Главная / ИЗО, МХК / Урок ИЗО по теме "Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия".

Урок ИЗО по теме "Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия".

Название документа pril.docx

hello_html_m498d1f0a.gif




















































Приложение №1



Загорская матрёшка( Сергиев-Посадская)

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрёшку с петухом в руках. Загорская матрёшка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают её по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрёшки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляют простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остаются след-лепесток или листок. А круглую середину цветка или «горох» можно получить, использованием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрёшку лаком. От этого она становится ещё ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Поэтому-то, наверное, и любят матрёшку все, от мала до велика.



Семёновская матрёшка.

Семёновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, берёзы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.


Выточенное изделие – бельё – по форме похожа на загорскую, но несколько заужена к низу. А вот расписывают её иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрёшку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрёшка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» чёрной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семёновской матрёшки). Затем рисуют овал, в котором в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведётся анилиновыми прозрачными красками жёлтого, красного, малинового, зелёного, фиолетового цветов. И, наконец, матрёшку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрёшка.


Полхов – майданская матрёшка.

Это соседка семеновской матрёшки. А вытачивают её в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа – грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у семёновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрёшку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрёшек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрёшек. Известны белорусские матрёшки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрёшки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрёшки и много-много других.




Приложение №2


Загорская матрешка


рис3

Элементы росписи загорской матрешки

рис7


Семеновская матрешка

рис2

Элементы росписи семеновской матрешки

рис6














Полховско-майданская матрешка


рис4


Элементы росписи Полхов-Майданской матрешки


рис5


Элементы росписи лица



рис9

рис8



Орнамент на рукавах

рис1


Первая матрешка

11



Современные росписи матрешек


72222

















Приложение №3


Самооценка автора:


1) Что хотел передать?

2) Что получилось?

3) Достиг ли цели?

4) В чём затруднялся?

5) Как преодолеть затруднения?

6) С каким настроением работал?

7) Как оцениваете?


Название документа Презентация к уроку ИЗО Матрешка.pptx

Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянн...
Урок изобразительного искусства 6 класс Тема: Русская матрёшка – символ любви...
Цель урока Углубить, матрешка, народное искусство, народная декоративная игру...
Цель урока Воспитывать любовь к народному искусству; Углубить знания о русск...
Как появилась Матрёшка? Первая русская матрешка была выточена и расписана в м...
Как появилась Матрёшка? Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Вас...
Сергиево-Посадская матрешка (загорская) Элементы росписи загорской матрешки
Элементы росписи семеновской матрешки Семеновская матрешка
Полхов - Майданская матрешка Элементы росписи Полхов-Майданской матрешки
Все они матрёшечки, Все они милёшечки, Все с аленькими щёчками, Под пёстрыми ...
1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке? 2. Что нов...
У меня большой букет занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка бутон...
Рисунки современной росписи матрёшек
Домашнее задание Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской м...
Спасибо за внимание!
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные
Описание слайда:

Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская … Матрёшка

№ слайда 3 Урок изобразительного искусства 6 класс Тема: Русская матрёшка – символ любви, д
Описание слайда:

Урок изобразительного искусства 6 класс Тема: Русская матрёшка – символ любви, дружбы и благополучия.

№ слайда 4 Цель урока Углубить, матрешка, народное искусство, народная декоративная игрушка
Описание слайда:

Цель урока Углубить, матрешка, народное искусство, народная декоративная игрушка, познакомить, особенности форм и росписи, научить.

№ слайда 5 Цель урока Воспитывать любовь к народному искусству; Углубить знания о русской
Описание слайда:

Цель урока Воспитывать любовь к народному искусству; Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек; Научить расписывать бумажные силуэты матрешек.

№ слайда 6 Как появилась Матрёшка? Первая русская матрешка была выточена и расписана в моск
Описание слайда:

Как появилась Матрёшка? Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

№ слайда 7 Как появилась Матрёшка? Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Васили
Описание слайда:

Как появилась Матрёшка? Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Девочка в платке и в сарафане с чёрным петухом в руках. В ней мальчик, а в нём опять девочка – 8 фигурок.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Сергиево-Посадская матрешка (загорская) Элементы росписи загорской матрешки
Описание слайда:

Сергиево-Посадская матрешка (загорская) Элементы росписи загорской матрешки

№ слайда 11 Элементы росписи семеновской матрешки Семеновская матрешка
Описание слайда:

Элементы росписи семеновской матрешки Семеновская матрешка

№ слайда 12 Полхов - Майданская матрешка Элементы росписи Полхов-Майданской матрешки
Описание слайда:

Полхов - Майданская матрешка Элементы росписи Полхов-Майданской матрешки

№ слайда 13 Все они матрёшечки, Все они милёшечки, Все с аленькими щёчками, Под пёстрыми пла
Описание слайда:

Все они матрёшечки, Все они милёшечки, Все с аленькими щёчками, Под пёстрыми платочками, Нарядные, пригожие, Чуть на меня похожие.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке? 2. Что нового
Описание слайда:

1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке? 2. Что нового о них узнали? Вопросы для самопроверки

№ слайда 19 У меня большой букет занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка бутонов.
Описание слайда:

У меня большой букет занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка бутонов. Узнай матрёшку У меня русский сарафан, светлые волосы выглядывают из-под платка, по краю платка-кайма, на переднике узор. У меня большой букет занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка небольших бутонов. У меня нет платка, сарафана и фартука. В овале лицо, а всё остальное занято крупными яркими цветами. Есть чёрные кудри. Семёновская матрёшка Загорская матрёшка Полхов - Майданская матрешка

№ слайда 20 Рисунки современной росписи матрёшек
Описание слайда:

Рисунки современной росписи матрёшек

№ слайда 21 Домашнее задание Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матр
Описание слайда:

Домашнее задание Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матрёшке.

№ слайда 22 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Название документа матрешка символ.doc



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»











Тема "Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия".

Урок ИЗО















Подготовил Федин Виктор Александрович

учитель ИЗО















г. Исилькуль 2014г



Урок ИЗО по теме "Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия".

Художественно-педагогическая цель: создать условия для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.

Задачи:

Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к  народному мастеру, создающему красоту на радость людям. 

Образовательная: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Загорска, Семенова, Полховского Майдана.

 Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек.

 Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование:  

- папка с раздаточным материалом (детали матрёшки);

- записи народных песен “Светит месяц”, “ Во поле берёзка стояла”, “Русская матрёшка” (слова Жулькова, музыка В. Казенина);

- раздаточный материал “Образцы росписи”, динамическая таблица приёмов росписи, плакат “Где труд, там и счастье”;

- деревянные матрёшки;

- плакаты с изображением матрёшек загорской, семёновской, полховско-майданской;

Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, гуашь, баночка для воды, сундучок, короб.

Для учителя:  матрёшки (Загорска, Полховский - Майдан, Семенов), презентации "Русские  матрёшки", "Технологическая последовательность изготовления матрешки".



Ход урока:

  1. Организационный момент.


Ребята за столами по группам (3 вида матр. 3 группы) (загорская, семёновская, полхово-майданская)


Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

- Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.


Учитель: Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. Достает короб. Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?


Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка). (Слайд 1)

Учитель: Тема нашего урока: «Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия» (слайд 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Над чем мы будем сегодня работать?





-как можно сформулировать цель урока?

Постарайтесь это сделать с помощью слов, записанных на доске.

Мы будем рисовать русскую матрёшку, любимую всеми игрушку, которую как сувенир дарят на память.



Формулируют цель :

Углубить, матрешка, народное искусство, народная декоративная игрушка, познакомить, особенности форм и росписи, научить.

  1. Сообщение темы и целей урока. Презентация. (Слайд -3-4)


3. Изучение теоретического материала (Слайд 5-15)


1. Проблемный вопрос.

а) Откуда появилась матрёшка?(У матрешки дед – японец.)

б)  Первая русская матрёшка: какова она и кто её автор?

(Рассказ ученика). Презентация.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок.

Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

-Так кто же автор русской матрёшки?

Учитель:

-Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селе Полховский Майдан.

4. Самостоятельная работа 20 мин.


Звучит народная музыка.

Учитель: А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия, ваша задача – попытаться создать свою матрёшку. Каково предназначение вашей матрёшки? (сувенир, подарок и т.д.) Перед тем как начнёте работать, подумайте, кому вы свою матрёшку подарите с пожеланием счастья и благополучия. А чтобы она получилась красивая, мы будем её рисовать под музыку.

Группам раздается раздаточный материал по правильному поэтапному выполнению матрёшки.


Последовательность выполнения работы:

1. Обведи по контуру матрешку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисуй платок.

4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

7. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.


5.Итог работы.

Оценка деятельности. Рефлексия.

Ребята, наша работа подходит к концу. Закрепите свои рисунки на магнитной доске. Давайте посмотрим, решили ли мы те задачи, которые поставили перед собой в начале работы.

Получились ли у вас матрёшки такими, какими вы хотели изобразить их.

Какими у вас получились матрёшки? Сумели ли вы передать своё видение выразительных и цветовых средств, своё отношение к изображаемому.

Сумели ли выразить свои чувства и переживания, то радостное настроение, которое матрёшка должна нести.


Самооценка автора:

1) Что хотел передать?

2) Что получилось?

3) Достиг ли цели?

4) В чём затруднялся?

5) Как преодолеть затруднения?

6) С каким настроением работал?

7) Как оцениваете?


6. Вывод. Домашнее задание.

Закрепление знаний о матрешке.

Вопросы:

1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке?

2. Что нового о них узнали?

(Слайд13)

(Слайд 14). Узнай матрёшку.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать всё новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается, и по сей день.

Рисунки современной росписи матрёшек. (Слайд15)

Д/з: Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матрёшке (Слайд 16)





5



Урок ИЗО по теме "Русская матрешка – символ любви, дружбы и благополучия".
  • ИЗО, МХК
Описание:

Художественно-педагогическая цель: создать условия для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.

Задачи:

Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к  народному мастеру, создающему красоту на радость людям. 

Образовательная: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Загорска, Семенова, Полховского Майдана.

 Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек.

 Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Оборудование:  

- папка с раздаточным материалом (детали матрёшки);

- записи народных песен “Светит месяц”, “ Во поле берёзка стояла”, “Русская матрёшка” (слова Жулькова, музыка В. Казенина);

- раздаточный материал “Образцы росписи”, динамическая таблица приёмов росписи, плакат “Где труд, там и счастье”;

- деревянные матрёшки;

- плакаты с изображением матрёшек загорской, семёновской, полховско-майданской;

Для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисть, гуашь, баночка для воды, сундучок, короб.

Для учителя:  матрёшки (Загорска, Полховский - Майдан, Семенов), презентации "Русские  матрёшки", "Технологическая последовательность изготовления матрешки".

 

Автор Кирейто Наталья Михайловна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 2677
Номер материала 4867
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓