Главная / История / Урок "Казахстанцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" 9 класс

Урок "Казахстанцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" 9 класс

Тема: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

Цель урока: показать учащимся активное участие казахстанцев в разгроме фашистских войск, их ратные подвиги не только на фронте, но и в тылу.
Задачи:
Образовательная: показать неоценимую роль казахстанцев в Победе, на фронтах и в тылу, рассмотреть участие воинов, наших земляков в войне, показать, как важно помнить своих героев;
Развивающая: развитие умения у учащихся самостоятельно подбирать материал при изучении новой темы, умение привлечь слушателей;
Воспитательная: воспитать уважение к истории родной страны, гордость за героев своей Родины.


Технология: личностно-ориентированное обучение

Тип урока: изучение новой темы
Форма урока: урок-образ «Путешествие в музей»

Девиз урока: Не суживайте жизнь до урока,

а урок расширяйте до жизни.

Г.Блонский

Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся!

1. Стратегия воображения. - включаются звуки мира -смех, пение птиц, сменяется войной — взрывы, сирена.

«Ребята, закройте глаза, вы слышите радость детей, пение птиц ...

а теперь представьте поле, на котором много людей и военной техники. В руках людей винтовки, гранаты, они громко кричат. В воздух взлетают комья земли и куски металла»

Вопросы.

1. Что вы представляли в начале? Что вы чувствовали? Какая картина предстает перед вашими глазами?

2. Что изменилось? Какие звуки слышно?

3. Какое выражение на лицах? 4. Какие запахи можно почувствовать?

5. Какие чувства овладевают вами?


На экране первый слайд — тема урока


Вступление. Война – явление страшное, жесткое, беспощадное.

Особенно жестокой, кровопролитной была Великая Отечественная война. Долгих 1418 дней и ночей шла величайшая в истории битва за свободу и независимость Родины, за спасение народов мира от «гитлеровской чумы», за светлое будущее человечества.

Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Представьте, что находимся мы не в школьном кабинете, а в залах музея, посвященного бессмертному подвигу героев - казахстанцев в Великой Отечественной войне.
Проходя по залам нашего музея, мы узнаем больше о героях-казахстанцах, добывавших победу на фронте и в тылу, о наших земляках, о вечной памяти, что живет в сердце каждого. Наши экскурсоводы помогут нам в этом.
(роли экскурсоводов, поэтов, читателей исполняют учащиеся, получившие опережающие задания)

Итак, наш раскрывает свои двери.

А так как мы все туристы, то нам необходимо принять Кодекс туриста.

Это — не толкать соседей, не шуметь, не отставать. Строгие правила? Не волнуйтесь ведь у нас есть правила трех «можно».

Можно: 1) слушать, задавать вопросы, отвечать на них 2) удивляться 3) меняться местами

Экскурсоводом в нашем музее буду я.

Также для нас сегодня работают: поэты, эрудиты, читатели

Залы нашего музея:

1. Черный зал трагедии «Вставай, страна огромная»

2. Красный зал мужества «Они сражалась за Родину»

3. Зеленый зал - Зал трудового подвига

4. Белый зал памяти - «Никто не забыт, ничто не забыто»

Что же, друзья, попрошу вас пройти со мной в первый зал.

Черный зал трагедии «Вставай, страна огромная»

Экскурсовод: В принятом перед началом войны с СССР плане «Ост» в отношении славян и евреев предусматривалось уничтожение 30 млн. чел. и депортация 50 млн. чел. в Сибирь и Африку. Оставшееся население планировались превратить в рабочую силу для немцев-колонизаторов. Таким образом, надвигавшаяся война планировалась по отношению к народам СССР как война на уничтожение.Вторая мировая война, развернувшаяся на огромных пространствах Европы, Азии и Африки, была величайшей трагедией человеческой истории.

В орбиту военных действий оказались втянутыми 1,7 млрд. человек (80% населения Земли) и 61 государство. Война унесла 60 млн. жизней (в 5 раз больше, чем в Первой Мировой войне).

Читатель
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО В. М. МОЛОТОВА 22 июня 1941 г

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковав нашу границу во многих местах и подвергнув бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской стороны и со стороны Финляндии.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Поэт -



Вся Родина встала заслоном,

Нам биться с врагом до конца, –

Ведь пояс твоей обороны

Идёт через наши сердца!

Идёт через грозные годы

И долю народа всего,

Идёт через сердце народа

И вечную славу его!

Идёт через море людское,

Идёт через все города.

И всё это, братья, такое,

Что враг не возьмёт никогда!



«Эрудит»  - Это важно знать

*  Казахстан направил в действующую армию 1 366 тыс. человек, еще 790 356 человек – в трудовую армию, школы и училища трудовых резервов. На защиту Родины ушли 5183 девушки.

* В республике было сформировано 12 стрелковых дивизий, 7 стрелковых бригад и 4 кавалерийские дивизии. Кроме того здесь были созданы 2 артиллерийских дивизиона, 4 минометных, 3 авиационных полка, 14 отдельных батальонов.

 * По данным «Книги памяти Казахстана» наша республика потеряла в годы Великой Отечественной войны на всех фронтах 601 011 человек, из них 130 тысяч фронтовиков – казахов.

Экскурсовод: Ребята, в конце каждого зала вас ожидает небольшое испытание, но выполнив его, вы можете получить «красную звезду» и выйдите этого урока героями.

«Растрел» - за каждый правильный ответ вы получаете « красную звезду» и можете в конце урока стать героями

Что такое фашизм?

Как переводится слово «фашио»

Лидеры фашистов Италия, Германия

Дайте характеристику характерным чертам фашизма (шовинизм, экспансия, агрессия, террор, расизм, антисемитизм, милитаризм)

Красный зал мужества «Они сражалась за Родину»

Слайды — экскурсовод

Казахстанцы проявили подлинный патриотизм на фронтах Великой Отечественной войны. Наряду с русскими на фронтах В.О.В героически сражались сыны и дочери всех народов СССР. Среди героев СССР было 8182 русских,2072 украинца,311 белорусов,108 евреев,97 казахов,91 грузин,90 армян,69 узбеков,61 мордвин,44 чуваша, а также представители других национальностей.

(Вставить слайд)

Поэт



С непривычки трудно на войне, а казаху трудно вдвойне: с непривычки ко взводу, к роте, к танку, к пушке, ко всей войне. шли машины, теснились моторы, а казахи знали просторы, и отары, и тишь, и степь. а война полыхала домной, грохотала, как цех огромный, била, как железная цепь. но врожденное чувство чести удержало казахов на месте. В подмосковье в большую пургу не сдавали рубеж врагу, постепенно привыкли к стали, к громыханию и к огню. приросли к океанскому рокоту той великой и громкой войны, механизм ее освоили степные, южные воины, а достоинство и джигитство принесли в леса и снега, где тогда громыхала битва, огнедышащяя полоса.



Б.Слуцкий «Казахи под Можайском»

Экскурсовод: Быстро привыкли к страшной войне степняки (может, воинственные гены помогли?) и до конца выполнили свой долг.

«Эрудит»  - Это важно знать

Казахстан дал 512 Героев Советского Союза, из них 87 казахов. Кроме того 11 Героев Советского Союза – казахов – родились в других республиках Союза. Даже в музее далекого сибирского города Ханты-Мансийска висит портрет и Указ о присвоении звания Героя Советского Союза репресированному когда-то казаху М.Алимбетову…

 Первым Героем Советского Союза из Казахстана стал сын павлодарского крестьянина генерал-майор танковых войск Семенченко Кузьма Александрович (22 июля 1941 года), а последним – офицер-панфиловец Бауыржан Момыш-улы (11 декабря 1990 года).

 В ряду Героев Советского Союза пулеметчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова, гордость казахстанских девушек, обе девушки погибли в боях.

Читатель:

«…Были они разные и по возрасту, и по национальности. Но спрос был со всех один, все были равны перед клятвой, данной Родине, – казах ты или русский, молдаванин или грузин. Более опытные, бывалые бойцы учили молодых солдатской мудрости, смекалке, делились по-братски всем: табачком, сухарем, последним глотком воды… Вместе оплакивали погибших, вместе радовались победам, и в бой шли вместе, плечом к плечу»

Б.Момыш-улы. «Психология войны»

Слайды 15 -

Неувядаемой славой покрыла себя 316 –я стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова, сформированная в Казахстане. В ней были представители 36 национальностей.

С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне с Советским Союзом. Он рассчитывал захватить Москву уже в первые недели своего наступления. С этой целью немецким командованием была разработана военная операция под кодовым названием «Тайфун». Она началась 30 сентября 1941 года.

Но на пути гитлеровских отборных дивизий, прошедших пол-Европы, встали, в основном, еще не обстрелянные солдаты и командиры генерала Панфилова. Его дивизия в течение месяца напряженных боев разгромила танковую моторизованную и две пехотные дивизии противника, уничтожив 9 тысяч оккупантов, более 80 танков и много другой боевой техники.

У разъезда Дубосеково заняли оборону 28 бойцов во главе с политруком Василием Клочковым. Полагая, что под Дубосеково сосредоточены крупные силы наших войск, немцы направили сюда 20 танков. Солдаты приняли решение: «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» – и приготовили гранаты, противотанковые ружья, бутылки с зажигательной смесью, винтовки и автоматы.



Поэт

Кружилась в поле злая осень, Шумела поздняя листва. Их было только двадцать восемь,

А за спиной была Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая, там и тут.

«Так защитим Москву, родные!» -

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,

Последний бой всегда суров.

«Так за Москву, за нас, ребята!» -

Последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей.

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

Кружилась в поле злая осень,

Опала поздняя листва.

Их было только двадцать восемь,

А за спиной была Москва.






Жестокий бой длился 4 часа. Четыре часа фашистские танки и пехота штурмовали разъезд Дубосеково. Но мужественные воины выдержали этот натиск. На поле сражения, окутанные дымом, догорали 14 танков, валялись десятки трупов фашистов

Панфиловцы насчитали 30 танков. Они шли прямо к окопам. В этот момент политрук Клочков воскликнул: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!»

18 танков из 50 были подбиты и сожжены героями. Когда были израсходованы все боеприпасы, Клочков с последней связкой гранат бросился к ближайшему танку и подорвал его, но и сам упал замертво.

Читатель:

Из письма Героя Советского Союза политрука 316 дивизии Василия Клочкова жене и дочери – август 1941 года: «Гитлера постигнет та же участь, какая постигла Наполеона Бонапарта в 1812 году. Настроение прекрасное, тем более, я всем детям обещал побольше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь капля за каплей. В случае чего (об этом, конечно, я думаю меньше всего) жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её…».

Экскурсовод: Василий Клочков не увидел свою семью. В этом бою, который длился четыре часа, он погиб. Но бессмертными стали его слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

18 ноября 1941 года осколком разорвавшейся вражеской мины был смертельно ранен народный генерал И.В.Панфилов, чье имя стало символом мужества и беззаветной верности Родине, своему солдатскому долгу. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Одной из первых была преобразована в гвардейскую 316-я стрелковая дивизия. Она стала 8-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизией.

Дивизии было присвоено имя генерала Панфилова.

Подвиг панфиловцев под Москвой быстро дошел до Казахстана и вызвал гордость за своих земляков и радость за то, что враг отброшен от столицы. Это всеобщее ликование выразил мудрый акын Жамбыл:

Горд я и счастлив – скрыть не могу!

Тем, что казах на русском снегу

Знамя гвардейцев, как дар боевой,

Поднял средь первых над головой.

 С того времени звание «панфиловец» стало символом чести, доблести и геройства.

Экскурсовод



Поэт Мы помним всех, кто на полях сражений
В окопах мёрз, недосыпал ночей,-
Матросов, Искалиев и Карелин… -
В бессмертие шагнувших сыновей!
Бросок, другой… и залегла пехота,
Момышулы ведёт джигитов в бой…
Баймагамбетов к амбразуре дзота
Ползет и вот: закрыл её собой!
Маншук Маметова строчит из пулемёта
И падает от пули на снегу…
Гастелло и Абдиров в самолетах
Летят с высот на головы врагу.
Во имя жизни, в память о Герое
Собрала средства вся Караганда,
И самолёт был заново построен –
«Нуркен Абдиров» вновь громил врага!
Мы помним Молдагулову – девчонку
И снайпера, разившую врага.
«За мной, в атаку!» - крикнувшую звонко…
Маресьева, стонавшего: «Нога-а…»
Дважды герой, ас-лётчик Бигельдинов,
Таких, как он, из тысячи – один!
Бомбил врага за слёзы и руины,
Летал над Украиной, на Берлин…
Страна героев чтит, не забывает.
«А кто готов был к вылету всегда?»
И нам ответит школьник в Кустанае:
«Герой наш дважды – Леонид Беда!»
Наш Казахстан в дни тяжких испытаний
Потоки грузов принял и людей,
Построил множество заводов, зданий,
Осиротевших приютил детей.
Сюда с фронтов привозят эшелоны
Сотни бойцов, страдающих от ран,
И беженцев с захваченных районов…
Мы хлеб и горе делим пополам.



Задание «Синквейн» - война, мир — работа в группах

Зеленый зал - «Все для фронта, все для Победы!»

Читатель:

Газеты «Правда» за 6 февраля 1943 г.: «Хорошо бьются казахи на фронте, хорошо работают для фронта их отцы, матери, жены в тылу. Казахстан могуче подпирает фронт всеми богатствами своей земли, всеми сокровищами своих гор».


Экскурсовод: Трудовой подвиг Казахстанцев в годы Великой Отечественной войны.
Народ Казахстана, как и весь советский народ, встал на защиту своей родины. Но сражения с врагом велось не только на фронте, но и в тылу на производстве. Мужчин ушедших на фронт у станка заменили женщины и дети. Это они в условиях голода, выпускали танки снаряды, уголь добывали в шахтах. Так на Чимкентском свинцовом заводе к 1942г трудилось 900 женщин. А в сельском хозяйстве женщины составили большинство.

Реставрация «Крылатые выражения».
1. «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва»? (Политрук Клочков) 
2. «Ленинградцы, дети мои» (Жамбыл) 
3. «Мы - советские люди, наши сердца не стальные. Но огонь нашей мести может расплавить, сжечь любую сталь…у нас есть самое сильное оружие, побеждающее страх, - это любовь к Родине». (Б.Момыш-улы) 
4. «Люди земли, прокляните войну». (Р.Рождественский) 

«Так как послать на фронт (из семьи ) некого, ни брата, ни сестры, поэтому прошусь сама».



4. Белый зал памяти - «Никто не забыт, ничто не забыто»
Экскурсовод : Просим Вас пройти в зал памяти.
Вот уже 69 года мы живем под мирным небом. И все эти годы мы вновь и вновь вспоминаем с болью и скорбью о минувшей войне.



Дом родной, Отечество, Свобода –
Вот основа жизни на Земле.
Сыновья и дочери народа
Защитили это на войне.
Уходя на фронт лишь оглянулись
Чей-то дед, отец, сестра и брат…
Ждали всех, но так и не вернулись
Тысячи и тысячи солдат.
Читатель: Прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку…Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии – повсюду и везде он делал всё от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом» (Георгий Константинович Жуков).



Дорогой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне. В этой священной Книге Памяти записаны имена свыше 32 тысяч земляков, отдавших жизнь во имя спасения человечества от фашизма.
Беспримерный подвиг солдат, подлинных богатырей, несгибаемых и бесстрашных, изумил мир своим героизмом.

Миллионы людей отдали свои жизни, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо, спокойно спали, радовались жизни.

Неукротим бег времени. Но память о погибших священна.

Итак, уважаемые учащиеся, я думаю, что посещение нашего музея никого не оставило равнодушным. Сегодня мы побывали в музее Боевой Славы. Каждый четвертый казахстанец уходил на фронт. Каждый пережил свою судьбу, сегодня мы рассказали только о некоторых из них. Мы все должны быть благодарны своим потомкам за то, что живем под мирным небом и за то, что живем.


Идут годы, сменяются десятилетия… Но подвигу народа в Великой Отечественной войне – суждено навеки остаться в Истории. Все меньше и меньше ветеранов войны остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Все было не до них – постепенно стареющих, теряющих здоровье и силы… Скоро уйдет из жизни последнее поколение героев – сможем ли мы хоть им отдать долг памяти и уважения?

Домашнее задание §

Написать свободное письмо одному из участников Великой Отечественной войны.

В письме нужно затронуть несколько вопросов:

1. Как вы считаете, нужно ли было участвовать в Великой Отечественной войне казахстанцам?

2.Какое отношение к войне у вас?

3. Что нужно сделать, чтобы ваша Родина процветала?



Рефлексия Подумайте и отметьте свой ответ:

  1. На уроке я работал: активно пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен не доволен

  3. Урок для меня показался коротким длинным

  4. За урок я не устал устал

  5. Мое настроение стало лучше стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен не понятен

полезен бесполезен

интересен скучен

  1. Домашнее задание мне кажется интересным не интересным


Спасибо экскурсоводам за интересные экскурсии. Урок окончен. До свидания!

































Урок "Казахстанцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" 9 класс
  • История
Описание:

Нестандартный урок-образ с использованием технологии личностно-ориентированного обучения в форме путешествия по залам музея Боевой Славы.

В изучении темы учителю помогают учащиеся, которые получили опережающие задания. Они исполняют роли экскурсоводов, эрудитов, поэтов, читателей. Целесообразно использовать на данном уроке звуки войны, видеоролики о войне. Кроме того, на уроке проводится словарная работа (межпредметная связь с всемирной историей), составляется "Синквейн". За правильные ответы учащиеся получают красные звезды, которые наклеиваются на грудь, т.е. к концу урока все становятся "героями"

Залы нашего музея:

1. Черный зал трагедии «Вставай, страна огромная»

2. Красный зал мужества «Они сражалась за Родину»

3. Зеленый зал - Зал трудового подвига

 

4. Белый зал памяти - «Никто не забыт, ничто не забыто»

Автор Стока наталья Владимировна
Дата добавления 01.02.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1226
Номер материала 55413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы