Урок литературного чтения
Тема :Г.Х. Андерсен сказка «Девочка со
спичками».( Чтение,
работа над содержанием с выходом на предметный проект"Уроки жизни и добра
в сказках Г.Х. Андерсена".)
I
Орг. момент.
II
Эвокация.
Сегодня у нас обычный и необычный урок, мы
вновь будем говорить о знакомом и незнакомом, о сказках великого сказочника
Ганса Христиана Андеосена. Слайд1
Что же станет итогом нашей работы- поект, но
его тему мы определим в конце урока.
•
Поэтому в плане я размещу
карточку с вопросом в конце - это наша цель.
(
На доске прикрепить карточку)
•
Чтобы достичь цели,
необходима информация. Откуда её можно получить, что для этого можно делать?( Ответы
детей. По мере ответов таблица плана на доске заполняется карточками).
•
работать с книгой
•
отвечать на вопросы,
обсуждать
•
слушать ответы друг
друга
•
работать в парах
•
получать информацию,
используя компьютер(iPad)
•
записывать или рисовать
ПЛАН
на доске
Сегодня
я добавлю новое слово БИБЛИОТЕКА.
Что
такое библиотека?
Какое
отношение библиотека имеет к уроку чтения?
- Совершенно верно,
библиотека помогает нам расширить круг нашего чтения, узнать новое об авторах
произведений. Итак, попытаемся заглянуть за страницы учебника .
Начнём.
- Поговорим?
-О чём?
- О разном и о
прочем.
О том, что хорошо и
хорошо не очень.
О чём-то знаю я ты, а что- то вам известно.
- Поговорим?
Поговорим. Нам будет
интересно.
Чтобы урок был
интересным необходимо :
-определить формулу
успешной работы на уроке
Сегодня она выглядит
так:
Слайд 2 И = Т+Т+Ф+В+Д – какие буквы добавились ?
Расшифруйте запись ( интерес = труд + творчество +фантазия +внимание
+дисциплина, дружба, доверие )
На прошлом
уроке мы читали сказку про оловянного солдатика. Вам знакомы и другие сказки
Андерсена. Попытаемся по опорным словам определить их названия. (Слайд 3)
Проверим правильность
ответов. (Слайд 4)
Значит, есть
произведение которое не читали. Но вы уже можете к новому тексту задать
вопросы. Сформулируйте их ..... . (Слайд 5)
Как вы уже поняли из
ключевых слов события в новой сказке будут происходить накануне Нового года.
новый год это веселье, подарки и нарядная ёлка. (Слайд 6). Почему так
выглядит ёлка?
К ней мы вернёмся
после чтения сказки.
Чтение и
анализ текста (МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ).
II.
Реализация
·
Чтение 1 части текста.
·
Какое настроение было у
вас до чтения отрывка?
·
Изменилось ли оно? Почему?
·
Что заставило девочку
отправиться в канун Нового года в холодную тёмную ночь на улицу?
·
Составление дневника двойной
записи. Работа в парах.
Давайте проследим,
какие 3 основные чувства испытывала девочка?
Какие чувства испытала девочка?
|
Почему?
|
Голод
|
|
Холод
|
|
Страх
|
|
·
Если бы вы
оказались одни на темной улице, чтобы сделали?
·
А как поступит девочка?
·
Чтение 2 части.
·
Что же решает сделать
девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?
·
Что она видит пока горит
спичка?
·
Что может произойти
дальше?
Проверим ваши предположения.
Чтение 3 части.
Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой.
·
Что она видит на этот раз?
·
Почему именно такая
картина предстала перед ней?
·
Что произойдёт дальше? Что
на этот раз она может увидеть?
Чтение 4 части.
·
Почему увиденная ёлка
кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни?
·
Почему она сравнивает
увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?
·
Три спички сожжены,
троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти
дальше?
Чтение 5 части.
Дочитать сказку.
·
Совпало ли ваше
предположение с автором?
·
Почему именно бабушку
видит девочка?
·
Для чего девочка зажигает
все спички сразу?
·
Почему люди, нашедшие
утром девочку, считали, что она хотела просто согреться. Чего они не знали?
Проследим ещё раз какие картины видела девочка в тот
момент, когда вспыхивает спичка и заполним таблицу.
Спмчка
|
Что видела девочка?
|
1 спичка
|
|
2 спичка
|
|
3 спичка
|
|
4 и весь коробок
|
|
·
Можем ли мы
сказать, что девочка в эти
минуты, пока горела спичка, была счастлива? Почему?
·
Как бы вы озаглавили это
произведение?
IV.
Рефлексия.
Что объединяет эту сказку со сказкой
"Стойкий оловянный солдатик"?
Подвести итог нашей работе и сформулировать
тему проекта помогут
"6 шляп мышления"
Работа в группах. (отвечает тот , кому дана шляпа). Кем в притче стал обладатель синей шляпы?
Поэтому синюю шляпу сегодня оставлю себе.
Белая- перечисли героев сказки.
Жёлтая - что обрадовало в сказке.
Чёрная- что не понравилось.
Красная- как менялось настроение в процессе
чтения.
Зелёная- что хотелось бы изменить в конце
сказки.
Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.) Используя
это слово дайте название новому проекту.
"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х.
Андерсена".
Работать над проектом будем по группам.
Группа «Аналитики».
Задания:
1. Проанализировать тексты произведений: «Дикие лебеди», «Гадкий
утёнок», «Огниво», «Снежная королева», «Русалочка»;
2. Выбрать из предложенных
сказок 2 схожие по концовке.
Группа: «Историки»:
Задания:
1. Изучить историю создания произведений, выбранных АНАЛИТИКАМИ.+
сказок "Стойкий оловянный солдатик" и " Девочка со
спичками"
2. Подготовить материал по истории создания произведений (год издания…,
условия, способствовавшие этому и пр.).
Группа
«Художники».
Задание:
1.
Подобрать иллюстрации к
произведениям , выбранным АНАЛИТИКАМИ.
Возвращаемся к ёлке. Каждый из вас, наверное, уже загадал
Новогоднее желание, мечтает о подарке. Возможно это книга, игрушка. Но есть
ПОДАРОК, который нельзя потрогать руками, но получить его приятно для души - это
слова пожелания. На шарике напишите одно слово, чего вы желаете себе, своим
близким , всем нам в Новом году и прикрепите его на ёлку.
Iчасть.
Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер
был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по
улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.
Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького
передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За
весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она
брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!
Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво
рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо
всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун
Нового года. Вот о чем она думала!
Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и
съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой
она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни
гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома
тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в
стенах и заткнуты соломой и тряпками.
Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек
маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о
стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...
II часть.
чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла
ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная
свечечка.
Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой
железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в
ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к
огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у
девочки осталась обгорелая спичка.
IIIчасть.
Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда
ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея.(тонкая
прозрачная ткань) Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол,
покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе,
распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным
черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со
стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но...
спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая
стена.
IVчасть.
Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной
рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую
девочка увидела , подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно.
Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими
украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки,
но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре
превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за
собой длинный огненный след.
V часть.
Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось,
увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную,
такую добрую и ласковую.
- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю,
что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный
жареный гусь и чудесная большая елка!
И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как
ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало
светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой
величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они
вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.
Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл
румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее
солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.
- Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие
чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили
Новогоднее Счастье.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.