- 03.10.2020
- 918
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРИЗ» Г.С. Альтшуллера
МБОУ «Уютненская средняя школа - гимназия»
Сакский район
РАЗРАБОТКА УРОКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРИЗ»
Г.С. Альтшуллера
Тема: Читаем, предсказываем содержание.
Н.Н.Носов «Живая шляпа»
(Урок литературного чтения. 2 класс)
Учитель:
Андриенко
Светлана Евгеньевна
Тема. Читаем, предсказываем содержание. Н.Носов «Живая шляпа»
Цель:
· Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова, учить обдуманному чтению, обогащать словарный запас.
· Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать творческое
воображение, фантазию, образное мышление; развивать речь учащихся.
· Воспитывать интерес к чтению; воспитание таких черт характера, как
смелость, взаимопомощь.
Задачи:
· Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
· Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
· Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
· Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
· Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Тип урока. Комбинированный с элементами ТРИЗ..
Оборудование:
портрет Н.Н.Носова, шляпа, рисунок с изображением шляпы, выполненный в технике «фотокопия», плакат «Дерево догадок», карточки с пословицами, домашнее задание, записанное на листочках.
Педагогические технологии:
· объяснительно – иллюстративного обучения;
· словесной продуктивной и творческой деятельности;
· педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
· информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
· повышение активности на уроках;
· улучшение результатов обучения;
· развитие творчества у учащихся.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Так девиз давайте вспомним,
И урок скорей начнём!
Девиз (хором): Красиво читаем,
Чётко отвечаем,
Речь свою развиваем!
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа.
- Ребята, мы сегодня с вами на уроке русского языка вновь встретились с нашей старой знакомой – старухой Шапокляк. Помогли ей исправить объявление, написанное с ошибками, вернули её любимую шляпу, которую она забыла у нас ещё в 1 классе.
- А знаете, почему у неё такое странное, необычное имя?
Вы сможете сами ответить на этот вопрос, если внимательно прочитаете этикетку от шляпы.
Шапокляк - это мужской головной убор в виде цилиндра. Его носили
мужчины в девятнадцатом веке. Они входили в помещение и снимали
цилиндр. Держать его было неудобно. Цилиндр сделали складным.
По-французски «шапо» - это шляпа, «кляк» - шлепок ладонью по её
верху. После шлепка шляпа складывалась. Старуха Шапокляк ходит
именно в такой шляпе.
- Из-за чего у Шапокляк такое имя?
( У старухи такое имя из-за головного убора, который она носила.)
Словарная работа.
Проведение «Мозгового Штурма» - «Бабушкин сундук»
- Какие головные уборы в моде сейчас или носили раньше?
( Бандана, кепка, бейсболка, берет, панама, шапка, платок, косынка, чепчик, шаль, тюбетейка, чалма, каска, фуражка, колпак, треуголка, будёновка, цилиндр, ушанка, сомбреро, бескозырка.)
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Преодолеваем проказы и козни старухи Шапокляк.
Отработка навыка быстрого чтения.
1) Чтение текста «Буквы под маской» - прикрывая нижнюю половину букв.
2) Текст «Поиграйте друг с другом» - используя приём «окошко».
3) Чтение перевёрнутого текста «Глазки, не ленитесь!»
4) «Узнай слова с одного взгляда» - как «скорый поезд», который увозит от нас старуху Шапокляк (дети читают под стук «колёс»- карандаша).
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами прочитаем рассказ Николая Николаевича
Носова, а как он называется, вы скажете сами, разгадав загадку, которую
оставила нам Шапокляк (Загадка о шляпе).
Приём «Удивляй»
-Ребята, но эта шляпа непростая. Перед вами чистый лист бумаги. Давайте с помощью волшебной кисточки оживим наш листик. ( Ученик кисточкой с краской проводит по бумаге, на которой постепенно появляется изображение «живой» шляпы, нарисованной свечкой)
- Так какая же это шляпа? (Живая)
- Кто автор рассказа «Живая шляпа»?
- Какие ещё рассказы Н.Носова вам известны?
Работа над рассказом Н.Носова «Живая шляпа» (с.97-100 учебника)
1) Выставка детских книг Н.Н.Носова.
2) Рассказ учителя о Н.Н.Носове.
Николай Николаевич Носов
(1908 — 1976)
Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
Николай Николаевич Носов – известный детский писатель. Его рассказы - это удивительные, забавные, поучительные истории о мальчиках и девочках. А сколько интересных событий происходит в сказочном городе, где живут Незнайка, Знайка, Винтик, Шпунтик, доктор Пилюлькин. О них и многих других героях вы сможете узнать из замечательных произведений Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Прочитав первые строки рассказа «Живая шляпа», мы сразу поймём, что нас ожидает занимательная и весёлая история.
V. ФИЗМИНУТКА
VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа над текстом «Читаем, предсказываем содержание» (с. 97 учебника).
1) Чтение текста учителем.
- Что «подогревает» интерес читателя при чтении произведения?
- Какая игра предлагается в статье? (предугадывание)
2) Чтение учащимися рассказа по частям с остановками для обсуждения ответов на вопросы и предугадывание сюжета.
Работа по предвидению сюжета.
Задание: читая рассказ, представлять себя на месте одного из героев.
Запись детских предположений, гипотез на плакате «Дерево догадок» после прочтения каждой части.
- Сегодня мы попытаемся представить дерево совсем в ином виде. Вместо листьев будут наши мысли, догадки и предположения:
«А что же будет дальше?» Посмотрим, оправдались ли ваши догадки?
3) Обсуждение ответов на вопросы учебника (с. 100)
4) Выразительное чтение учащимися рассказа по ролям
с элементами драматизации.
5) Игра-общение. Монологические высказывания.
- А если бы ты попал под шляпу? Ты бы испугался?
(Учитель надевает шляпу на ученика)
- Какой диалог мог произойти между шляпой и котёнком?
Найдите в тексте и прочитайте, какие действия выполняла шляпа.
( Плюхнулась, поползла, лежала, не двигалась, остановилась, вылезла, повернулась, подскочила, упала).
7) Работа в парах.
(Составление пословиц из разрезанных частей, определение их главной мысли и объяснение их смысла.)
- Прочитайте составленные пословицы и соотнесите их с нужными частями текста. «Кто дрожит – тот и бежит»
«У страха глаза велики»
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал
и навстречу ему идёт»
8) Творческая работа.
- Ребята, вы любите фантазировать?
- А что это такое «фантазия»? (Фантазия– от греч. воображение) мечта, выдумка, то, чего не существует на самом деле).
Приём «Фантастическая добавка»
Представьте, что у вас оказалась шапка - невидимка.
- Как вы поступите? Что будете делать?
Групповая работа
- У меня в руках шляпа фантазёра, в которой лежат забавные вопросы. Попробуйте пофантазировать в своей группе и рассказать:
Что было бы, если…
1 ГРУППА - под шляпой оказалось другое животное (например, паук или бабочка);
2 ГРУППА - вместо 1 шляпы было 100;
3 ГРУППА - шляпа ожила и летала;
4 ГРУППА - котёнок превратился в тигра?..
Подведение итогов. Прослушивание творческих работ от каждой группы. Поддержать каждого аплодисментами. Оценивание ребят
( их смелость, выдумка, активность, интересные творческие находки).
Приём эмпатии «Я – шляпа».
Я умею… Меня носят… Используют как …(высказывания детей)
Приветствовать друзей и знакомых;
Подкинуть вверх, когда смотришь салют;
Пойти в ней на карнавал или маскарад;
Подарить кому-нибудь;
Обмахиваться, как веером, когда жарко;
Надеть на палочку и крутить;
Пустить плавать по воде, как лодку;
Как сачком, ловить бабочек и жуков;
Класть в неё разные мелочи;
Прибить под крышей для ласточек;
Использовать, как кормушку для птиц;
Как в цирке показывать фокусы;
Отдать огородному пугалу, снежной бабе;
Шляпу можно использовать, как вазу для яблок и слив;
Как горшок для цветов;
Как кошелёк, баскетбольную корзину;
Корзину для грибов и ягод;
Как домик для мышки;
Но лучше просто надеть шляпу на голову.
VII. ИТОГ УРОКА.
- Понравилось ли вам сегодня придумывать свой сюжет и фантазировать?
- В чём же был секрет «живой» шляпы?
- А если бы вы не знали, кто под шляпой, каким бы получился рассказ: смешным, страшным или таинственным?
- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
· Волков бояться – в лес не ходить.
· Семь раз отмерь – один раз отрежь.
· У страха глаза велики.
РЕФЛЕКСИЯ
- Оцените свою работу на уроке.
- Продолжите предложение:
· Мне было интересно…
· Я узнал, что ….
· У меня получилось…
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание записано на листиках, лежит завернутое в шляпе.
Каждый ученик вытягивает себе индивидуальное задание.
6 624 754 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Андриенко Светлана Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.