Главная / ИЗО, МХК / Урок ИЗО в 5 классе Красота земли родной

Урок ИЗО в 5 классе Красота земли родной

Тема: Цветы и птицы гжели.

5 класс

Цели:.

  1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообра­зием ее посудных форм, особенностью росписи.

  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

  3. Развивать творческую активность, навыки работы с художе­ственными материалами (гуашь, акварель).


Материалы: ПК, проектор, цв.иллюстрации

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку

2. Знакомство со цветными иллюстрациями .

- Что вы видите на этих иллюстрациях? ( башкирская роспись, гжельская роспись)

- Что можете о них рассказать?

3. Сообщение темы

II. Новая тема

1. Вводная беседа

- Из чего делают посуду, кувшины?

- Знакомо ли вам слово – Керамика?

Это слово произошло от Грече­ского «керамос», что значит глина.

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной гли­ны, - майолика.

Фаянсовая посуда - из белой глины.

А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из необыкновенно белой глины.

Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гон­чарный район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы качественных глин, удобное расположение дере­вень у Касимовского тракта и близость к Москве создали благо­приятные условия для развития в Гжели керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь кирпичом, из­разцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными игрушками. На протяжении XVIII-XIX веков гжельскими мастерами были освоены все основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор.

Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зару­бежные страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.

Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасни­ки, кувшины, блюда, вазы, чайники. А малая пластика представле­на фигурками животных и людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.

У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и детализации формы, понимания ее пропорций. Но технология изготовления изделий, характер орнаментации всегда' остались не­изменными, и это в искусстве старинного промысла стало главной традицией.



Знакомство с особенностью гжельской росписи.

ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промы­слов Московской области, центром которых была бывшая Гжель­ская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получи­лась роспись!

Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изобра­жена крупно, широкими мазками. А иногда напи­сана тоненькой кисточ­кой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Быва­ет и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отли­чаются от других. Это квасники - декоративные кувшины с кольце­видным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках: кум.чшы -подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кув­шины, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они не­обычные - веселые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.


III. Самостоятельная работа

- Представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы использования стилизованных цветов, растений и т. п.


Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник, блюдо) и расписать его под «гжель».

IV. Рефлексия

  • С какой росписью вы сегодня познакомились?

  • Что характерно для гжельской росписи?

  • Скажите, ребята, какие виды керамики были освоены гжель­скими мастерами?

(Майолика, фарфор, полуфаянс, фаянс.)


Урок ИЗО в 5 классе Красота земли родной
  • ИЗО, МХК
Описание:

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему "Цветы и птицы гжели ".

На уроке учащиеся знакомятся с гжельской керамикой, разнообра­зием ее посудных форм, особенностью росписи.И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

 

 

 

Автор Муксинова Винария Радомасовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1098
Номер материала 20892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓