Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство
Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Тема: Искусство
Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2 урок по теме
Цель урока: воспитывать
нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и
культуре.
Задачи
урока:
1.
Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его применении;
обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла
и его особенностях.
2.
Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций:
практических умений и навыков рисования с образца, специальных графических
умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора
по мотивам гжельской росписи.
3.Способствовать
развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков
самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при
работе с красками, умению работать коллективно в группах.
Дать
возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4.
Воспитывать любовь к народным традициям, народному
творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие
эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками
создавать красоту.
Тип
урока:
усвоение и закрепление новых знаний.
Формы
организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства
обучения:
Для учителя: Компьютер,
проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А.
Горяева 5 класс, репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства,
таблицы, презентация, фонограмма мелодий и песен о Гжели.
Для учащихся: модель
для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой
карандаш, стирательная резинка.
Методы:
наглядно-иллюстративный,
вербальный, наглядно-практический.
План урока (45 мин):
- Организационный
момент.-0,5мин.
- Установочная
беседа по теме урока – 3мин.
- Изучение нового материала. Знакомство с
особенностью гжельской росписи - 5мин.
- Интерактив - 2
мин.
- Выступление Мамонтовой
Г.Б. – 6,5 мин.
- Актуализация
знаний – 3 мин
- Физминутка- 2 мин
- Практическая
работа. Работа по заданному алгоритму – 20мин.
- Заключительная
часть. Подведение итогов – 3 мин.
№
|
Этапы уроков
|
Время
|
Ход урока
|
Слайды
|
Планируемые действия учеников
|
1
|
Оргмомент
|
0,5
|
|
|
|
2
|
Установочная беседа
по теме урока
|
|
Сегодня мы продолжаем
разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи
традиции мы бережно храним.
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные
люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива.
Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали
воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые
столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к
простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был
необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди
научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины,
чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог
поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого
«керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, – майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой
глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.
|
С-3
|
Слушают.
Смотрят
|
3
|
Изучение нового
материала:
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
|
|
Гжель
(Гжельская керамика), изделия
керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая
Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и
животных, украшенных синей росписью.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да, прежде всего, своим цветом. Много десятилетий он одинаков: бело-синий.
Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда прописана тоненькой
кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей
поверхности.
А еще украшают
фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
|
С-4
С-5
С-6,7
С-8
С-9
|
Слушают.
Смотрят
|
4
|
Интерактив
|
1
|
У
меня есть необыкновенный петушок, он любит задавать вопросы.
Отгадываем
кроссворд: «Петушок»
|
С-10
|
Ответы учащихся
|
5
|
Выступление
Мамонтовой Г.Б.
|
5
|
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться
ею.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о
гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее
пределами.
Сейчас на территории Гжельского куста работают много малых
предприятий по изготовлению и росписи керамической посуды. Их создали и
руководят ими, наши земляки, наши мамы и папы. Именно они смогли сохранить
наш промысел в трудные дни и развивают Гжельский промысел сегодня.
С таким человеком я и хочу вас сегодня познакомить.
Мамонтова Галина Борисовна, в нашей школе учатся два ее сына, Иван и
Дмитрий. Они расскажут нам о своем предприятии.
|
|
Слушают,беседуют.
|
6
|
Физминутка
|
|
Выполните
упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Упражнения повторите 8-10 раз.
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и
влево.
Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем
в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.
|
|
|
7
|
Актуализация знаний
|
|
Ребята прежде, чем
мы перейдем к практической работе, посмотрите, как можно рисовать гжельскую
розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели
выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её
ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к
комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы
делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного
глубокого синего цвета к более бледному.
Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно
приподнимаясь над бумагой, – концом. (Попробуйте).
В своей росписи вы
можете использовать и различные приемы украшения бордюров. Необходимые
таблицы на доске и у вас на столах.
|
С-12
|
Повторяют за
учителем «мазок на одну сторону» или «мазок тенями».
|
8
|
Практическая работа
|
|
Ребята, сегодня, мы
разделились на две бригады, прошу выбрать бригадира. Каждая бригада будет
расписывать свой сервиз, у меня на столе их два. Но вот незадача. Кто-то
перепутал все предметы, и я не знаю как быть, может бригадиры мне помогут и
рассортируют предметы по сервизам. ( бригадиры сортируют сервизы, а затем
раздают их членам своих бригад для росписи)
На белом подмалевке
сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы, следите за
заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками.
|
С -13
|
Изображают,
составляют декоративно-сюжетные композиции. Слушают музыку.
|
|
Работа по заданному
алгоритму
|
|
Контроль
правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся,
испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.
|
|
|
9
|
Подведение итогов.
Выставка работ учащихся.
|
|
– Какие работы вам
больше понравились? Почему?
– В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись?
– Кому, какой
рисунок по душе? Почему?
Попросим оценить
работы наших мастеров семью Мамонтовых.
|
|
Ответы
учащихся
|
|
Домашнее задание
|
|
Рассмотреть посуду:
какая у нее форма, роспись, материал.
Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная,
сувенирная).
|
|
|
Приложение. На доске:
«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».
Б.М. Неменский,
академик, народный художник
«Работа
хороша, если в ней польза и душа» (пословица)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.