Урок
изобразительного искусства. 2 класс
Тема.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. ЗАГАДОЧНЫЙ СИНИЙ ЦВЕТ ГЖЕЛИ.
Цель: ознакомление
с произведениями народного декоративно-прикладного искусства художественной
росписью по фарфору – Гжель.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с росписью
Гжели,
особенностями росписи посуды и закономерностями композиционного решения узора;
Развивающие:
- Развивать умения
самостоятельно составлять узор в прямоугольнике используя основные элементы
росписи;эмоциональную
сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства;
рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как
показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений
на уроке;
-Формировать регулятивные компетенции
через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию,
контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативные умения обучающихся через организацию коллективной
и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства в росписи Гжели:
цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающий мир.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи ,
-
самостоятельное создание алгоритма деятельности,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого
характера.
Коммуникативные УУД:
- расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности,
- развитие эмоционально позитивного отношения к процессу
сотрудничества,
- умение договариваться, находить общее решение, взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы,
обдумывание
замысла, выполнение работы,
- выражение в словесной форме образного смысла творческой
коллективной работы,
- оценивание результата своего труда.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Для учителя:
- доска;
- презентация «Гжель»;
- предметы с росписью Гжели;
- образцы работ с росписью;
- силуэт цветка гжели и
элементов росписи;
- видеофрагмент ЦОР Приёмы
росписи народных мастеров. Гжель. (№ 137053)
- запись музыки в русском
народном стиле.
Для учащихся:
1. заготовки
картонных тарелочек для работы в группе,
2. акварельные
краски,
3. кисти,
4. баночка
для воды.
Ход урока.
I. 1.
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку и займите свои
места.
2. Мотивационный этап
Учитель: Ребята, мне бы хотелось знать с каким настроением вы пришли на
этот урок. Для этого проведём тест «Настроение». Выберите из лежащих у вас на
столах схем настроения, соответствующую вашему настроению: радостное, грустное,
раздражительное, равнодушное.
Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их
настроению. Показывают учителю.
радость, раздражение
удовольствие.
удивление равнодушие
II. Беседа о
народном промысле Гжели.
Что
ж, давайте по
порядку
Загадаю вам
загадку
Кто быстрей
ответ найдёт,
Тот
первым тему нашего урока назовёт:
Сине-голубые
розы, листья, птицы.
Увидев нас впервые, каждый
удивится.
Чудо на фарфоре - синяя купель.
Это
называется очень просто - . . . Гжель. (1
слайд)
Голубой - цвет неба, синий – цвет воды,
Белый- цвет от снега, что укрыл сады.
Соберём в один букет синий,
белый, голубой…
Я открою вам секрет-это Гжель, друг
мой.
(2 слайд)
Загадочный
синий цвет Гжели.
Давным – давно, тысячи
лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и
заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал
горшок. Прошло ещё немало времени, может быть целые столетия, и люди додумались
обжигать их на огне для прочности. Горшок берегли как самое дорогое, он был
необходим. В нём варили еду , хранили воду, съестные запасы. Шли века… И
люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду. Глиняную
посуду стали называть керамикой. Это слово произошло от греческого
«керамос»- что означает глина. Каждый из нас ежедневно встречается с
необыкновенной на вид глиняной посудой. (3 слайд)
Гжель - старинное село на
берегу реки Гжелки, расположенное в 60 км от Москвы. Здесь располагаются
богатейшие залежи глин, издавна жили гончары. Своё название деревня получила от
слова « жгель», т. е. жечь или обжечь. Первые упоминания в летописях об этих
краях восходят ещё ко времени правления Ивана Калиты. Изначально ещё в
стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими
красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные,зелёные. Только в 20 веке
она стала выполняться синим кобальтом. Много существует сказок и преданий о том
,как появилась сказочная посуда, которую называют
Гжель.
Поверить
трудно: неужели
Всего два цвета?
Чудеса!
Вот так художники
из Гжели
На снег
наносят небеса! (4 слайд)
Далее знакомство с Гжельской
росписью. (5-8 слайды).
Самый излюбленный узор гжельская
роза агашка. Она может быть изображена и крупными мазками и маленькой
кисточкой. Бывает и так самой розы нет, а есть только лепестки. Агашка –цветок
удивительный и улыбался он вместе с мастерами- гжельцами и печалился вместе с
ними, радости и беды переживал. А бед было немало. Ко времени Великой
Отечественной войны промысел угас и казалось насовсем. Который год пылала
Родина в огне, в смертельной схватке сошлись Россия и Германия. Вот в это время
над умирающей Гжелью склонился с любовью, будто бы над матерью своею, лекарь-
учёный Александр Салтыков и художница Наталья Бессарапова. И ожила
Гжель. Да не слепой старухой, а синеокой белолицей красавицей, среди развалин,
голода и смерти - возрождение. Теперь мы привыкли видеть эту красавицу по всему
белу свету.
III. Работа в
группах.
1. Инструктаж
о правилах работы в группе (9 слайд)
- Вы уже на уроках изобразительного искусства работали в парах. Давайте, вместе
определим правила работы в группе:
1. Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом.
2. Распределить обязанности по выполнению задания между собой.
3. Считаться с мнением друг друга.
4. Оказывать друг другу помощь.
5. Соблюдать правила безопасного труда.
2. Составление
композиционных схем – узор в прямоугольнике для подноса.
Создать
проблемную ситуацию с размещением основного цветка в росписи на подносе.
IV. Просмотр
видеофрагмента ЦОР
Приемы
росписи народных мастеров. Гжель (N 137053)
V.
Физкультминутка.
Видеофрагмент
пальчиковой гимнастики
VI.
Самостоятельная работа учащихся в группе.
Роспись подноса с
использованием основных мотивов гжельской росписи.
Тихо звучит
русская народная музыка.
VII.
Подведении итогов и оценка работ.
Выставка работ.
Учитель:
- Скажите, ребята, получилось ли у вас выполнить поставленные задачи?
Что вам помогло в выполнении этой работы?
VIII.
Рефлексия.
-
Вот и подошёл к концу наш урок. Вы пришли на него с разным настроение, а с
каким настроением вы уйдёте?
Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению
в конце урока. Показывают учителю. Учитель проводит анализ результатов теста.
Я желаю вам, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.