Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)"

Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ __конспект к уроку.doc

Тема: Изменение имен прилагательных по  падежам

 

Тип:     урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

               Выявить особенности склонения этих частей речи.

           2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

                об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  

                прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

                животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

 

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

 

Оборудование: Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска, мультимедийный проектор; презентация к уроку.

 

                                                                     Ход урока.

 

  1. Мотивация учебных действий

- Легкий или трудный для вас урок русского языка?

-Почему?

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд-2          

  Виды речевой деятельности:

·         Говорим

·         Читаем

·         Пишем

·         Слушаем                                     

- Что вам на уроках делать легче?

- Почему?

- Что труднее?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

 

Слайд-3                  

  «Мудрым никто не родился, а научился»                                       

-Как вы понимаете эту пословицу?

- Какой раздел русского языка мы начали изучать?

Слайд-4                

 Имя прилагательное                                              

    2.Чистописание и актуализация знаний.

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

- Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?

Слайд-5

- Назовите какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.                                   

-Как найти окончание в слове?

-Отличаются ли окончания в именах прилагательных от окончаний имен      существительных?

слайд-6

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Слайд-7                

 Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. 

 -Посмотрите, что общего в этих словах?                                    

( Все слова им. прилагательные в ед. числе )

-Что такое имя прилагательное?

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

(продолжение слайда)

      м. р.            ж. р.           ср. р.

 

Запись на доске.     Ойыйий     аяяя   оеее

-Напишите эту цепочку до конца строки.

3.Словарная  работа.

1. Задание:

- По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой

  безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

 

Слвйд-8           

   (Слова появляются построчно щелчком мыши)

·         Прекрасная, солнечная, морозная …..

·         Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..

·         Белые, легкие, пушистые, кучевые …..

·         Свежая, русская, интересная, ежедневная …..

·         Водный, белый, комфортабельный …..                             

-Проверьте, так получилось?

Слайд-9 Проверка.

Записаны слова:  погода, пироги, облака, газета, корабль.

Какие орфограммы встретились?

2. Задание: В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

- Какие это слова?

(В нижнем уголке презентации выбирать функцию «Фломастер», выделить овалом слово)

Подтвердить проверку с помощью щелчка мышкой.

3.Задание:  Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому либо грамматическому признаку.

Слайд-10

По роду:            погода              пироги              облака

                           газета                корабль   

Слайд-11       

По числу:          погода               пироги      

                           газета                облака

                           корабль

Слайд -12    МОЛОДЦЫ!

   Слайд-13                                                    

- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?

Кликом мышки проверить.

4.Постановка проблемы и выход из нее. (Один ученик к доске)

1.Задание: Записать под диктовку.

  Зимнему дню,   зимним утром,   зимняя погода.

а) Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.

( В словосочетании зимнему дню,  прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р.)   и т.д.

   б) Определите число имен прилагательных.

( Рассуждение подобно выше изложенному)

-Сделайте вывод. ( высказывание детей )

 

        Имя  прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором

        находится  имя существительное, с которым оно связано.  

 

- Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

-Мы не можем это сделать.

-Какой вопрос возникает?

( Предположение детей)

Слайд-14                      

Проблемный вопрос:

Склоняются ли имена прилагательные?   (клик мышки)                                    

2.Работа в группах

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому

               оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1 группа: зимний день

                И.п.    какой?     зимний     что?     день

                Р.п.

                Д.п.

                В.п.

                Т.п.

                П.п.

2 группа:  зимнее утро

                 И.п.     какое?    зимнее      что?    утро

                 Р.п.

                 Д.п.

                 В.п.

                 Т.п.

                 П.п.

3 группа:  зимняя погода

                 И.п.    какая?     зимняя        что?     погода

                 Р.п.

                 Д.п.

                 В.п.

                 Т.п.

                 П.п.

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой группы.

Какой сделаем вывод?

Слайд - 15                                       

  ВЫВОД:

·         Имена прилагательные склоняются по падежам.

·         Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

к которому оно относится.

cлайд-16

Карточка.

 «Дружба с существительным»

-  Определите, какая сегодня тема урока?

Слайд-17                  

  Тема урока:

      Изменение имен прилагательных по падежам                                            

-Подтвердите свои наблюдения.

 Учебник  стр. 35, прочитать правило

Вернуться к заданию по определению падежей. Задание 1.

5.Закрепление

(Один ученик к доске)

1. Задание: а) записать под диктовку

В зимнем лесу пернатым друзьям приходится туго.

-В каком значении в этом предложении употребляется слово туго?

-Как вы понимаете?

-А вы помогаете пережить суровую зиму птицам? Как?

б) Определить род ,число, падеж им. прил.

Объяснение: Прилагательное в зимнем находится в П.п., ед.ч., м.р., т.к. существитель

                        ное к которому относится лесу имеет такие же грамматические  

                        признаки и т. д.

-При каком виде разбора нам необходимо определить падеж им. прил.?

-Вспомним алгоритм морфологического разбора им. прилагательного.

Слайд- 18

На слайде напечатан алгоритм морфологического разбора прилагательного, с нарушением порядка.

                               Часть речи

                               Род (ед. ч.)

Вопрос

Член предложения

Число

Начальная форма

Падеж

Задание: восстанови последовательность разбора

(В нижнем уголке презентации выбираем функцию «Фломастер», нумеруем порядок разбора)

- Почему число опережает род? ( В мн. ч. род определить нельзя)

в) морфологический разбор прилагательного искристый (снег) (ученик к доске)

  6. Самостоятельная работа. (дифференцированная). Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Стр.36, упр. №212 ( основной состав класса )

 По слайду работают слабоуспевающие учащиеся.

Слайд-16 

 Задание: В место         подобрать подходящее по смыслу имя

                         прилагательное. Записать предложения. Определить

                         род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел           январь с         морозами.

Воздух          ,         .

Поля и луга одеты            ,          покрывалом.                                             

Проверка:

- Прочитайте свои тексты.

- Какой тип речи использован в этих текстах?

- Как вы определили?

- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

( Оба текста показывают красоту природы в разное время года.)

Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

 

- В каком роде, числе и падеже находятся имена прилагательные?

2 задание.(выполняется в парах)                                       

2.Работа по слайду-20

 Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде:

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.                                        

7. Рефлексия урока.

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали?

- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

- Зачем нужно изучать русский язык?

- Где можно применить полученные знания?

-Что на уроке для вас было интересно?

-Кому вы хотите сказать спасибо?

- Оцените себя на уроке.

 

8. Домашнее задание.

Выучить правило, стр. 48упр № 4; стр.37, упр.213 (по выбору)

Слайд-21  

  Спасибо за работу!

 

                                                  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ изменеие имен прилагательных по падежам.pptx

Скачать материал "Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • УМК ШКОЛА "2100"г. Комсомольск на Амуре
МОУ СОШ № 32
4 класс
Урок русского яз...

    1 слайд

    УМК ШКОЛА "2100"
    г. Комсомольск на Амуре
    МОУ СОШ № 32
    4 класс
    Урок русского языка
    «Изменение имен прилагательных
    по падежам»
    Учитель: Рожко Наталья Викторовна

  • Речевая деятельность:Говорим
Пишем
Слушаем
Читаем

    2 слайд

    Речевая деятельность:
    Говорим
    Пишем
    Слушаем
    Читаем

  • Мудрым никто не родился,      а научился.

    3 слайд

    Мудрым никто не родился,
    а научился.

  • Имя прилагательное

    4 слайд

    Имя прилагательное

  • Окончания имен существительныхЖ. Р. - а, я,  
 
М. Р. - а, я,

СР.Р.- о, е, я

    5 слайд

    Окончания имен существительных
    Ж. Р. - а, я,

    М. Р. - а, я,

    СР.Р.- о, е, я

  • 6 слайд

  • Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.М. Р.       Ж. Р...

    7 слайд

    Новая, древняя, готовая,
    весеннее, смешной, длинный, гибкий.
    М. Р. Ж. Р. СР. Р.

  • Словарь:Прекрасная, солнечная, морозная …
Сладкие, яблочные, пышные, вкусные...

    8 слайд

    Словарь:
    Прекрасная, солнечная, морозная …
    Сладкие, яблочные, пышные, вкусные …
    Белые, легкие, пушистые, кучевые …
    Свежая, интересная, еженедельная …
    Водный, белый, комфортабельный …

  • Погода, пироги, облака, газета, корабль.Проверка:

    9 слайд

    Погода, пироги, облака, газета, корабль.
    Проверка:

  • По роду:погодапирогиоблакагазетакорабль

    10 слайд

    По роду:
    погода
    пироги
    облака
    газета
    корабль

  • По числу:погодапирогиоблакагазетакорабль

    11 слайд

    По числу:
    погода
    пироги
    облака
    газета
    корабль

  • Молодцы!

    12 слайд

    Молодцы!

  • ИМ.ПРИЛ.          ИМ.СУЩ.род, число

    13 слайд

    ИМ.ПРИЛ. ИМ.СУЩ.
    род, число

  • Проблемный вопрос:  Склоняются ли имена прилагательные?

    14 слайд

    Проблемный вопрос:
    Склоняются ли имена прилагательные?

  • ВЫВОД:Имена прилагательные склоняются.
Имя прилагательное стоит в том же роде...

    15 слайд

    ВЫВОД:
    Имена прилагательные склоняются.
    Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.

  • 16 слайд

  • ТЕМА  УРОКА:Изменение имен прилагательных по падежам.

    17 слайд

    ТЕМА УРОКА:
    Изменение имен прилагательных по падежам.

  • www.themegallery.comЧасть речи
Род (ед. ч.)
Вопрос
Член предложения
Число
Нач...

    18 слайд

    www.themegallery.com
    Часть речи
    Род (ед. ч.)
    Вопрос
    Член предложения
    Число
    Начальная форма
    Падеж
    Алгоритм разбора:

  • Задание: Вставить вместо         подходящее по смыслу прилагательные. Определ...

    19 слайд

    Задание: Вставить вместо подходящее по смыслу прилагательные. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
    Пришел январь с морозами.
    Воздух стал , но зато прозрачным. Поля и луга одеты , покрывалом.

  • Задание: Определи падеж имён прилагательных. 
В ячейке с правильным ответом в...

    20 слайд

    Задание: Определи падеж имён прилагательных.
    В ячейке с правильным ответом в центре щелкни мышкой.

    И.П.
    Р.П.
    Д.П.
    В.П.
    Т.П.
    П.П.
    пушистым снегом
    прекрасная погода
    солнечному дню
    о белой берёзе
    у яркого цветочка
    сочную траву
    Успеха!

  • Спасибо за работу!

    21 слайд

    Спасибо за работу!

  • Источники Интернета:http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/1106/21/312c84f1fca6....

    22 слайд

    Источники Интернета:
    http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/1106/21/312c84f1fca6.jpg.html блокнот с ручкой

    http://radikal.ru/F/i072.radikal.ru/1106/43/0b120ce1537e.jpg.html сова с книгой
    http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i120/1106/c1/fe7c2cb054dc.png.html дети
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0846d957-1d97-4a7f-9071-ff9c98403e86/%5BNS-RUS_4-10%5D_%5BTQ_007%5D.swf родовые окончания имен прилагательных
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56822147-057d-48b6-befd-ec2193d4975a/%5BNS-RUS_4-12%5D_%5BTQ_017%5D.swf дружба с существительным
    http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1106/91/d88e0ea6a391.jpg.html книга
    http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i134/1106/f6/4ad01a04d874.jpg.html читатель
    http://radikal.ru/F/i042.radikal.ru/1106/d3/8699e693e189.gif.html сова
    http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i152/1106/24/074527e66243.jpg.html Незнайка
    http://clipartcorel.narod.ru/detskie/1093.png фон 18 слайда
    http://clipartcorel.narod.ru/detskie/1006.png фон 10 слайда
    Шаблон презентации авторский

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Архив урока "Изменение имен прилагательных по падежам" состоит из конспекта урока и  презентации.

Презентация имееи интерактивную карточку по данной теме. Образовательная система "Школа 2100", 4 класс  Автор: Наталья Рожко 

Тип:     урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

               Выявить особенности склонения этих частей речи.

           2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

                об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  

                прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

                животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

 

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

 

 

Оборудование: Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска,мультимедийный проектор;презентация к уроку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 225 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2139
    • RAR 3 мбайт
    • 37 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рожко Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рожко Наталья Викторовна
    Рожко Наталья Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 3873
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе