Главная / Начальные классы / Урок изобразительного искусства на тему "Красота деревянной игрушки" (3 класс)

Урок изобразительного искусства на тему "Красота деревянной игрушки" (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курганская основная общеобразовательная школа»



Урок изобразительного искусства.

Класс -3.

Программа «Школа России».

Тип урока – первичное предъявление новых знаний.

Тема урока: «Красота деревянной игрушки».


Цель урока: знакомство с историей создания русской матрёшки;

Задачи:

Образовательные:

-расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных особенностях;

-расширять знания детей об окружающем мире.

развивающие:

-развивать словарный запас, обогащать речь учащихся;

-развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению;

воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к родине и её народу;

-формировать ценностное отношение к труду;

-формировать эмоционально- положительное отношение к предмету.

Формирование УУД:

-самостоятельный поиск и выделение необходимой информации к данному уроку;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности;

-формирование умения организовывать учебную деятельность в сотрудничестве с учителем;

-формирование чувства гордости за свою страну, уважать её историю и традиции.


Аннотация к уроку.

Данный урок используется при прохождении нового материала по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе. На этом уроке дети знакомятся с основными центрами по изготовлению и росписи русской игрушки- сувенира – деревянной матрёшки. На примере этих росписей учащиеся расписывают каждый свою авторскую матрёшку, но применяет в узоре элементы растительности своей местности. Данный урок воспитывает любовь и уважение к своему народу.


Оборудование: проектор, экран.

Наглядный материал: презентация к занятию;

таблички с названиями центров (Семёново, Загорск, Полхов-Майдан);

игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полхов-Майдана;

Раздаточный материал: карточки с кроссвордом;

гуашь, краски, кисти, стаканчики с водой, заготовки эскизов матрёшек из бумаги;

Музыкальное сопровождение: русские народные песни;

Литературное сопровождение: народное творчество (стихи, загадки).

Ход урока:

I. Включение в учебную деятельность..

Учитель. О чём мы сегодня с вами будем говорить, догадайтесь. Отгадайте загадку.

Загадка.

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко…

Это… русская … (Матрёшка)

Ученик. Матрёшка!(2 слайд)

Учитель. Молодцы!

II. Актуализация знаний учащихся.

Ученик. Чтение стихотворения С. Жулькова «Русская матрёшка»

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне, что много лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец.

Неба синь блеснул в ее глаза.

И пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну, так что ж, гуляй по свету,

Весели себя, честной народ…

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава,

О безвестном мастере – творце!

Учитель. У кого дома есть народные декоративные игрушки?

Нравятся ли они вам и почему? (Дети принесли игрушки из дома и высказывают свое мнение о них.)

III. Работа над н\м.

Учитель. Сегодня мы узнаем много нового о русской матрёшке и сами попробуем себя в роли художников, исполняющих роспись матрёшек.

Разные бывают на свете куклы – из дерева и материи, из глины , резиновые и стеклянные. А есть особые куклы- матрёшки. Их знают во всех городах и сёлах. А когда иностранцы бывают в России, они всегда с собой увозят исконно русский сувенир- деревянную матрёшку. (3 слайд кукла из Японии) Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

(4 слайд. девочка с петухом) И вот у нас в России первая матрёшка появилась в Москве более 100 лет назад. Мастер Василий Звёздочкин сделал куклу в облике девочки- подростка, одетой в зелёную кофту и сарафан. В руках она держала чёрного петуха и всем улыбалась.

Первым расписал русскую матрешку более 100 лет назад Сергей Васильевич Малютин. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Переодели в русский костюм заморскую куклу, наложили румянец -яблочки, так и захотелось назвать ее русским именем Дуняша? Маняша? Матрёна?

Вот видимо от имени Матрена и появилось ласковое название куклы – матрёшка. Кукла раскрывалась, а в ней находились сёстры. Всего было восемь кукол.

(5слайд на ярмарке) В основном матрёшек продавали на ярмарках .

По видам росписи матрёшки делятся на загорские (сергиевопосадские), семёновские и полхов- майданские.

IV. Проверка домашнего задания – исследование.

Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание для каждой группы провести небольшое исследование : найти стихотворение о матрёшке, подготовить материал из литературы о данной матрёшке, попытаться найти эту матрёшку в натуральном виде и дать советы родителям, убедить их в том, чтобы они обязательно купили её своему ребёнку. Я вижу, что вы сумели справиться с этим заданием, и мы сейчас вас послушаем.

(6 слайд загорская матрёшка) 1 группа вам слово.

Загорская матрёшка.

Дети (читают стих хором)

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка. (В.Берестов).

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская или сергиевопосадская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Вытачивают её на токарном станке. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, — остается след-лепесток или лиcток. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использовав приём тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика. А ещё мы узнали из книг, что одна только фабрика Сергиева Посада за год выпускает столько матрёшек, что если их поставить в один ряд, то деревянная компания вытянется от этого города до Москвы!

Советы родителям

Матрешка — замечательная игрушка. Прежде всего, она привлекает ребенка, как кукла. Но кукла эта оказывается с сюрпризом — играя с ней, ребенок обнаруживает в ней целое кукольное семейство он удивляется и этому радуется. Родителей мы просим пробрести такую игрушку для своего ребёнка. Ведь так можно учить ребёнка считать.

Учитель. Спасибо за выступление.

2 группа вам слово.

Семёновская матрёшка.

Дети (читают стих хором)

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Знают все, как их зовут.

(7 слайд семёновская матрёшка) Давайте попутешествуем в небольшой городок Семенов, что в Нижегородской области, на родину знаменитой «золотой» Хохломы. Там, наряду с яркой посудой, делают игрушки и расписывают их в традиционном «травном» стиле.

Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие.

Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

Советы родителям

Мы советуем родителям приобрести эту игрушку для своего малыша.

Собирая и разбирая матрешку, малыш получает и усваивает первые знания о форме, о величине, о том, что целое можно разделить на части, он знакомится с разными цветами и конечно же учится считать. Поэтому матрёшка обязательно должна быть в игрушечном шкафу ребенка.

Учитель. Спасибо за выступление.

3 группа вам слово.

(8 слайд полхов-майданская матрёшка)

Дети (читают стих хором)

Полхов- Майданская матрёшка.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все ее загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки…

Ее младшие сестренки.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрёшку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрёшек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Советы родителям

Мы предлагаем родителям купить эту игрушку. Ведь она станет отличным подарком для вашего ребёнка. И ещё она украсит интерьер вашей квартиры. Мы прочитали в одной книге, что матрёшка- это символ счастья. Она приносит в дом дружбу и любовь, счастье и благополучие.

Учитель. Спасибо за выступление. А сейчас проведём игру и проверим как вы запомнили отличия матрёшек.

V. Игра «Угадай по описанию»

Учитель: Догадайтесь, о какой матрёшке идёт речь:

На этой матрёшке ярким цветом чётко обозначены края головного платка, кофты, сарафана, фартука. Две пряди волос прячутся под платок. Платок завязан узлом. Губки бантиком. (Загорская матрёшка).

Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Форма тела заужена внизу. По краю платка кайма с цветочными бутонами . (Семёновская матрёшка).

У этой матрёшки особый стиль декоративной росписи: у неё нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами и ещё у неё есть кудряшки. Форма матрёшки вытянутая (Полхов-Майданская матрёшка).

Физминутка. (девочки в наряде матрёшек исполняют частушки), всем можно потанцевать.

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём.

Очень любим мы частушки,

Мы от них не устаём.


Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам идём.


Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.


Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.


Мы частушек много знаем, (хором)

Исполнять их обожаем.

Только время подошло,

Может, свидимся ещё.

VI. Продолжение работы по теме.

Представим, что мы в мастерской художника. Мы распишем свою матрёшку, авторскую, непохожую ни на какую из этих.

Но сначала давайте определим какая сегодня у нас тема урока. А поможет вам игра «Четвёртый лишний».

(на доске 3 столбика со словами, найди лишнее слово)

Декабрь г.Пермь Пенал

Кисточка п.Курган Ручка

Январь г.Соликамск Тетрадь

Февраль г.Чердынь Матрёшка

Догадайтесь по этим словам, какая тема урока.

Молодцы , тема урока «Роспись Курганской матрёшки»

Скажите цель урока.

Ученик .Научиться рисовать курганскую матрёшку.

Учитель. Скажите, а какие элементы растительного узора мы будем применять к нашей матрёшке? Если мы рисуем курганскую матрёшку, значит растительный узор нашей местности. А какие цветы можно нарисовать на переднике матрёшки?

Ученик. Ромашки, колокольчики, одуванчики и другие. (9 слайд)

Учитель. А ещё что можно нарисовать?

Ученик. Ягоды малины, черники, рябины, смородины и другие. (10 слайд)

Учитель. Молодцы.

VII.Самостоятельная работа. (звучат русские народные песни)

VIII. Итог урока.

-Что нового ты взял для себя с урока?

- Что было самое интересное?

- Чему научились?

IX. Выставка работ учащихся. (работы выставлены на доску)

Учитель. Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрёшка отличается своей оригинальностью и декоративностью. Умнички! А вот это моя матрёшка, которую я нарисовала. (11слайд).

X.Работа по синквейну.

Каждая группа составляет свой синквейн.

Матрёшка.

Яркая, красивая.

Веселит, радует, продаётся.

Я хочу эту игрушку.

Матрёшка- русский сувенир и т.д.

XI. Д\з. разгадать кроссворд . (задание для каждой группы)

XII.Рефлексия.

- В чём испытывал трудности?

-Чем ты можешь поделиться с родителями, придя домой?

-Помогал ли ты своей группе?

-Как бы ты оценил свою работу?

Учитель. Спасибо всем за работу.


Список использованных источников:

1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы М.: Владос: 2004г.

2. Безбожный В.Хрестоматия по литературе для 1- 4 классов Р.-на- Дону- 2004г.

3. Интернет- ресурсы.
















Урок изобразительного искусства на тему "Красота деревянной игрушки" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: знакомство с историей создания русской матрёшки;

Задачи:

Образовательные:

 -расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных  особенностях;

-расширять знания детей об окружающем мире.

развивающие:

-развивать словарный запас, обогащать речь учащихся;

-развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению;

воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к родине и её народу;

-формировать ценностное отношение к труду;

-формировать эмоционально- положительное отношение к предмету.

Формирование УУД:

-самостоятельный поиск и выделение необходимой информации к данному уроку;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности;

-формирование умения организовывать учебную деятельность в сотрудничестве с учителем;

-формирование чувства гордости за свою страну, уважать её историю и традиции.

 

Аннотация к уроку.

 

Данный урок используется при прохождении нового материала по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе. На этом уроке дети знакомятся с основными центрами по изготовлению и росписи русской игрушки- сувенира – деревянной матрёшки. На примере этих росписей учащиеся расписывают каждый свою авторскую матрёшку, но применяет в узоре элементы растительности своей местности. Данный урок воспитывает любовь и уважение к своему народу.

Автор Калинина Вера Александровна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 371
Номер материала 5114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓