Тема: Равновесие в композиции
Цель:
Расширить знания учащихся о композиции
Задачи:
·
Совершенствовать умение
композиционного размещения и создание композиции на основе стихотворения
·
Развивать воображение и
фантазию
·
Воспитывать уверенность, инициативность
в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами
Тип урока:
комбинированный
Оборудование:
Учитель:
Флипчарт на тему «Композиция», бумага фА3 (цветная и белая), маркеры,
музыкальный ряд
Учащиеся:
гуашь, кисти, простой карандаш, резинка, баночка для воды, салфетка
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Проверка
готовности к уроку
2.
Определение темы урока
Задание:
Учащийся выходит к доске и расшифровывает ребус (флипчарт 1)
Учитель:
Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «композиция» и знаем, что сложно
изобразить любую картину без знаний о композиции.
3.
Закрепление
Учитель:
Давайте вспомним, что нам уже известно о композиции? Что означает слово
композиция? (составлять, сочинять) (флипчарт стр 2)
Задание: С
чем связана композиция?
Учащий
должен расположить жирафа на форматах и ответить на вопрос.
Учитель: Вы
легко справились с заданием. А если у нас будет ни один герой композиции, а
несколько? Как теперь связать изображение и формат? Послушайте фрагмент
стихотворения С.Я. Маршака «Багаж»
С.Я.
Маршак
Багаж
Дама
сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую
собачонку.
Выдали даме
на станции
Четыре
зелёных квитанции
О том, что
получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая
собачонка…
Задание:
Связать композицию и формат, расположив в них героев стихотворения.
Учитель:
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. (Приходят к выводу, что
составление композиции тесно связано с форматом).
4.
Объяснение нового
материала
Учитель:
Сегодня на уроке мы узнаем еще много нового о композиции. Вы познакомитесь на
занятии с понятием РАВНОВЕСИЕ в композиции. (Страница флипчарта)
Работа с
учебником, стр. 46.
Лист бумаги
– это домик для рисунка, но он еще похож на весы. Когда на чашах находится
одинаковый вес – это и есть РАВНОВЕСИЕ.
Создавая
композицию надо быть очень внимательным. Если ты на одной половине листа
нарисуешь большое изображение, а на второй половине нет, то рисунок будет
неуравновешенным. Посмотрите на страницу учебника. Нарушено равновесие или нет?
Как можно уравновесить бегемота и птичку? Придумайте свои решения.
Но рисунок
не настоящие весы. На настоящих весах бегемота может уравновесить бегемот или
предмет такого же веса. А на рисунке, оказывается, даже маленькая птичка может
уравновесить бегемота. Если убрать качели, то рисунок развалится на две части,
поэтому эти части надо соединить.(стр. 47)
Пример
применения весов в композиции приводится учителем на интерактивной доске.
Работа с
учебником – стр.51. Как
уравновесил художник свои композиции?
Работа в
группах.
Учитель: Я
предлагаю вам сейчас помочь художнику, который спешил и не успел закончить
рисунки. Поэтому они выглядят неуравновешенно. Дорисуйте их так, чтобы
равновесие было восстановлено. Группа первого ряда совещается и помогает на
рисунке клоуну. Группа второго ряда жонглеру, а группа третьего ряда
дрессировщику.
(Учащиеся
работают по восстановлению композиции маркерами на ф А3. Готовые композиции
вывешиваются на доске и обсуждаются)
Учитель: Композицию
можно назвать уравновешенной. Если при взгляде на нее у зрителя не возникает
желания что – то исправить.
На странице
флипчарта представлены три композиции художников (натюрморт, пейзаж, сказочно –
мифологический жанр), где показаны примеры равновесия.
5.
Самостоятельная работа
учащихся
- Сейчас
каждый из вас будет составлять собственную композицию и постарается применить в
ней РАВНОВЕСИЕ, так как героев у вас будет несколько. Вы уже умеете работать по
сюжетам сказок, а сегодня герои композиции живут в стихотворении.
КОШКА И МЫШКИ
Раз, два, три,
Четыре, пять
Мышки вышли
Погулять.
Тут к ним кошка
Из-за двери:
«Ой, глазам своим
Не верю!
Неужели это мыши?
Подойдите-ка
Поближе.
Что-то плохо
Вас я вижу.
Вы не бойтесь —
Не обижу».
А сама-то
Когти точит
И схватить
Мышонка хочет.
«Караул,
Спасайтесь, братцы!
Ни к чему нам
С кошкой знаться!»
Мышки быстро
Разбежались,
Кошке в лапы
Не попались.
(
Обсуждение стихотворения. Определение героев)
Учитель:
- Для
работы у нас сегодня будут необычные листы. Чем они отличаются от привычных
нам? (цветом)
- Как вам
работать на них? Давайте подумаем вместе?
- С чего
всегда начинается работа с красками? (с фона)
- А здесь
уже есть фон – он уже цветной!
- Значит
вам останется нарисовать героев композиции сначала простым карандашом
(используя овалы), а затем гуашью. Но так, как листы цветные, то надо помнить о
том, что цвета фона листа использовать нельзя. (пример на странице флипчарта)
Во время
самостоятельной работы учитель обращает внимание учащихся на типичные ошибки.
Индивидуально даются советы по выполнению композиции. Звучит музыка с подборкой
песен кошках.
6.
Завершение работы
Просмотр
работ проходит в классе. Композиции располагаются на стене. Критерии оценки:
- создание
равновесия в композиции
- работа с
гуашью
-оригинальность
композиции
Учащиеся
активно принимают участие в обсуждении композиций и выставлении оценок.
Выбирается лучшая композиция.
7.
Рефлексия
- Что
нового узнали сегодня о композиции?
- Что
больше всего понравилось на уроке?
Уходя с
урока, дети отмечают свое настроение на странице флипчарта с помощью
разноцветных мышек
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.