Главная / Начальные классы / Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)"

Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)"

Название документа __конспект к уроку.doc

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам


Тип: урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен

прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.


Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.


Оборудование: Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска, мультимедийный проектор; презентация к уроку.


Ход урока.


  1. Мотивация учебных действий

- Легкий или трудный для вас урок русского языка?

-Почему?

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд-2

Виды речевой деятельности:

  • Говорим

  • Читаем

  • Пишем

  • Слушаем

- Что вам на уроках делать легче?

- Почему?

- Что труднее?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.


Слайд-3

«Мудрым никто не родился, а научился»

-Как вы понимаете эту пословицу?

- Какой раздел русского языка мы начали изучать?

Слайд-4

Имя прилагательное

2.Чистописание и актуализация знаний.

- Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

- Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?

Слайд-5

- Назовите какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.

-Как найти окончание в слове?

-Отличаются ли окончания в именах прилагательных от окончаний имен существительных?

слайд-6

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Слайд-7

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

-Посмотрите, что общего в этих словах?

( Все слова им. прилагательные в ед. числе )

-Что такое имя прилагательное?

-Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

(продолжение слайда)

hello_html_m8de550a.gifhello_html_m8de550a.gifм. р. ж. р. ср. р.


Запись на доске. Ойыйий аяяя оеее

-Напишите эту цепочку до конца строки.

3.Словарная работа.

1. Задание:

- По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой

безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.


Слвйд-8

(Слова появляются построчно щелчком мыши)

  • Прекрасная, солнечная, морозная …..

  • Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..

  • Белые, легкие, пушистые, кучевые …..

  • Свежая, русская, интересная, ежедневная …..

  • Водный, белый, комфортабельный …..

-Проверьте, так получилось?

Слайд-9 Проверка.

Записаны слова: погода, пироги, облака, газета, корабль.

Какие орфограммы встретились?

2. Задание: В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

- Какие это слова?

(В нижнем уголке презентации выбирать функцию «Фломастер», выделить овалом слово)

Подтвердить проверку с помощью щелчка мышкой.

3.Задание: Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому либо грамматическому признаку.

Слайд-10

По роду: погода пироги облака

газета корабль

Слайд-11

По числу: погода пироги

газета облака

корабль

Слайд -12 МОЛОДЦЫ!

Слайд-13

- В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?

Кликом мышки проверить.

4.Постановка проблемы и выход из нее. (Один ученик к доске)

1.Задание: Записать под диктовку.

Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.

а) Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.

( В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р.) и т.д.

б) Определите число имен прилагательных.

( Рассуждение подобно выше изложенному)

-Сделайте вывод. ( высказывание детей )


Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором

находится имя существительное, с которым оно связано.


- Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

-Мы не можем это сделать.

-Какой вопрос возникает?

( Предположение детей)

Слайд-14

Проблемный вопрос:

Склоняются ли имена прилагательные? (клик мышки)

2.Работа в группах

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому

оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1 группа: зимний день

И.п. какой? зимний что? день

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

2 группа: зимнее утро

И.п. какое? зимнее что? утро

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

3 группа: зимняя погода

И.п. какая? зимняя что? погода

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой группы.

Какой сделаем вывод?

Слайд - 15

ВЫВОД:

  • Имена прилагательные склоняются по падежам.

  • Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

к которому оно относится.

cлайд-16

Карточка.

«Дружба с существительным»

- Определите, какая сегодня тема урока?

Слайд-17

Тема урока:

Изменение имен прилагательных по падежам

-Подтвердите свои наблюдения.

Учебник стр. 35, прочитать правило

Вернуться к заданию по определению падежей. Задание 1.

5.Закрепление

(Один ученик к доске)

1. Задание: а) записать под диктовку

В зимнем лесу пернатым друзьям приходится туго.

-В каком значении в этом предложении употребляется слово туго?

-Как вы понимаете?

-А вы помогаете пережить суровую зиму птицам? Как?

б) Определить род ,число, падеж им. прил.

Объяснение: Прилагательное в зимнем находится в П.п., ед.ч., м.р., т.к. существитель

ное к которому относится лесу имеет такие же грамматические

признаки и т. д.

-При каком виде разбора нам необходимо определить падеж им. прил.?

-Вспомним алгоритм морфологического разбора им. прилагательного.

Слайд- 18

На слайде напечатан алгоритм морфологического разбора прилагательного, с нарушением порядка.

Часть речи

Род (ед. ч.)

Вопрос

Член предложения

Число

Начальная форма

Падеж

Задание: восстанови последовательность разбора

(В нижнем уголке презентации выбираем функцию «Фломастер», нумеруем порядок разбора)

- Почему число опережает род? ( В мн. ч. род определить нельзя)

в) морфологический разбор прилагательного искристый (снег) (ученик к доске)

6. Самостоятельная работа. (дифференцированная). Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Стр.36, упр. №212 ( основной состав класса )

По слайду работают слабоуспевающие учащиеся.

Слайд-16

hello_html_d87a001.gifЗадание: В место подобрать подходящее по смыслу имя

прилагательное. Записать предложения. Определить

род, число, падеж имен прилагательных.

Пhello_html_d87a001.gifhello_html_d87a001.gifришел январь с морозами.

Вhello_html_d87a001.gifhello_html_d87a001.gifоздух , .

Пhello_html_d87a001.gifhello_html_d87a001.gifоля и луга одеты , покрывалом.

Проверка:

- Прочитайте свои тексты.

- Какой тип речи использован в этих текстах?

- Как вы определили?

- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

( Оба текста показывают красоту природы в разное время года.)

Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.


- В каком роде, числе и падеже находятся имена прилагательные?

2 задание.(выполняется в парах)

2.Работа по слайду-20

Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде:

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.

7. Рефлексия урока.

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали?

- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

- Зачем нужно изучать русский язык?

- Где можно применить полученные знания?

-Что на уроке для вас было интересно?

-Кому вы хотите сказать спасибо?

- Оцените себя на уроке.



8. Домашнее задание.

Выучить правило, стр. 48упр № 4; стр.37, упр.213 (по выбору)

Слайд-21

Спасибо за работу!



Название документа изменеие имен прилагательных по падежам.pptx

УМК ШКОЛА "2100" г. Комсомольск на Амуре МОУ СОШ № 32 4 класс Урок русского я...
Речевая деятельность: Говорим Пишем Слушаем Читаем
Мудрым никто не родился, а научился.
 Имя прилагательное
Окончания имен существительных Ж. Р. - а, я, М. Р. - а, я, СР.Р.- о, е, я
Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. М. Р. Ж. Р. СР. Р.
Словарь: Прекрасная, солнечная, морозная … Сладкие, яблочные, пышные, вкусные...
Погода, пироги, облака, газета, корабль. Проверка:
По роду: погода пироги облака газета корабль
По числу: погода пироги облака газета корабль
Молодцы!
ИМ.ПРИЛ. ИМ.СУЩ. род, число
Проблемный вопрос: Склоняются ли имена прилагательные?
ВЫВОД: Имена прилагательные склоняются. Имя прилагательное стоит в том же род...
ТЕМА УРОКА: Изменение имен прилагательных по падежам.
www.themegallery.com Часть речи Род (ед. ч.) Вопрос Член предложения Число На...
Задание: Вставить вместо подходящее по смыслу прилагательные. Определить род,...
Задание: Определи падеж имён прилагательных. В ячейке с правильным ответом в ...
Спасибо за работу!
Источники Интернета: http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/1106/21/312c84f1fca6...
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 УМК ШКОЛА "2100" г. Комсомольск на Амуре МОУ СОШ № 32 4 класс Урок русского язык
Описание слайда:

УМК ШКОЛА "2100" г. Комсомольск на Амуре МОУ СОШ № 32 4 класс Урок русского языка «Изменение имен прилагательных по падежам» Учитель: Рожко Наталья Викторовна

№ слайда 2 Речевая деятельность: Говорим Пишем Слушаем Читаем
Описание слайда:

Речевая деятельность: Говорим Пишем Слушаем Читаем

№ слайда 3 Мудрым никто не родился, а научился.
Описание слайда:

Мудрым никто не родился, а научился.

№ слайда 4  Имя прилагательное
Описание слайда:

Имя прилагательное

№ слайда 5 Окончания имен существительных Ж. Р. - а, я, М. Р. - а, я, СР.Р.- о, е, я
Описание слайда:

Окончания имен существительных Ж. Р. - а, я, М. Р. - а, я, СР.Р.- о, е, я

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. М. Р. Ж. Р. СР. Р.
Описание слайда:

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. М. Р. Ж. Р. СР. Р.

№ слайда 8 Словарь: Прекрасная, солнечная, морозная … Сладкие, яблочные, пышные, вкусные …
Описание слайда:

Словарь: Прекрасная, солнечная, морозная … Сладкие, яблочные, пышные, вкусные … Белые, легкие, пушистые, кучевые … Свежая, интересная, еженедельная … Водный, белый, комфортабельный …

№ слайда 9 Погода, пироги, облака, газета, корабль. Проверка:
Описание слайда:

Погода, пироги, облака, газета, корабль. Проверка:

№ слайда 10 По роду: погода пироги облака газета корабль
Описание слайда:

По роду: погода пироги облака газета корабль

№ слайда 11 По числу: погода пироги облака газета корабль
Описание слайда:

По числу: погода пироги облака газета корабль

№ слайда 12 Молодцы!
Описание слайда:

Молодцы!

№ слайда 13 ИМ.ПРИЛ. ИМ.СУЩ. род, число
Описание слайда:

ИМ.ПРИЛ. ИМ.СУЩ. род, число

№ слайда 14 Проблемный вопрос: Склоняются ли имена прилагательные?
Описание слайда:

Проблемный вопрос: Склоняются ли имена прилагательные?

№ слайда 15 ВЫВОД: Имена прилагательные склоняются. Имя прилагательное стоит в том же роде,
Описание слайда:

ВЫВОД: Имена прилагательные склоняются. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 ТЕМА УРОКА: Изменение имен прилагательных по падежам.
Описание слайда:

ТЕМА УРОКА: Изменение имен прилагательных по падежам.

№ слайда 18 www.themegallery.com Часть речи Род (ед. ч.) Вопрос Член предложения Число Начал
Описание слайда:

www.themegallery.com Часть речи Род (ед. ч.) Вопрос Член предложения Число Начальная форма Падеж Алгоритм разбора:

№ слайда 19 Задание: Вставить вместо подходящее по смыслу прилагательные. Определить род, чи
Описание слайда:

Задание: Вставить вместо подходящее по смыслу прилагательные. Определить род, число, падеж имен прилагательных. Пришел январь с морозами. Воздух стал , но зато прозрачным. Поля и луга одеты , покрывалом.

№ слайда 20 Задание: Определи падеж имён прилагательных. В ячейке с правильным ответом в цен
Описание слайда:

Задание: Определи падеж имён прилагательных. В ячейке с правильным ответом в центре щелкни мышкой. И.П. Р.П. Д.П. В.П. Т.П. П.П. пушистым снегом прекрасная погода солнечному дню о белой берёзе у яркого цветочка сочную траву Успеха!

№ слайда 21 Спасибо за работу!
Описание слайда:

Спасибо за работу!

№ слайда 22 Источники Интернета: http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/1106/21/312c84f1fca6.jp
Описание слайда:

Источники Интернета: http://radikal.ru/F/i004.radikal.ru/1106/21/312c84f1fca6.jpg.html блокнот с ручкой http://radikal.ru/F/i072.radikal.ru/1106/43/0b120ce1537e.jpg.html сова с книгой http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i120/1106/c1/fe7c2cb054dc.png.html дети http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0846d957-1d97-4a7f-9071-ff9c98403e86/%5BNS-RUS_4-10%5D_%5BTQ_007%5D.swf родовые окончания имен прилагательных http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56822147-057d-48b6-befd-ec2193d4975a/%5BNS-RUS_4-12%5D_%5BTQ_017%5D.swf дружба с существительным http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1106/91/d88e0ea6a391.jpg.html книга http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i134/1106/f6/4ad01a04d874.jpg.html читатель http://radikal.ru/F/i042.radikal.ru/1106/d3/8699e693e189.gif.html сова http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i152/1106/24/074527e66243.jpg.html Незнайка http://clipartcorel.narod.ru/detskie/1093.png фон 18 слайда http://clipartcorel.narod.ru/detskie/1006.png фон 10 слайда Шаблон презентации авторский

Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)"
  • Начальные классы
Описание:

Архив урока "Изменение имен прилагательных по падежам" состоит из конспекта урока и  презентации.

Презентация имееи интерактивную карточку по данной теме. Образовательная система "Школа 2100", 4 класс  Автор: Наталья Рожко 

Тип:     урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

               Выявить особенности склонения этих частей речи.

           2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

                об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  

                прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

                животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

 

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

 

 

Оборудование: Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска,мультимедийный проектор;презентация к уроку.

Автор Рожко Наталья Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3514
Номер материала 24536
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓