Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения. Тема Г.Х. Андерсен " Девочка со спичками"

Урок литературного чтения. Тема Г.Х. Андерсен " Девочка со спичками"

Урок литературного чтения

Тема :Г.Х. Андерсен сказка «Девочка со спичками».( Чтение, работа над содержанием с выходом на предметный проект"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".)


I Орг. момент.

II Эвокация.

Сегодня у нас обычный и необычный урок, мы вновь будем говорить о знакомом и незнакомом, о сказках великого сказочника Ганса Христиана Андеосена. Слайд1

Что же станет итогом нашей работы- поект, но его тему мы определим в конце урока.

  • Поэтому в плане я размещу карточку с вопросом в конце - это наша цель.

( На доске прикрепить карточку)

hello_html_m7166ec58.png


  • Чтобы достичь цели, необходима информация. Откуда её можно получить, что для этого можно делать?( Ответы детей. По мере ответов таблица плана на доске заполняется карточками).

  • работать с книгой

  • отвечать на вопросы, обсуждать

  • слушать ответы друг друга

  • работать в парах

  • получать информацию, используя компьютер(iPad)

  • записывать или рисовать

ПЛАН на доске



Сегодня я добавлю новое слово БИБЛИОТЕКА.

Что такое библиотека?

Какое отношение библиотека имеет к уроку чтения?

- Совершенно верно, библиотека помогает нам расширить круг нашего чтения, узнать новое об авторах произведений. Итак, попытаемся заглянуть за страницы учебника .


Начнём.


- Поговорим?

-О чём?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаю я ты, а что- то вам известно.

- Поговорим?

Поговорим. Нам будет интересно.

Чтобы урок был интересным необходимо :

-определить формулу успешной работы на уроке

Сегодня она выглядит так:



Слайд 2 И = Т+Т+Ф+В+Д – какие буквы добавились ? Расшифруйте запись ( интерес = труд + творчество +фантазия +внимание +дисциплина, дружба, доверие )

На прошлом уроке мы читали сказку про оловянного солдатика. Вам знакомы и другие сказки Андерсена. Попытаемся по опорным словам определить их названия. (Слайд 3)

Проверим правильность ответов. (Слайд 4)


Значит, есть произведение которое не читали. Но вы уже можете к новому тексту задать вопросы. Сформулируйте их ..... . (Слайд 5)


Как вы уже поняли из ключевых слов события в новой сказке будут происходить накануне Нового года. новый год это веселье, подарки и нарядная ёлка. (Слайд 6). Почему так выглядит ёлка?

К ней мы вернёмся после чтения сказки.


Чтение и анализ текста (МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ).

II. Реализация

  • Чтение 1 части текста.

    • Какое настроение было у вас до чтения отрывка?

    • Изменилось ли оно? Почему?

    • Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную тёмную ночь на улицу?

  • Составление дневника двойной записи. Работа в парах.

Давайте проследим, какие 3 основные чувства испытывала девочка?





Какие чувства испытала девочка?

Почему?

Голод


Холод


Страх


  • Если бы вы оказались одни на темной улице, чтобы сделали?

  • А как поступит девочка?


  • Чтение 2 части.



  • Что же решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?



  • Что она видит пока горит спичка?

  • Что может произойти дальше?



Проверим ваши предположения.



Чтение 3 части.



Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой.

  • Что она видит на этот раз?

  • Почему именно такая картина предстала перед ней?

  • Что произойдёт дальше? Что на этот раз она может увидеть?



Чтение 4 части.

  • Почему увиденная ёлка кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни?



  • Почему она сравнивает увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?

  • Три спички сожжены, троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти дальше?



Чтение 5 части.

Дочитать сказку.

  • Совпало ли ваше предположение с автором?

  • Почему именно бабушку видит девочка?

  • Для чего девочка зажигает все спички сразу?

  • Почему люди, нашедшие утром девочку, считали, что она хотела просто согреться. Чего они не знали?



Проследим ещё раз какие картины видела девочка в тот момент, когда вспыхивает спичка и заполним таблицу.

Спмчка

Что видела девочка?

1 спичка


2 спичка


3 спичка


4 и весь коробок


  • Можем ли мы сказать, что девочка в эти минуты, пока горела спичка, была счастлива? Почему?

  • Как бы вы озаглавили это произведение?


IV. Рефлексия.

Что объединяет эту сказку со сказкой "Стойкий оловянный солдатик"?

Подвести итог нашей работе и сформулировать тему проекта помогут

"6 шляп мышления"

D:\Новая папка\03133afe74b810681b78ee4ebe47de4d_17881_html_m3fc325c.png







Работа в группах. (отвечает тот , кому дана шляпа). Кем в притче стал обладатель синей шляпы? Поэтому синюю шляпу сегодня оставлю себе.

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.) Используя это слово дайте название новому проекту.

"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".

Работать над проектом будем по группам.



Группа «Аналитики».

Задания:

1. Проанализировать тексты произведений: «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Огниво», «Снежная королева», «Русалочка»;


2. Выбрать из предложенных сказок 2 схожие по концовке.



Группа: «Историки»:

Задания:

1. Изучить историю создания произведений, выбранных АНАЛИТИКАМИ.+ сказок "Стойкий оловянный солдатик" и " Девочка со спичками"

2. Подготовить материал по истории создания произведений (год издания…, условия, способствовавшие этому и пр.).



Группа «Художники».

Задание:

  1. Подобрать иллюстрации к произведениям , выбранным АНАЛИТИКАМИ.




Возвращаемся к ёлке. Каждый из вас, наверное, уже загадал Новогоднее желание, мечтает о подарке. Возможно это книга, игрушка. Но есть ПОДАРОК, который нельзя потрогать руками, но получить его приятно для души - это слова пожелания. На шарике напишите одно слово, чего вы желаете себе, своим близким , всем нам в Новом году и прикрепите его на ёлку.



Iчасть.


Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...



II часть.


чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.


IIIчасть.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея.(тонкая прозрачная ткань) Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.


IVчасть.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела , подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.



V часть.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

- Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.








Урок литературного чтения. Тема Г.Х. Андерсен " Девочка со спичками"
  • Начальные классы
Описание:



Урок чтения, с выходом на предметный проект разработан с  использованием  стратегии проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо».  Работа над проектом после урока побуждает учеников к поиску дополнительной информации, способствует приобретению ими навыков самостоятельной работы  с литературой и другими источниками, развивает творческие способности, обогащает жизненный опыт.

Были поставлены следующие цели:

-        познакомить учащихся с  сказкой «Девочка со спичками»;

-        создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения анализировать прочитанное;

-        способствовать развитию речи, умению выборочно читать текст  для доказательства своих мыслей;

-        содействовать расширению словарного запаса;

-        воспитывать чувство доброты, отзывчивости и внимательности к окружающим.

На этапе побуждения использовалась презентация, это дало возможность повторить ранее изученный материал.

На этапе реализации использовался метод направленного чтения. Данный метод позволяет детально разобрать текст, создать на уроке непринужденную атмосферу, позволяет каждому ребенку высказать свою точку зрения, более глубоко сопереживать героям, а иногда ставить себя на их место.

На этапе рефлексии использовались "Шесть шляп мышления" что дало возможность осмыслить прочитанное и перенести события сказки в реальную жизнь.

 

Автор Шульмейстер Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1248
Номер материала 28285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓