Главная / Информатика / Урок Компьютерная графика и анимация в среде программирования Pascal ABC

Урок Компьютерная графика и анимация в среде программирования Pascal ABC

Нhello_html_440b080.pngАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

hello_html_ee1ba7.png



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Долинин Андрей Александрович

Район

Уренский

Место работы

МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа №1

Должность

Учитель Информатики и ИКТ


Общая информация

Тема урока

Графика в среде Паскаль. Анимация

Тип урока

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Цель, задачи

Цель; создание условий для формирования специальных умений и навыков по работе с графикой и анимацией в среде программирования Паскаль.

Задачи:

Предметные: повторить основные операторы графики среды Паскаль, формировать понятие «анимация»

Личностные: показать значение и преимущества анимированного изображения перед статическим; Развивать творческие способности, память, внимание, воображение навыки самостоятельной и групповой и парной работы; Развивать познавательную мотивацию в изучении информатики через создание эмоционального настроя;

Метапредметные:

  • Регулятивные - в сотрудничестве с учителем или самостоятельно планировать свои действия для решения учебной задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; учиться рационально использовать время урока

  • Познавательные - осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; осуществлять анализ, синтез, сравнение учебного материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы.

  • Коммуникативные - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Необходимое оборудование

Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович.-3-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010; тетрадь, интерактивная доска, мультимедийный проектор, среда программирования Pascal ABC

Дидактическое обеспечение

Компьютерная презентация, карточки с заданием для индивидуальной самостоятельной работы


Планируемые результаты урока
  • личностные

Развитие творческих способностей, памяти, внимания, воображения, навыков самостоятельной, групповой и парной работы;


  • предметные

Расширение первичных представлений о использовании операторов графики среды Паскаль


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Умение планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения учебной задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

  • Умение осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; осуществлять анализ, синтез, сравнение учебного материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы.

  • Умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока. Взаимоопрос. Практическая работа. Инсерт. Кластер




Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник, тетрадь


Дополнительная

  • Карточки с заданием, учебная презентация


Интернет-ресурсы


ЭОРы



План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Время
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1 мин

Создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Учитель приветствует детей, проводит игру-приветствие: предлагает всем встать в круг и собрать цепочку улыбок и рукопожатий, здороваясь друг с другом за руку по очереди.

Приветствуют учителя, выполняют просьбу учителя (приветствие проходит под музыку).

Занимают свои места.

Личностные УУД:

формирование самоопределения, правильного отношения к действиям сверстников.

Коммуникативные УУД:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

3 мин

Создаёт проблемную ситуацию - показ анимированного графического файла (мышка.pas и паровоз.pas).

Проблемный вопрос:

В чем отличие данного изображения от изображений, создаваемых на предыдущих уроках? Как создать подобное изображение?










Какие новые приемы, операторы, структуры вы увидели в программах. Выделите их.


Принятие проблемной ситуации.

Ученики обдумывают ответ, отвечают на вопрос, поддерживают одноклассников.

Пытаются решить проблемный вопрос














Используя прием инсерт, работают с текстами программ.

Личностные УУД:

формирование самоопределения, правильного отношения к действиям сверстников.

Познавательные УУД: логические – формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, формирование умения строить рассуждения, осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные УУД: формирование умения оценивать правильность высказываний, действовать по намеченному плану, удерживать учебную задачу

Коммуникативные УУД: формирование умения внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли. Проявлять активность во взаимодействии


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

7 мин

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Просит подумать над вопросом: по какому принципу создается анимационный фильм?

  1. Предложить отгадать тему урока. На экране закрытые буквы темы (слайд презентации), обучающимся предстоит отгадать каждую букву. На столах перед ними лежат перевернутые листы с вопросами по предыдущим темам. Если обучающиеся знают правильный ответ на вопрос, поднимают руку(фронтальная работа). Для каждого вопроса предложено 2 варианта ответа: верный и неверный, напротив каждого ответа стоит буква, следовательно, указав правильный ответ, указывают букву темы. Оценивать себя на уроке обучающиеся будут сами. В карту оценивания ставят плюс за каждый правильный ответ, в конце урока сдают учителю подписанные карты.

  2. http://LearningApps.org/display?v=pfn64amx201 – работа на интерактивной доске. После открытия фонового рисунка, задает вопрос: Что в нем особенного?

  3. Чем же мы сегодня займемся на уроке?

Принятие проблемной ситуации.






Фронтальная работа




























Рисунок анимированный







Высказывают предположения (Будем учиться писать программы, выводящие на экран анимированное изображение)

Личностные УУД:

формирование нравственных качеств личности.

Познавательные УУД: формирование умения осознавать и выполнять учебную задачу.

Регулятивные УУД: формирование умения выполнять свои действия в речевой форме.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

5 мин

Предлагает обучающимся сформулировать учебную задачу урока. Спрашивает, как создать движение объекта? Фиксация новых ключевых понятий на доске и в тетради.



Формулируют задачи урока.

Под руководством учителя

Пытаются разработать технологическую цепочку создания анимированного изображения в виде кластера: анимациянарисовали объект задержали стерли нарисовали в другом месте.

Познавательные УУД: формирование умения работать со схемами, применять схематичный способ фиксации информации.

Регулятивные УУД: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формирование умения правильно выражать свои мысли в речи.


  • Как организовать задержку? (Пустой цикл или процедуры DELAY(ms), SLEEP(ms))

Высказывают предположения.




  • Как стереть нарисованный объект?

Очистить экран или закрасить цветом фона



  • Что нужно изменить в операторе, выводящем на экран объект, для его отображения в новом местоположении?

Координаты





  • С помощью какой алгоритмической структуры целесообразно организовать движение?


циклической


  • Вводит новые операторы:

  1. LockDrawing-Блокирует вывод в графическое окно, осуществляя рисование только во внеэкранном буфере.

  2. Redraw- Перерисовывает окна вывода при заблокированном выводе в графическое окно.





5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

5 мин

Предлагает выбрать наиболее приемлемый уровень задания и в парах разработать алгоритм программы, выводящей на экран изображение:

Уровень А) мерцающие звезды на ночном небе.

Уровень Б) белая круглая луна, движущаяся по горизонтали на фоне мерцающих звезд.

Уровень В) Белый месяц, движущийся на фоне мерцающих звезд диагонали (по дуге).


Используя сервис http://ru.padlet.com/dolinin_nn/y1xpf2ezijpp занесите главные мысли проекта на интернет сервис «Моя стена».

Если эта мысль уже кем-то сформулирована, постарайтесь записать другую главную мысль


Работа в парах.

В ходе обсуждения ищут ответы вопросы: какой оператор выводит на экран объект, какой оператор задает цвет объекта и фона, как сдвинуть объект в новое местоположение, как связать определенный параметр оператора, выводящего объект на экран, с управляющей циклом переменной для организации движения.

Учитывают позицию партнёра, организуют и осуществляют сотрудничество со сверстниками.





Личностные УУД:

формирование умения давать оценку своим действиям в ходе учебного сотрудничества.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умения вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

5 мин

Организует фронтальную беседу с обсуждением ответов на «стене»


Фронтальная работа. Работа в парах.

Обмен мнениями на поставленный вопрос.


Личностные УУД:

Высказывание своего мнения

Познавательные УУД:

формирование умения использовать полученные знания для решения учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД:

формирование умения выполнять учебные действия в материализованной и речевой форме.

Коммуникативные УУД:

формирование умения осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности.



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

10 мин

Организует в группах самостоятельную деятельность по применению новых знаний

с последующей проверкой.

Предлагает карточки с вариантами заданий (приложение2).

Контролирует выполнение работы.

Выполняют творческую работу в группах. Представляют результат творческой работы.

Формулируют и оформляют конечный результат своей работы на уроке.


Познавательные УУД:

формирование умения осуществлять анализ учебного материала.

преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Регулятивные УУД: формирование умения удерживать учебную задачу и действовать по инструкции в процессе самостоятельной работы, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать учителя, участвовать в общей беседе.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

2 мин

Учитель обращает внимание на УЗ:

- Смогли ли мы выполнить учебную задачу, поставленную вначале урока?

Докажите. (Предлагает обучающимся рассказать, что они знают о «графике» и «анимации» среды Pascal).


Фронтальная работа Возвращение к ключевым понятиям на доске.

Самостоятельная работа

Формулируют и оформляют конечный результат своей работы на уроке, используя знаково-символические средства (модели, схемы).





Познавательные УУД: формирование умения использовать схематичный способ фиксации информации в процессе решения учебной задачи, делать выводы.

Регулятивные УУД:

формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

формирование умения полно и точно выражать свои мысли, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

2 мин

Организует рефлексию

Проводит рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения достижения цели урока.

Примерный перечень рефлексивный ответов:

Продолжи фразы:

Сегодня я узнал (а)…

Сегодня я вспомнил (а)…

Сегодня мне понравилось…

Теперь я могу (смогу)…..

Я хочу …..


Предлагает каждому поделиться своими чувствами, обосновать свой выбор, определить участие в уроке и удовлетворенность. Использует сервис Облако слов

http://www.wordle.net

Принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, оценивает удовлетворенность учащимися

своей деятельностью на уроке.

Дает инструктаж по выполнению творческого домашнего задания по выбору:

Домашнее задание.

  1. Повторение теоретического материала.

  2. Написать программу, которая выводит на экран два шара: красный шар стоит на месте, а зеленый движется по горизонтали к нему навстречу. После столкновения зеленый шар двигается в обратном направлении, а красный шар начинает падать вниз (движение по вертикали).

  3. Написать программу, в которой окружность «пробегает» по периметру прямоугольника

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют собственную учебную деятельность,

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, учатся пользоваться критериями в ходе самооценки.




Личностные УУД:

усвоение понятий «добродетель», «порок», осознание и принятие жизненных ценностей

Познавательное УУД:

Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных источниках

Регулятивное УУД: формирование умения оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД:

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.

и смыслов.


Приложения к уроку:

Приложение 1: Вопросы к заданию «Отгадай тему урока».

  1. Каким образом расположены оси координат на экране дисплея?

hello_html_m284d395a.gif1) если то Г



2hello_html_m736d3072.gif) если то К



  1. Какой графический оператор задает цвет рисования?

  1. если SETCOLOUR, то Н

  2. если SETCOLOR, то Р

  1. Какой графический оператор задает стиль и цвет закрашивания?

1) если SETFILSTULE, то О

2) если SETFILLSTYLE, то A

  1. Как называется оператор ввода в Паскале?

    1. если READ, то Ф

    2. если WRITE, то В

  2. Как нарисовать точку?

    1. если PUTPIXEL, то И

    2. если PUTPICSEL, то Е

  3. Назовите оператор рисования линий.

    1. если LINE, то К

    2. если LINEX, то Г

  4. Какой оператор рисует окружность?

    1. если CIRCELE, то О

    2. если CIRCLE, то А

  5. Какие числа могут быть с плавающей и фиксированной точкой?

    1. если INTEGER, то И

    2. если, REAL, то В

  6. Назовите оператор рисования эллипса.

    1. если ELLIPSE, то С

    2. если EULIPSE, то П

  7. В каком разделе описываются переменные значения программы?

    1. если VAR, то Р

    2. если LABEL, то А

  8. Назовите полную форму условного оператора.

    1. если IF условие THEN оператор1
      ELSE оператор 2; то Е

    2. если THEN условие IF оператор1
      ELSE оператор 2; то И

  9. Какой графический оператор рисует прямоугольник?

    1. если REKTANGLE, то Т

    2. если RECTANGLE, то Д

  10. Какой оператор рисует закрашенный эллипс?

    1. если FILLELLIPSE, то Е

    2. если FLOODELLIPSE, то И

  11. Как описываются целые числа в Паскале?

    1. если INTEGER, то П

    2. если, REAL, то Б

  12. В каком разделе описываются постоянные значения программы?

    1. если TYPE, то C

    2. если CONST, то А

  13. В какой записи цикла ПОКА допущена ошибка?

    1. если

WHILE оператор DO условие; то С

2) если

WHILE условие DO оператор; то З

  1. Что такое операторные скобки?

    1. если слова BEGIN и END, то К

    2. если {}, то Г

  2. Какой оператор закрашивает замкнутые области?

    1. если SETFILLSTYLE, то О

    2. если FLOODFILL, то А

  3. Какой графический оператор рисует закрашенный прямоугольник?

    1. если BAR, то Л

    2. если RECTANGLE, то Н

  4. В каком году Никлаус Вирт создал язык программирования Паскаль?

    1. если в 1975, то Ъ

    2. если в 1970, то Ь

Вопрос

Буква

1

Г

2

Р

3

А

4

Ф

5

И

6

К

7

А

8

В

9

С

10

Р

11

Е

12

Д

13

Е

14

П

15

А

16

С

17

К

18

А

19

Л

20

Ь


Правильные ответы:



Гhello_html_ee1ba7.pngБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Урок Компьютерная графика и анимация в среде программирования Pascal ABC
  • Информатика
Описание:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Долинин Андрей Александрович

Район

Уренский

Место работы

МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа №1

Должность

Учитель Информатики и ИКТ

 

Общая информация

Тема урока

Графика в среде Паскаль. Анимация

Тип урока

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Цель, задачи

 Цель; создание условий для формирования  специальных умений  и навыков  по работе с графикой и анимацией в среде программирования Паскаль.

Задачи:

Предметные: повторить основные операторы графики среды Паскаль, формировать понятие «анимация»

Личностные: показать значение и преимущества анимированного изображения перед статическим; Развивать творческие способности, память, внимание, воображение  навыки самостоятельной и групповой  и парной работы; Развивать познавательную мотивацию в изучении информатики через создание эмоционального настроя;

Метапредметные:

·                Регулятивные - в сотрудничестве с учителем или самостоятельно планировать свои действия для решения учебной задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления; учиться рационально использовать время урока

·                Познавательные - осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; осуществлять анализ, синтез, сравнение учебного материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы.

·                Коммуникативные  - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Необходимое оборудование

Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович.-3-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010; тетрадь, интерактивная доска, мультимедийный проектор, среда программирования Pascal ABC

Дидактическое обеспечение

Компьютерная презентация, карточки с заданием для индивидуальной самостоятельной работы

 

Планируемые результаты  урока

 

·         личностные

Развитие творческих  способностей, памяти, внимания, воображения,  навыков самостоятельной, групповой  и парной работы;

 

 

·         предметные

 Расширение первичных представлений  о использовании операторов графики среды Паскаль

 

 

·         метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

·           Умение планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения учебной задачи;  действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

·           Умение осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; осуществлять анализ, синтез, сравнение  учебного материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, делать выводы.

·  Умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

 

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока. Взаимоопрос. Практическая работа. Инсерт. Кластер

 

 

       

 

Литература и Интернет-ресурсы

 

Основная

·         Учебник, тетрадь

 

 

Дополнительная

·         Карточки с заданием, учебная презентация

 

 

Интернет-ресурсы

·         http://ru.padlet.com/dolinin_nn/y1xpf2ezijpp    

·         http://www.wordle.net

 

 

ЭОРы

·         http://LearningApps.org/display?v=pfn64amx201

 

Автор Долинин Андрей Александрович
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 3221
Номер материала 5096
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓