Главная / ИЗО, МХК / Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"


Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2 урок по теме

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре.


Задачи урока:

1. Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его применении; обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях.

2. Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций: практических умений и навыков рисования с образца, специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи.

3.Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, умению работать коллективно в группах.

Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

4. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.


Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.


Средства обучения:

Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма мелодий и песен о Гжели. 

Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.


Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический.


План урока (45 мин):

  1. Организационный момент.-0,5мин.

  2. Установочная беседа по теме урока – 3мин.

  3. Изучение нового материала. Знакомство с особенностью гжельской росписи - 5мин.

  4. Интерактив - 2 мин.

  5. Выступление Мамонтовой Г.Б. – 6,5 мин.

  6. Актуализация знаний – 3 мин

  7. Физминутка- 2 мин

  8. Практическая работа. Работа по заданному алгоритму – 20мин.

  9. Заключительная часть. Подведение итогов – 3 мин.










Этапы уроков

Время

Ход урока

Слайды

Планируемые действия учеников

1

Оргмомент

0,5

 


 

2

Установочная беседа по теме урока

 

Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда –
керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, –
майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот
фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

С-3

 Слушают.
Смотрят

3

Изучение нового материала:
Знакомство с особенностью гжельской росписи.

 

Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да, прежде всего, своим цветом. Много десятилетий он одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор
– гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда прописана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.

А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

С-4




С-5







С-6,7








С-8








С-9

 Слушают.
Смотрят

4

Интерактив

1

У меня есть необыкновенный петушок, он любит задавать вопросы.

Отгадываем кроссворд: «Петушок»

С-10

Ответы учащихся

5

Выступление Мамонтовой Г.Б.

5

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

Сейчас на территории Гжельского куста работают много малых предприятий по изготовлению и росписи керамической посуды. Их создали и руководят ими, наши земляки, наши мамы и папы. Именно они смогли сохранить наш промысел в трудные дни и развивают Гжельский промысел сегодня.

С таким человеком я и хочу вас сегодня познакомить.

Мамонтова Галина Борисовна, в нашей школе учатся два ее сына, Иван и Дмитрий. Они расскажут нам о своем предприятии.



 Слушают,беседуют.

6

Физминутка

 

Выполните упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Упражнения повторите 8-10 раз.
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.
Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.


 

7

Актуализация знаний

 

Ребята прежде, чем мы перейдем к практической работе, посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному.
Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Попробуйте).

В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров. Необходимые таблицы на доске и у вас на столах.

С-12

 Повторяют за учителем «мазок на одну сторону» или «мазок тенями».

8

Практическая работа

 

Ребята, сегодня, мы разделились на две бригады, прошу выбрать бригадира. Каждая бригада будет расписывать свой сервиз, у меня на столе их два. Но вот незадача. Кто-то перепутал все предметы, и я не знаю как быть, может бригадиры мне помогут и рассортируют предметы по сервизам. ( бригадиры сортируют сервизы, а затем раздают их членам своих бригад для росписи)

На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками.

С -13

Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции. Слушают музыку.


Работа по заданному алгоритму

 

Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.


 

9

Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

 

Какие работы вам больше понравились? Почему?
– В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись?

Кому, какой рисунок по душе? Почему?

Попросим оценить работы наших мастеров семью Мамонтовых.


 Ответы учащихся


Домашнее задание

 

Рассмотреть посуду:
какая у нее форма, роспись, материал.
Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).


 

Приложение. На доске:

«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».

Б.М. Неменский,
академик, народный художник

«Работа хороша, если в ней польза и душа» (пословица)















hello_html_m6324c805.png



















hello_html_7d42f7df.png


Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2 урок по теме

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре.

 

Задачи урока:

1. Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его  применении; обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях.

2. Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций:  практических умений и навыков рисования с образца,  специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи.

3.Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, умению работать коллективно в группах.

Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

4. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

 

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Автор Карасева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 51233
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓