МБОУ Скорудумовская СОШ Каменского района
Ростовской области
Урок изобразительного искусства
Тема:
«Исторический жанр. Сцены сражения »
7 класс
Разработала:
Фёдорова Светлана Николаевна
Учитель изобразительного искусства и черчения
Адрес школы: Ростовская область, Каменский район х. Старая
Станица
Цели урока
Развивать художественно-творческие способности обучающихся,
образное и ассоциативное мышление; практические умения и навыки художественной
деятельности, изображения по представлению.
Формировать знания о пропорциональном изображении фигуры
человека, о правилах изображения фигуры в движении, об изменении центра тяжести
во время движения человека, умение грамотно компоновать рисунок .
Воспитывать патриотизм, уважение к поколению победившему в ВОВ, .
В результате изучения темы данного урока ученик должен
Знать/понимать
·
Основные правила
пропорционального изображения фигуры человека в движении;
·
Особенности изображения
многофигурной композиции;
·
Выдающегося художника –
баталиста М.Б.Грекова, нашего земляка;
·
Значение победы в Великой
Отечественной войне для истории России,
·
Основы изобразительной
грамоты (пропорции, перспектива, объем, композиция);
Уметь
·
Применять художественные
материалы (гуашь) в творческой деятельности;
·
Анализировать образный
язык батальных картин и определять средства выразительности (объём, светотень,
перспектива)
·
Узнавать изученные
репродукции;
·
Использовать приобретённые
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
План урока
1.
Организационный момент
урока – 2 мин.
2.
Объяснение нового
материала – 5 мин.
3.
Вводный инструктаж – 3
мин.
4.
Самостоятельная работа
учащихся – 27 мин.
5.
Подведение итогов,
завершение урока – 3 мин.
Оборудование урока: репродукции, фото, пособия с поэтапным показом
выполнения конструктивного рисунка, аудиозаписи военных песен, магнитофон,
примерные работы.
Ход урока
1. Здравствуйте ребята. Вот уже 70
лет мы живем в мире, не зная, что такое война.
И хочется верить,
никогда не узнаем этого. Наш народ победил, высокой ценой отстояв право на
мирную жизнь. Поэтому так и дорожим и должны дорожить памятью, героическим
примером всех отдавших жизнь за Победу. Среди них был Александр Матросов и Зоя
Космодемьянская, молодогвардейцы города Краснодона во главе с Олегом Кошевым и
многие-многие другие. Они шли на смерть, движимые чувством патриотизма,
искренним желанием добра своей Отчизне.
Тема нашего
урока связана с Великой Отечественной войной. «Сюжет сражения. Исторический
жанр».
В
изобразительном искусстве тема войны, защиты Родины, героизма, подвига не
случайна, потому что характер человека ярче всего раскрывается в критических
ситуациях.
(Демонстрирую
репродукции картин и анализирую их вместе с детьми).
Все эти
произведения относятся к историческому жанру. Почему? (ответы
учащихся). Создавая эти произведения, художник обращается к прошлому Родины, к
её острым проблемам.
Изображение
сражения, битвы, относится к батальному жанру. (От французского
слова батале – битва), который рассматривается как разновидность
исторического жанра. В этом жанре была создана знаменитая панорама
«Сталинградская битва». На ваших столах лежат репродукции этой панорамы.
Рассказ
ученика о художнике – баталисте М.Б. Грекове.
Родился художник
в 1882 году на Дону. Работал только в батальном жанре. Посвятил этой работе всю
свою жизнь. Изображал времена ожесточенной классовой борьбы на Дону,
гражданскую войну, участником которой был сам. Неизменно проявлял интерес к
армейскому походному быту. Создавая рисунки и акварели на темы фронтовой жизни.
Задача урока. Изображение многофигурной
композиции, сцены сражения в годы ВОВ.
Прежде всего
перед вами стоит задача – изобразить нескольких человек во время боя, в момент
сильнейшего эмоционального подъема.
Нам
необходимо вспомнить несколько правил изображения человека, пропорции фигуры
человека:
(показ пособия
"Пропорции человека")
1. середина фигуры.
2. высота головы по отношению ко
всему росту.
3. длина рук.
4. ширина плеч
(методические
указания даю, используя пособия «Пропорции фигуры человека" ).
При выборе
эпизодов вспомните литературные произведения о войне, кинофильмы, которые вы
видели, а может быть в вашей семье из поколения в поколение передается семейная
история о ком-то из родственников, участвовавших в сражениях за Отечество.
Вопрос. Скажите как лучше
расположить лист? горизонтально или вертикально? Необходимо наметить линию
горизонта.
Методический
инструктаж перед работой.
1. Располагаю свой лист на
доске, намечаю на нем линию горизонта и вывешиваю фигуры, располагаю их
правильно неправильно. Задаю вопрос о правильной композиции рисунка. (Рисунок
1).
2. Показываю схематичную модель
фигуры человека и рассказываю как можно ею воспользоваться во время работы,
определить движение фигуры.
Практическая работа учащихся.
Звучат песни военных лет.
Во время практической работы
показываю несколько примерных работ. Виду фронтальную и индивидуальную работу с
учащимися.
На этапах работы показываю удачные
работы учащихся, указываю на их достоинства. Предупреждаю типичные ошибки.
Подведение итогов урока.
Рефлексия:
- Сегодня мы познакомились еще с
одним жанром изобразительного искусства. Каким?
……………… Ответы учащихся.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем вы руководствовались при
выполнении рисунка?
Учащиеся выставляют свои работы и
анализируют их. Учитель совместно с учениками выставляет оценки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.