Урок краеведения в 3классе
Подготовили Заблоцкая Е. В., Лисовенко С.
В., учителя МОУ СОШ № 4 г. Алексеевка Белгородская область.
Тема: Животный
мир Белгородской области.
Цель деятельности педагога:
создать
условия для ознакомления с животным миром Белгородской области, способствовать
воспитанию бережного отношения к природе, любви ко всему живому.
Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют
стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные
УУД: регулятивные – понимают цель и смысл
выполняемых заданий; познавательные – понимают содержание изучаемого материала,
коммуникативные - понимают содержание вопросов и высказывания учителя и
сверстников, уважают мнение собеседников; предметные
УУД: научатся различать животных, живущих в нашей
области.
Оборудование:
- ПК,
- презентация
«Животный
мир Белгородской области»,
- рабочая тетрадь,
- проектор.
Ход
урока
I.
Организационный момент
(На
фоне звучания музыки «В мире животных» учитель читает стихи)
В
мир животных музыка нас позвала,
На
чудеса настроить нас смогла.
II.
Подготовка к восприятию. Сообщение темы
урока
Новую
тему сейчас мы начнем.
Много
неизвестного в ней мы найдем.
Хочется
тему урока узнать?
Я
вам предлагаю ее угадать.
Они
повсюду нас окружают:
Прыгают,
плавают, в небе летают,
В
земле притаились, снуют под ногами…
Кто
же они, ведь живут рядом с нами?
- Как
вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы учеников)
–
Ребята, кто из вас любит путешествовать?
Велика и прекрасна наша
страна Россия, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали
заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие
по нашей малой родине, не выходя из класса. Мы с вами познакомимся с животными,
которые живут в Белгородской области.
III.
Изучение нового материала
1. Работа
в парах в тетради
- Прежде
чем начать наше путешествие давайте вспомним правила поведения в лесу.
Заполните таблицу № 1 «Экологические правила».
2. Путешествие
в далекое прошлое. Рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся
Учитель.
Формирование фауны Белгородской области происходило
в условиях своеобразной природы ее территории — в зоне перехода от леса к
степи. Поэтому животный мир и слагается здесь из смеси степных видов и видов,
характерных для широколиственных лесов. Еще в недалеком прошлом, когда в нашем
крае существовали непроходимые леса и широкие дикие степи, мир копытных и мелких
животных здесь был довольно богатым. Сейчас, даже трудно представить, что в
середине XVIII столетия в наших, местах могли водиться дикие лошади — тарпаны,
а, по-видимому, в более позднее время, сайгак. Однако в результате
длительного и неустанного истребления лесного массива и распашки; лесостепь
почти совершенно была обезлесена. Вследствие этого исчезли такие крупные лесные
звери, как медведи, рыси и другие. Поэтому охота на полезных животных
стала строго ограничена, а на редких — совершенно запрещена.
(Слайд № 3) В
настоящее время на территории Белгородской области насчитывается 60 видов
млекопитающих, 40 видов рыб, 20 видов земноводных и пресмыкающихся, 250 видов
птиц, а всего известно 6000 видов животных, среди которых особенно
многочисленна фауна беспозвоночных.
Учитель
- Назовите
признаки млекопитающих.
Ученик
1. (Слайд № 4).
В
составе млекопитающих значительное распространение получили копытные.
Наибольшую достопримечательность представляют лоси. Они стали известны в лесах
Белгородщины в пятидесятые годы. Эти красивые жители тайги в своем движении на
юг быстро размножились, распространились в нашем крае и стали обычными
животными. Этому в огромной степени способствовала строгая охрана их.
Ученик
2. Из Воронежского заповедника совсем недавно в
наши места пришли европейские олени. Почти во всех дубравах широко расселились
дикие кабаны. Древнейшие предки домашних свиней были почти полностью
истреблены. Благодаря запрету охоты и усиленной охране за короткое время стадо
этого сильного зверя достигло 2500 голов.
Ученик
3. Во всех крупных, особенно южных, лесах
области в начале текущего века водилось много диких коз. Эти небольшие
грациозные животные очень пострадали в годы минувшей войны. Сохранились они
главным образом в заповедной дубраве «Лес на Ворскле». Тщательная
забота о них позволила увеличить их численность.
IV.
Физминутка
Бобер
в бору затеял бал,
Бобер
на бал гостей позвал:
Белочки
во флейты дуют,
Польку
бабочки танцуют,
Даже
тихий барсучок
Туфельками
чок да чок!
А. Пудваль
V.
Продолжение работы по теме урока
Учитель
-
Каких животных называют хищниками?
Ученик
4. (Слайд № 5)
Из
отряда хищных млекопитающих назовем прежде всего волка, лисицу, енотовидную
собаку. Волки живут как в лесистых, так и в степных местах. Особенно
размножились они в годы Великой Отечественной войны, когда охота на них не
велась. В молодых лесных насаждениях, по перелескам, в приречных кустарниковых
зарослях, по закрытым балкам водится красная лисица. Она является важным промысловым
видом.
Акклиматизировалась
в нашем крае енотовидная амурско-уссурийская собака. Этот пушной зверь
стал даже ощутимым вредителем. На него разрешена охота.
Ученик
5. (Слайд №6-7).
Встречается
несколько видов куньих — каменная куница, хорек, европейская норка, барсук,
горностай и ласка. Эти редкие животные находятся под строгой охраной закона.
Ученик
6. ( Слайд 8).
Распространены
в области грызуны. К ним относится много различных млекопитающих. Одни из них
полезны человеку, другие — вредны. В значительном количестве в открытых,
кустарниковых местах и по опушкам леса водится - заяц-русак, являющийся
ценным объектом охотничьего промысла. У воды обитают бобры. В
широколиственных лесах целого ряда районов области раньше обитала белка.
Теперь она — редкость. По всей области широко распространены суслики. Вред,
наносимый ими хлебным полям, общеизвестен. С сусликами ведется постоянная
борьба. В степных районах области довольно часто встречаются слепыши.
Изредка на юго-востоке области попадаются тушканчики. Большой вред, особенно в
годы массового размножения, наносят зерновым культурам распространенные по
всей области мышевидные грызуны.
Учитель
-
Какие еще грызуны обитают в нашей местности?
Ученик
7. (Слайд № 9 -10)
Из
насекомоядных в Белгородской области обитают различные землеройки,
и ежи. Рукокрылые представлены двумя видами летучих мышей.
Ученик
8.
Немало
в области амфибий и рептилий — лягушек, жаб, ящериц, ужей и др.
Встречаются болотные черепахи!
Учитель
(Слайд № 11).
Из
рыб, обитающих в водоемах области, десять видов являются промысловыми. Широко
распространено семейство карповых. В крупных реках и прудах области вылавливают
такую довольно ценную рыбу, как сазан. Культурная форма — зеркальный карп.
В пойменных озерах, старицах и прудах водятся караси. Ценной промысловой
рыбой является лещ. Обитая в тихих реках области, он иногда достигает
крупных размеров. В слабопроточных, стоячих, заросших, прогреваемых илистых
водоемах обитает линь. В реке Оскол обитает судак, в больших реках
бывает сом, очень редко — налим. В водоемах области есть плотва,
красноперка, окунь, ерш.
Учитель
-
Назовите признаки птиц.
Ученик
9. (Слайд № 12).
Очень
богат и разнообразен в области мир птиц. Многие птицы — спутники и
друзья человека. Они помогают ему в борьбе с вредителями культурных растений. Многочисленны
певчие птицы. Они украшают нашу природу. Половина птиц приходится на лесные
виды, среди которых преобладает отряд воробьиных. Некоторые птицы являются
охотничье-промысловыми (серая куропатка, перепел, утка-кряква, кулик, бекас и
др.). Охота на них проводится в строго установленное время.
Учитель
На
полях и в лесах обитает множество насекомых. Среди них немало полезных, но
большинство — вредители культурных растений. Заботливое отношение к птицам — важное
средство борьбы с насекомыми-вредителями. Большая и полезная работа школ
области по охране пернатого населения края — благородное, очень нужное
природоохранительное мероприятие.
VI.
Фронтальная работа
Учащиеся
выполняют задание № 3 в тетради.
VII.
Рефлексия
(На
доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)
- С помощью сигнального
кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на
этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
VIII.
Итог урока
-
Что нового для себя вы сегодня узнали?
-
Почему нужно знать животный мир своей области?
IX.
Домашнее задание
-
Отгадать загадки и доказать, что отгаданное слово обозначает
животное. Тетрадь задание № 2.
Литература
- А.А. Плешаков “Зеленые
страницы”. Книга для обучающихся начальных классов. - М.: Просвещение,
2011.
- О. Н. Федотова, Г. В.
Трафимова, С. А. Трафимова «Окружающий мир» Москва Академкнига/учебник,
2012.
- В. А. Шаповалова
«Белгородоведение» учебник для образовательных учреждений – Белгород,
2002.
- http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/img/zayaz_b.jpg
- http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=200026031-12-72&n=21
- http://belkamfish.com/i/karp/0.jpg
- http://seagirls.narod.ru/images/silvertip.jpg
- http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=187064018-22-72&n=21
- http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=63521525-21-72&n=21
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=9402748-39-72&n=21
- http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=74226880-63-72&n=21
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.