойно высказывай своё мнение.

  3. Уважай мнение другого.

  4. Терпеливо выслушивай мысли других.

  5. Вместе находи правильное решение.

  6. Капитан определяет выступающего.

2 часть работы:  самостоятельная работа в группах.

По пунктам плана памятки по работе с басней.

Применение нового знания.

-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах.. Отвечать команды будут по очереди.

А) Беседа – анализ текста

-В стихах или прозе написана басня?

- Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

-Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):


Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.

Как вы понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)


Выражение И.А.Крылова

Объяснение значения

Вопросы учителя по объяснению значений выражений

Зима катит в глаза.

Неожиданно наступила зима.

Как она катит? (Надвигается неожиданно)

В мягких муравах у нас.

В мягкой траве у нас.

– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

 Голову вскружило.

Забыла обо всем.

-Почему?

Оглянуться не успела.

Быстро прошло.

-Можно ли назвать это высказывание эпитетом?

В ум пойдет.

Не хочется думать.

-Какое выражение больше подходит к тексту?

Помертвело чисто поле.

В поле стоит мёртвая тишина.

- Что значит?

- Почему тишина?

Злой тоской удручена.

Тоскует.

-Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

-Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

-Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

-Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

-Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

-Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

-Настали ли нужда и голод для Муравья?

-Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

-Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

-Можно ли его назвать жадным?

-Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров?

(Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

-Как вы относитесь к Стрекозе? 

-А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

-Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

-Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

- Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

-Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

-Как вы их понимаете?

-Бывает ли так в жизни?

-Из пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором?

- Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.

Чтение по ролям:

Определите, сколько действующих лиц.

Найдите слова автора. Прочитайте.

Найдите слова Стрекозы. Прочитайте.

Найдите слова Муравья .прочитайте.

Синквейн ( по группам)

  1. Итог урока.

А) Вывод по проблеме:

  1. Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

  2. Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

  3. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

  4. Нужно ли изучать басни?

  5. Чему они учат?

Б) Оценивание работы на уроке.


По количеству красных жетонов за работу в группе

По количеству полученных пазлов

По качеству чтения по

ролям

Итоговая оценка

В) Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение басни по ролям.

  2. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.





















Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

…………………………………………………


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.



Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

…………………………………………………


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.



Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

…………………………………………………


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.



Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

…………………………………………………


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.



Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

…………………………………………………


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях  прозрачных порхают стрекозы.




Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7.Что должен понять из этой басни читатель?

8.Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7.Что должен понять из этой басни читатель?

8.Какое выражение басни стало крылатым?









Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.





Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена.

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.






СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я  ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!



















МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.


Урок литературного чтения.И.А.Крылов Стрекоза и Муравей.
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока:  Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Тип урока:

1.     урок, обучающий читательской деятельности,

2.     проблемно-диалогический.

Цель: обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню,  находить главную мысль басни, мораль, воспринимать  переносное  значение  смысла басни, художественность речи;

 

Ход урока

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть басни «Лебедь, Рак и щука».

3.Актуализация знаний.

 Знакомство с темой урока.

Кто автор басни, которую вы учили наизусть?( Слайд1)

Что такое басня? (Слайд2)

 

-Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни». 

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2148
Номер материала 22741
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓