Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения. С. Я. Маршак. 4 класс.Пьеса - сказка "12 месяцев".

Урок литературного чтения. С. Я. Маршак. 4 класс.Пьеса - сказка "12 месяцев".

Урок литературного чтения. 4 класс.

Тема: С. Я. Маршак. Пьеса – сказка «12 месяцев».


Цели:

  1. Обучающая:

Формировать понятие о пьесе – сказке, об особенностях драматического произведения.

Формировать навык анализа литературных произведений.

  1. Развивающая:

Развивать читательские умения: правильно называть произведение, определять тему и жанр, характеризовать героев.

Развивать умения анализировать текст драматического произведения, умения вступать в диалог по прочитанному произведению.

Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность).


  1. Воспитывающая:

Воспитывать любовь к родной литературе.

Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты, чувства ответственности за свои поступки.


Универсальные учебные действия:

умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства свои, окружающих;

умение принимать и решать учебную задачу;

умение анализировать, сравнивать;

умение организовывать свою деятельность при выполнении самостоятельной и групповой работы;

умение оценивать результаты своей деятельности.


Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности:

-индивидуальная;

-парная;

-общеклассная.


Методическое сопровождение:

Учебник “Литературное чтение”, 4 класс, часть 2, автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2010 г.

Отрывок из мультфильма «12 месяцев»

Отрывок из спектакля «12 месяцев»

Презентация.

Тест «Что вы знаете о сказках?»

Иллюстрации для словарной работы

Портрет С.Я. Маршака


Ход урока

1. Оргмомент.

Эмоциональный настрой:


Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.


2. Определение темы урока (эмоциональное включение в урок). Актуализация знаний.


- Посмотрите отрывок из мультфильма. (12 месяцев)

- Думаю, что этот мультфильм вам хорошо знаком. Назовите его.

- Сказка «12 месяцев».

- Эта сказка народная или авторская? Кто автор сказки?

- Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Волшебные, о животных, бытовые.)

- Эта сказка, на ваш взгляд, какая? Почему?

- Предлагаю посмотреть ещё один отрывок из сказки «12 месяцев» ( Спектакль).

- Чем второй отрывок отличается от первого? (Спектакль)

-Что такое спектакль? (Постановка произведения на сцене.)

Спектакль (франц. spectacle, от лат. spectaculum — зрелище), произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.

- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы поставить спектакль?

( Театр, сцена, занавес, артисты, костюмы, декорации, режиссёр и т. д.)

- Для постановки спектакля необходимо ли какое-то специальное художественное произведение? (Пьеса)

ТЕМА УРОКА: Сегодня на уроке мы познакомимся с пьесой – сказкой

«12 месяцев».

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС: Попробуем выяснить, что такое пьеса, узнаем о её художественных особенностях. Познакомимся с понятиями: драматическое произведение, афиша, ремарка.

3.История возникновения сказки.

С.Я. Маршак написал эту сказку в суровом 1943 году. Он урывками находит время для создания своей пьесы о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь. Сам Маршак вспоминает об этом так: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». ...Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке...». Так была создана эта чудесная сказка.

4.Рассмотрение жанровых особенностей произведения.

Учащиеся вспоминают черты литературной сказки как жанра.

Что необычного есть в данном произведении?

Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Рассмотрение текста пьесы-сказки позволяет сделать некоторые первоначальные выводы о своеобразии драматического рода литературы: наличие афиши (списка действующих лиц), диалогов и монологов (при отсутствии авторского повествования), деление пьесы на действия, картины, наличие кратких ремарок.

Были ли вы в театре? Какие пьесы вы видели? Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

Что можно купить в театре перед спектаклем?

Дети вспоминают, что они покупают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители.

Перед текстом пьесы тоже есть список действующих лиц.

Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «Двенадцать месяцев»

- Какие пояснения даны автором?

Ремарка - (франц. remarque) -1) замечание автора текста (книги, рукописи,письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.2) В гравюре -набросок в стороне от основного изображения.3) В драматургии, театре -пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы.

Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

5. Чтение сказки.

Распределение ролей. Обсуждение характеров героев.

Словарная работа проводится при этом в процессе работы над текстом ( играть в горелки, амуниция, играть туш, шапка с черной опушкой, куцых зайцев сорок штук, держава, канцлер, профессор, прокурор, гофмейстерина, муфта.)

Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?

В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.


- Почему месяцы решили помочь Падчерице?

- Как меняется в зависимости от ситуации поведение Старухи и ее дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и ее дочь превращены в собак, закономерен.

-Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.

7.Подведение итогов урока, рефлексия, постановка домашнего задания.

- Что может дать человеку знакомство с временами года?

- Что нужно делать и как жить, чтобы быть довольным своей судьбой?

- Какие «сказочные уроки» мы с вами вынесем из пьесы-сказки?

Д/з Подготовить выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже.

Урок литературного чтения. С. Я. Маршак. 4 класс.Пьеса - сказка "12 месяцев".
  • Начальные классы
Описание:

 Материал содержит конспект урока по литературному чтению для 4 класса по теме "С. Я. Маршак. 

Пьеса - сказка "12 месяцев".

          На данном уроке формируется у учащихся понятие о пьесе - сказке, об особенностях драматического

произведения. Рассматриваются жанровые особенности произведения: деление пьесы на действия,

картины, наличие кратких ремарок.

           Учащиеся знакомятся с историей возникновения сказки.  Сказка была написана в суровом

1943 году.

           На уроке проводится большая словарная работа как над литературными терминами (драматарг,

спектакль, действие, картина, ремарка, афиша), так и над словами в тексте произведения (играть в горелки,

 амуниция, играть туш, канцлер, муфта). 

          В начале урока учащимся предлагается посмотреть отрывок из мультипликационного фильма  

"12 месяцев" и отрывок из драматического спектакля с одноимённым названием, что позволяет учащихся

 ввести в тему урока опираясь на ситуацию с образно - эмоциональным включением.

        

 

 

 

 

Автор Борисова Марина Николаевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 5236
Номер материала 5251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓