Главная / Начальные классы / Урок краеведения в 3классе

Урок краеведения в 3классе

Урок краеведения в 3классе

Подготовили Заблоцкая Е. В., Лисовенко С. В., учителя МОУ СОШ № 4 г. Алексеевка Белгородская область.

Тема: Животный мир Белгородской области.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с животным миром Белгородской области, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви ко всему живому.

Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – понимают содержание изучаемого материала, коммуникативные - понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников, уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся различать животных, живущих в нашей области.

Оборудование:

  • ПК,

  • презентация «Животный мир Белгородской области»,

  • рабочая тетрадь,

  • проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент

(На фоне звучания музыки «В мире животных» учитель читает стихи)

В мир животных музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.



  1. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока

Новую тему сейчас мы начнем.

Много неизвестного в ней мы найдем.

Хочется тему урока узнать?

Я вам предлагаю ее угадать.



Они повсюду нас окружают:

Прыгают, плавают, в небе летают,

В земле притаились, снуют под ногами…

Кто же они, ведь живут рядом с нами?

- Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы учеников)

Ребята, кто из вас любит путешествовать?

Велика и прекрасна наша страна Россия, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие по нашей малой родине, не выходя из класса. Мы с вами познакомимся с животными, которые живут в Белгородской области.

  1. Изучение нового материала

  1. Работа в парах в тетради

- Прежде чем начать наше путешествие давайте вспомним правила поведения в лесу. Заполните таблицу № 1 «Экологические правила».

  1. Путешествие в далекое прошлое. Рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся

Учитель. Формирование фауны Белгородской области происходило в условиях своеобразной природы ее территории — в зоне перехода от леса к степи. Поэтому животный мир и слагается здесь из смеси степных видов и видов, характерных для широколиственных лесов. Еще в недалеком прошлом, когда в нашем крае существовали непроходимые леса и широкие дикие степи, мир копытных и мелких животных здесь был довольно богатым. Сейчас, даже трудно представить, что в середине XVIII столетия в наших, местах могли водиться дикие лошади — тарпаны, а, по-видимому, в более позднее время, сайгак. Однако в результате длительного и неустанного истребления лесного массива и распашки; лесостепь почти совершенно была обезлесена. Вследствие этого исчезли такие крупные лесные звери, как медведи, рыси и другие. Поэтому охота на полезных животных стала строго ограничена, а на редких — совершенно запрещена.

(Слайд № 3) В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается 60 видов млекопитающих, 40 видов рыб, 20 видов земноводных и пресмыкающихся, 250 видов птиц, а всего известно 6000 видов животных, среди которых особенно многочисленна фауна беспозвоночных.

Учитель

- Назовите признаки млекопитающих.

Ученик 1. (Слайд № 4).

В составе млекопитающих значительное распространение получили копытные. Наибольшую достопримечательность представляют лоси. Они стали известны в лесах Белгородщины в пятидесятые годы. Эти красивые жители тайги в своем движении на юг быстро размножились, распространились в нашем крае и стали обычными животными. Этому в огромной степени способствовала строгая охрана их.

Ученик 2. Из Воронежского заповедника совсем недавно в наши места пришли европейские олени. Почти во всех дубравах широко расселились дикие кабаны. Древнейшие предки домашних свиней были почти полностью истреблены. Благодаря запрету охоты и усиленной охране за короткое время стадо этого сильного зверя достигло 2500 голов.

Ученик 3. Во всех крупных, особенно южных, лесах области в начале текущего века водилось много диких коз. Эти небольшие грациозные животные очень пострадали в годы минувшей войны. Сохранились они главным образом в заповедной дубраве «Лес на Ворскле». Тщательная забота о них позволила увеличить их численность.



  1. Физминутка

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей позвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

А. Пудваль

V. Продолжение работы по теме урока

Учитель

- Каких животных называют хищниками?

Ученик 4. (Слайд № 5)

Из отряда хищных млекопитающих назовем прежде всего волка, лисицу, енотовидную собаку. Волки живут как в лесистых, так и в степных местах. Особенно размножились они в годы Великой Отечественной войны, когда охота на них не велась. В молодых лесных насаждениях, по перелескам, в приречных кустарниковых зарослях, по закрытым балкам водится красная лисица. Она является важным промысловым видом.

Акклиматизировалась в нашем крае енотовидная амурско-уссурийская собака. Этот пушной зверь стал даже ощутимым вредителем. На него разрешена охота.

Ученик 5. (Слайд №6-7).

Встречается несколько видов куньих — каменная куница, хорек, европейская норка, барсук, горностай и ласка. Эти редкие животные находятся под строгой охраной закона.

Ученик 6. ( Слайд 8).

Распространены в области грызуны. К ним относится много различных млекопитающих. Одни из них полезны человеку, другие — вредны. В значительном количестве в открытых, кустарниковых местах и по опушкам леса водится - заяц-русак, являющийся ценным объектом охотничьего промысла. У воды обитают бобры. В широколиственных лесах целого ряда районов области раньше обитала белка. Теперь она — редкость. По всей области широко распространены суслики. Вред, наносимый ими хлебным полям, общеизвестен. С сусликами ведется постоянная борьба. В степных районах области довольно часто встречаются слепыши. Изредка на юго-востоке области попадаются тушканчики. Большой вред, особенно в годы массового размножения, наносят зерновым культурам распространенные по всей области мышевидные грызуны.

Учитель

- Какие еще грызуны обитают в нашей местности?

Ученик 7. (Слайд № 9 -10)

Из насекомоядных в Белгородской области обитают различные землеройки, и ежи. Рукокрылые представлены двумя видами летучих мышей.

Ученик 8.

Немало в области амфибий и рептилий — лягушек, жаб, ящериц, ужей и др. Встречаются болотные черепахи!

Учитель (Слайд № 11).

Из рыб, обитающих в водоемах области, десять видов являются промысловыми. Широко распространено семейство карповых. В крупных реках и прудах области вылавливают такую довольно ценную рыбу, как сазан. Культурная форма — зеркальный карп. В пойменных озерах, старицах и прудах водятся караси.  Ценной промысловой рыбой является лещ. Обитая в тихих реках области, он иногда достигает крупных размеров. В слабопроточных, стоячих, заросших, прогреваемых илистых водоемах обитает линь. В реке Оскол обитает судак, в больших реках бывает сом, очень редко — налим. В водоемах области есть плотва, красноперка, окунь, ерш.

Учитель

- Назовите признаки птиц.

Ученик 9. (Слайд № 12).

Очень богат и разнообразен в области мир птиц. Многие птицы — спутники и друзья человека. Они помогают ему в борьбе с вредителями культурных растений. Многочисленны певчие птицы. Они украшают нашу природу. Половина птиц приходится на лесные виды, среди которых преобладает отряд воробьиных. Некоторые птицы являются охотничье-промысловыми (серая куропатка, перепел, утка-кряква, кулик, бекас и др.). Охота на них проводится в строго установленное время.

Учитель

На полях и в лесах обитает множество насекомых. Среди них немало полезных, но большинство — вредители культурных растений. Заботливое отношение к птицам — важное средство борьбы с насекомыми-вредителями. Большая и полезная работа школ области по охране пернатого населения края — благородное, очень нужное природоохранительное мероприятие.

  1. Фронтальная работа

Учащиеся выполняют задание № 3 в тетради.



  1. Рефлексия

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

- С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

VIII. Итог урока

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- Почему нужно знать животный мир своей области?


IX. Домашнее задание

- Отгадать загадки и доказать, что отгаданное слово обозначает животное. Тетрадь задание № 2.

Литература

  1. А.А. Плешаков “Зеленые страницы”. Книга для обучающихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2011.

  2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимова «Окружающий мир» Москва Академкнига/учебник, 2012.

  3. В. А. Шаповалова «Белгородоведение» учебник для образовательных учреждений – Белгород, 2002.

  4. http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/img/zayaz_b.jpg

  5. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=200026031-12-72&n=21

  6. http://belkamfish.com/i/karp/0.jpg

  7. http://seagirls.narod.ru/images/silvertip.jpg

  8. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=187064018-22-72&n=21

  9. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=63521525-21-72&n=21

  10. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=9402748-39-72&n=21

  11. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=74226880-63-72&n=21

Урок краеведения в 3классе
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Животный мир Белгородской области.

Цель деятельности педагога:создать условия для ознакомления с животным миром Белгородской области, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви ко всему живому.

Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – понимают содержание изучаемого материала, коммуникативные - понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников, уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся различать животных, живущих в нашей области.

Оборудование:

  • ПК,
  • презентация «Животный мир Белгородской области»,
  • рабочая тетрадь,
  • проектор.
Автор Заблоцкая Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 831
Номер материала 35845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓