Главная / Биология / Урок Лишайники (6 класс)

Урок Лишайники (6 класс)

План урока по теме «Лишайники»

Цели:

Образовательные: продолжить развитие представлений о многообразии живых организмов на Земле, формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников, рассмотреть роль лишайников в природе и хозяйственной жизни человека;

Развивающие: развитие умений и навыков анализировать, сравнивать, выделять главное;

Воспитательные: эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: таблицы «Лишайники», «Водоросли», мультимедийная установка, диск Биология 6 класс.

Метод - наглядно – демонстративный; частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя).

Форма работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах

Время

Деятельность учителя

Двигатель культуры

7 принципов BBL

8.45-8.46

Орг.момент

Взаимодействия и отношения (мотивация учеников фразами, подчёркивающими насколько вы цените усилия учеников

Желание учеников

8.47-8.55

Фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам:

Где обитают водоросли?

Каковы особенности их строения?

Особенности строения и представители Зелёных водорослей?



Таймд ПЭА ШЭА ученики партнеры по плечу по очереди делятся устными ответами, на определённое время. Затем начинает тот, у которого светлее волосы. Задания дается по столам.

Характеристика Зелёных многоклеточных водорослей?

Характеристика Красных водорослей?

Характеристика Бурых водорослей?

Ожидание наводящие вопросы, чтобы ученики смогли демонстрировать, раскрытия сущности темы - тип мышления


Время для выявления предыдущих тем.




последовательность

8.56- 9.18

СИ-ФИНК-УАНДЭ - мыслительный приём.


На доске висят таблицы с рисунками.

-Что вы видите?

-Что вы думаете об этом?

- О чём вас это заставляет вас задуматься, какой вы можете задать вопрос?

Тема нашего урока лишайники. Лишайники — это группа симбиотических организмов, насчитывающая свыше 20 тыс. видов. Они приспособились к обитанию в различных условиях в любых климатических зонах. Могут поселяться на скалах, камнях, почве и стволах деревьев.

- Все растения в зависимости от строения, на какие две большие группы делятся? (низшие и высшие). А Лишайники к какой группе относятся? Почему к низшей? Тело лишайника – слоевище.


Структура ЗУМ ИН. Ребята просмотрим фильм и ответьте на такой вопрос: Какое строение имеют лишайники и что такое симбиоз? (лишайники образованы переплетающимися нитями грибницы гриба, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли). Водоросли снабжают гриб органическими веществами, которые они образуют в процессе фотосинтеза. Гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, тем самым защищая их от высыхания. Таким образом, между грибом и водорослью существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление называется симбиоз. Симбио́з — форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу из другого).

Водоросль, входящая в организм лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Окраска лишайников разнообразна: белая, серая, жёлтая, коричневая и светло-зелёная.

По рисунку 41 определите по внешнему виду таллом лишайников какими могут быть? (накипным (или корковым), листоватым и кустистым). У вас на столах лежат гербарии, определите к какому виду они относятся? На каких рисунках и таблицах находятся эти виды лишайников? Покажите пожалуйста

Ребята, а сейчас заполним таблицу. Для каждого стола разное задание (работа в группах). Каждый стол пользуясь текстом учебника и таблицами учащиеся определяют особенности строения и приводят примеры каждой формы лишайников, одновременно заполняют таблицу.

Типы лишайников

Особенности строения

примеры

Накипные лишайники

похожи на плесень, корочку, застывшую пену, плотно сросшейся с субстратом, толщиной до 5 мм. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях

Бацидия леканора, плакодиум.

Листовые лишайники

Более организованные. Имеют округлую форму, часто с изрезанными краями или рассечённы на мелкие лопасти. Диаметр до 20 см. Прикрепляются к субстрату пучками грибных гиф

Ксантория, пармелия

Кустистые лишайники

Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Размер до 50 см. Повисающие лишайники могут достигать длины 8 метров.

Кладония (ягель), цетрария,

Лишайники – пионеры растительности. Они первыми поселяются на бесплодных местах.

Растут лишайники очень медленно – всего несколько миллиметров в год, живут от 50 до 100 лет.

ЗУМ ИН Как же размножаются лишайники?

(Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.) Отвечает ученик

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.

Какое же имеют значение лишайники?

Значение лишайников

В природе

Лишайники очень чувствительны к загрязнению окружающей среды. Поэтому отсутствие лишайников может быть показателем загрязнённости воздуха.

Погибшие лишайники образуют перегной. На Севере они служат основным кормом для оленей и косуль зимой.

В жизни человека

Цетрария исландская (известная также под неправильным названием «исландский мох») и лишайниковая манна годятся в качестве наполнителей при выпечке хлеба, добавок при приготовлении супов, салатов, каш. Из цетрарии исландской во многих странах издавна готовят лечебные сиропы и пастилки, которые применяются при воспалении дыхательных путей как отхаркивающее средство. Лишайники могут быть источниками и других полезных для человека веществ — глюкозы, витамина С, антибиотиков. Лишайниковые кислоты способны фиксировать запахи, поэтому их добавляют в некоторые духи, одеколоны и мыла. Красители, добытые из лишайников, до сих пор применяются в Шотландии для окрашивания некоторых видов тканей.




Ожидание















Рутины и структуры






































Рутины и структуры









Подача материала

9.19-9.20


Физкультминутка.


Окружающая среда.

Подача материала

9.20 -9.27





Домашнее задание.

Параграф 13. Ответить на вопросы. Подумайте, какой способ питания характерен для лишайников?


IV. Закрепление изученного материала.

Выполняется структура ТОКИН МЭТ с перевода на листочках пишете слова фразы по изученной теме. Затем связываете. И презентуете свою работу

Подводятся итоги выставляются оценки.






Ожидание. Время. Взаимодействия отношения.






Изложение.

9.27-9.30

Рефлексия.

Дополнить высказывания:

Я не знал … Теперь я знаю …;

У меня не получалось … Теперь получается…








Урок Лишайники (6 класс)
  • Биология
Описание:

Разработка урока с применением сингапурской технологии и видеоуроков из сайта. Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках математики, повышают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся.

1.      Этап актуализации знаний. Изучение темы лишайники, частично базируется на пройденных темах с прошлых уроков. Использовала структуру Таймд ПЭА_ ШЭА  применила для возможности для четкого формулирования идей и ответов посредством общения со своими одноклассниками, развивая навыки, активного слушания и возможности обучаться друг у друга.

Систематизация знаний осуществлялась через наглядно-демонстративный метод (фронтальный опрос) и применение групповая работа СИ-ФИНК-УАНДЭ - мыслительный приём. С целью развития навыков наблюдения, любознательности. И название темы урока

 

 

 

Автор Гаязова Гузель Наилевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1022
Номер материала 34685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓