Главная / История / Урок История народов Казахстана на тему "Курды на территории Казахстана"

Урок История народов Казахстана на тему "Курды на территории Казахстана"

Класс: 5 № урока: 16 Учитель: Акимбаева Д.Р.
Предмет - История народов Казахстана

Тема: «Курды»
Цель: способствовать формированию знаний о языке, одежде, традициях, кухне курдов, населяющих Казахстан, воспитывать гордость, уважение к своей стране. 
Задачи: сформировать знания о народах разных национальностей; 
развивать мышление, память, речь; воспитывать культуру общения. 

Ход урока: 
Организационный момент. Психологический настрой. 
– Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте рядом стоящим с вами товарищам хорошего настроения и удачи 
– Сегодня на уроке мы поговорим о народах, населяющих нашу страну. 
– Как вы думаете, что вы узнаете к концу урока? 
I.Вызов 
Родной язык 
Узнай родной язык, 
В нем сила и свобода. 
Узнай родной язык, 
В нем государства гордость. 
Родной язык – в нем честь 
И совесть человека. 
Учи чужую речь, 
Свою – цени навеки! 
К. Мырза Али 
-Что хотел сказать в этом стихотворении поэт К. Мырза Али? 
– Что ты знаешь о народах, проживающих в Республике Казахстан? Какой национальности твои друзья? 
Земля Казахстана стояла веками. 
Народ Казахстана и скромен и тверд. 
Мне вас не воспеть, не восславить словами, 
Великий и дружный казахский народ! 

2. Игра «Представь свою национальность». 
Дети могут рассказать о своем народе, культуре, искусстве, традициях, кухне, спеть песни, рассказать стихи. 
3.Физминутка. 
4.Работа с доп.материалом. «Инсерт» Осмысление. 
-Беседа по прочитанному тексту. 
-Работа в тетради. Словарная работа. 
Работа в группах. (деление на группы) 
-Каждая группа должна будет в течении 10 минут отобразить в своем постере культуру курдов. 
Рефлексия. Синквейн Казахстан 
Дети читают свои пятистишия. 
5.Итог урока. Проверь себя. 
- Что нового ты сегодня узнал на уроке? Что нужно сделать, чтобы все народы жили в мире и согласии? 
Сто наций, сто народов, сто племен, 
Всем вам рахмет и низкий вам поклон. 
Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирный край. 
6.Домашнее задание: прочитать текст; составить рассказ о культуре курдов.



Курды — народ с ярко выраженными и чётко очерченными этническими признаками, тысячелетиями живут на своей исторической родине, которую называют Курдистаном — страной курдов. Говорят на курдском языке. Курдистан разделён между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Они сохранили свой язык, самобытные черты, традиции и культуру. Попытки чужеземных захватчиков ассимилировать и физически растворить их в своей среде всегда были обречены на полный провал.

Большинство верующих курдов являются мусульманами-суннитами. Кроме того, 1 млн привержены синкретической религии «езидизм» называющих себя езидами, существуют многочисленные общины протестантов,католиков иправославных

Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4,8—6,6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении.

Традиции и культура

Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). Традиционная одежда мужчин — широкие штаныкуртка, головной платок и широкий пояс с заткнутым за него большим кинжалом.

Курдский фольклор отличается оригинальностью, богатством и разнообразием. Сказки, песни, легенды, свадебные и погребальные обряды — таков далеко не полный список представленных в нём жанров.

Первые памятники курдской письменности датируются VII в. Самобытная литература развивается уже с XI в., достигая своей вершины в творчестве целой плеяды курдских поэтов XIV—XVIII веков (Факи Тейран, Мелае Бате, Ахмед Хани, Харис Битлиси и другие).

Некоторые традиции курдов

   В дни религиозных праздников таких, как Ыд Аль-Фитр (праздник разговенья) и Ыд Аль-Адха (день принесения жертв, 10-го зу-ль-хиджжа), а также во время некоторых национальных праздников как, например, Ноуруз (праздник Нового года) 21 марта, происходят эффектные торжества. Непременно образуются кружки танцующих "дабку", другие танцы, происходят песнопения в течение нескольких дней. В этих празднествах принимают участие юноши и девушки, они одевают ярко разукрашенные костюмы, окрашивают хной руки, используют духи и благовония.

   Такие торжества считаются лучшим поводом для знакомства юношей и девушек друг с другом, в результате этих знакомств возникают любовные отношения, назначаются свидания. То же самое происходит во время торжеств по случаю свадеб, где более благоприятная атмосфера для общения между молодыми людьми. Когда они становятся в ряды для танцев, переплетаются их руки, прижимаются их плечи, здесь юноша делает все возможное, чтобы показать свои самые лучшие качества перед девушками и привлечь их взоры. Он очень гордится и радуется тому, что красивая девушка идет к нему и сжимает его руку в танце, он пытается проявить свои таланты и профессиональное мастерство в танце, он также щедро одаривает музыкантов, которые аккомпанируют на каманче (скрипке), свирели, барабане, зурне и других инструментах, почти всегда используемых на грандиозных свадьбах.

   Когда музыкант получает деньги от юноши, как уже было сказано выше, он высоко поднимает руки с деньгами и горячо благодарит за это. Конечно не все деньги достаются именно этому музыканту, из них он берет для себя от пяти до десяти лир. В дни Нового года (Сарсаль) также происходят празднества с танцами в курдских деревнях и городах. Собираются маленькие мальчики, выбирают одного из них и разукрашивают его лицо, наряжают его в шутовской костюм и ходят с ним по деревенским домам, собирая таким образом деньги, пшеницу или ячмень, чтобы потом купить на них сладости в деревенском дукане (лавке). Больше всего эти дети получают у старосты, в доме деревенского имама и у владельца дукана.

   Подобные торжества часто организуют чтецы Корана (законоведы), которые изучают религиозные науки у местного имама, для них имеется специальный дом, в котором они живут, собираются же они у имама в так называемой "комнате чтецов Корана" для изучения шариата.

   Что касается питания, то каждому из них определяется дом в зависимости от состояния его владельца, в который приходит чтец Корана ежедневно, чтобы получить пропитание, это называется "стипендией чтеца", затем они вместе собираются, чтобы съесть собранное ими в крестьянских домах.

   Во время праздника Ноуруз, который является курдским национальным праздником и отмечается двадцать первого марта ежегодно, народ выходит из домов на улицу для празднования на открытом воздухе, на берегу реки, где прекрасная природа, зеленые цветущие луга. В этом празднике принимает участие молодежь, танцуют, поют лучшие песни; на этот праздник надевают новые одежды, покрытые позолотой, девушки надевают различные украшения.

   Во время других праздников также, особенно, в деревнях встречаются юноши и девушки, чтобы вместе толочь дробленую пшеницу (бургаль), именуемую на курдском языке "савар". В крестьянском деревенском доме собираются юноши и девушки, они занимаются приготовлением бургаля (работа по отделению зерна от отрубей). Юноши соперничают друг с другом, стараясь показать перед девушками свою силу и ловкость, вместе юноши и девушки поют специально для этого случая фольклорные песни.

   Во время подобных совместных добровольных работ часто возникают дружеские и любовные отношения между юношами и девушками. Часто юноша пытается встать к рабочему месту рядом с девушкой, которую он любит, или которая ему очень понравилась, чтобы слышать из ее уст красивые любовные стихотворения и выражения любви, произносимые в промежутках сентиментальных фольклорных песен. В дополнение ко всему, что мы сказали выше, имеются и другие поводы и причины для встреч и знакомств между юношами и девушками, например, дни доения овец (бирий), дни сбора трав, дни жатвы (дурун), молотьба пшеницы на токе (кирах), очистка семян от соломы при помощи веялки.

   Только немногие юноши женятся без любовных отношений до свадьбы. Естественная свадьба, построенная на любви, преобладает среди курдов, потому что любовь женщины у курдов считается святыней (это одна из важнейших причин очень малого количества разводов у курдов).

Кухня.

Курды - это древний иранский народ, который в былые времена проживал на территории отдельного государства под названием Курдистан. В настоящее время Курдистан это регион, земли (площадь 450 тысяч кв.км.) которого, поделены между четырьмя различными государствами - Турцей, Ираком, Сирией и Ираном.

Курды исповедуют ислам, что отражается на всем укладе жизни 30 миллионной народности. Из-за постоянной разобщенности у курдов существует невероятное множество диалектов. Поэтому курд из Ирака не всегда поймет своего собрата из Сирии. Интересно то, что свое название Kwrt (курды) эта народность получила из-за своего кочевого образа жизни.

Кочевники постоянно переезжали с места на место и жили в шатрах, которые собирались и разбирались мгновенно. При кочевом образе жизни курды занимались земледелием и скотоводством, чтобы добыть себе пропитание. Многовековые культурные традиции народа Курдистана отразились и в рецептах курдской кухни.

Курды кочевой народ, который жил на разных территориях и тесно взаимодействовал со своими турецкими, арабскими, грузинскими, армянскими и иранскими соседями. Блюда курдской кухни в первую очередь состоят из тех ингредиентов, которые мог себе позволить кочевой курд.

Курдские племена выращивали скот и культивировали злаки, поэтому основой рациона кочевников были - хлебо-булочные изделия и мясные продукты. При приготовлении блюд курдской кухни чаще всего используют баранину, говядину, а так же мясо домашней птицы (курятина, утятина или гусятина).

Кочевники всегда готовы сорваться с места и двинуть в путь, поэтому курды запасались провизией. К примеру, на зиму курды всегда заготавливают мясо. Рецепт Каурмы (курдское соленое мясо) практически не изменился за тысячелетия существования народности. В процессе приготовления баранину или говядину нарезают кусками и обжаривают на животном жире.

Мясо обязательно хорошо просаливают, чтобы оно лучше хранилось, потом выкладывают в глиняный кувшин и заливают бараньим жиром.Своеобразная тушенка по-курдски. Курды используют домашний скот по максимуму: мясо домашних животных употребляют в пищу, на основе животного жира делаются многие блюда национальной кухни, молоко, которое дают коровы или козы считается незаменимым ингредиентом.

Наиболее популярно среди курдов кислое молоко и его производные продукты.Обычно курды используют топленое молоко для приготовления блюда Катык. Для этого блюда топленое молоко заквашивают, если развести такой продукт холодной водой, то получится новое блюдо под названием Акилмаст, что в переводе с курдского языка означает - напиток, который хорошо утоляет жажду.

Курды научились готовить творог и сыр из молочных продуктов. Традиционный курдский сыр изготавливают из Катыка, который разливают по специальным мешочкам, затем подвешивают на специальной жерди и дают стечь сыворотке. Курдский творог готовят из цельного молока.

Сперва молоко доводят до кипения, а потом осторожно вливают в него закваску. Молоко вместе с закваской продолжают кипятить до образования творожной массы. В процессе приготовления творога курды снимают с молока сливки и готовят из него сметану и масло.

Народная кухня Курдистана изобилует рецептами молочных и мясных супов, с добавлением крупы, лапши, риса, овощей и чечевицы. Курды сладкоежки, они просто обожают изделия из теста со сладкими начинками. Лакомства курды любят запивать чаем или кофе. национальная слабость суровых кочевников - пирожки с начинкой, сладкие лепешки и халва.

Женский курдский национальный костюм состоит из следующих элементов:

Джеркрас — нарядное курдское одеяние, одеваемое наверх. Это нечто среднее между кофточкой и рубашкой;

Авалкрас — шалвары, женские брюки. Шалвары одевают только девушки и это является символом их «социальной» свободы и знаком для молодых людей. Джеркрас и авалкрас шьются из блестящей узорчатой материи;

Хелак — желетка, сделанная из особого материала, напоминающего нейлон;

Крас — верхняя полупрозрачная накидка, которая набрасывается на плечи.

Женская верхняя одежда шьется обычно очень ярких и насыщенных цветов: красного, желтого, синего, зеленого, вишневого, бирюзового, персикового, фиолетового и др.

Мужской курдский национальный костюм состоит из следующих элементов:

Стархани — нечто среднее между рубашкой и пиджаком, заправляемое в брюки. Традиционное курдское стархани, под воздействием европейской традиции было больше приближено к пиджаку. Оно стало плотнее, у него появились жесткие плечи, лацканы и карманы;

Сервал — широкие курдские брюки, фиксируемые веревкой;

Пштени — пояс, длиною в 3-4 метра, сделанный из легкой крупкой ткани накручивается против часовой стрелки;

Пелав — белые курдские национальные туфли.

 На голову наиболее набожными курдами одевается чалма. Она состоит из следующих элементов:

Клав — фиксирующая шапочка, надеваемая на голову;

Мшки — платок, обворачиваемый вокруг этой шапочки. Платок представляет собою 4-х угольник с бахрамой по краям или без нее длиной примерно в метр-полтора.

Вот одевается чалма: сначала мшки складывается в треугольник, а потом скатывается в жгут толщиной сантиметров десять. Клав плотно одевается на голову. Мшки берется двумя руками и накладывается на затылок. Затем правый край оборачивается вокруг головы против часовой стрелки от основания клава до макушки. Левый конец мшки остается свисать свободным либо вправляется сверху, еще больше фиксируя чалму.

Мужская курдская национальная одежда бывает обычно блеклых цветов. Для праздника она обычно шьется бежевого либо песочного цветов, для официальных приемов обычно шьется черная или белая одежда, для повседневной жизни лучше всего подходит одежда серого или коричневого цветов, рабочие обычно одевают синюю одежду. Пешмерга обычно одевают одежду зеленого цвета.





Урок История народов Казахстана на тему "Курды на территории Казахстана"
  • История
Описание:

Класс: 5       № урока: 16      Учитель: Акимбаева Д.Р.
Предмет - История  народов Казахстана

                                     Тема: «Курды»
Цель: способствовать формированию знаний о языке, одежде, традициях, кухне курдов, населяющих Казахстан, воспитывать гордость, уважение к своей стране. 
Задачи: сформировать знания о народах разных национальностей; 
развивать мышление, память, речь; воспитывать культуру общения. 

Ход урока: 
Организационный момент. Психологический настрой. 
– Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте рядом стоящим с вами товарищам хорошего настроения и удачи 
– Сегодня на уроке мы поговорим о народах, населяющих нашу страну. 
– Как вы думаете, что вы узнаете к концу урока? 
I.Вызов 
Родной язык 
Узнай родной язык, 
В нем сила и свобода. 
Узнай родной язык, 
В нем государства гордость. 
Родной язык – в нем честь 
И совесть человека. 
Учи чужую речь, 
Свою – цени навеки! 
К. Мырза Али 
-Что хотел сказать в этом стихотворении поэт К. Мырза Али? 
– Что ты знаешь о народах, проживающих в Республике Казахстан? Какой национальности твои друзья? 
Земля Казахстана стояла веками. 
Народ Казахстана и скромен и тверд. 
Мне вас не воспеть, не восславить словами, 
Великий и дружный казахский народ! 

2. Игра «Представь свою национальность». 
Дети могут рассказать о своем народе, культуре, искусстве, традициях, кухне, спеть песни, рассказать стихи. 
3.Физминутка. 
4.Работа с доп.материалом. «Инсерт» Осмысление. 
-Беседа по прочитанному тексту. 
-Работа в тетради. Словарная работа. 
Работа в группах. (деление на группы) 
-Каждая группа должна будет в течении 10 минут отобразить в своем постере культуру курдов. 
Рефлексия. Синквейн Казахстан 
Дети читают свои пятистишия. 
5.Итог урока. Проверь себя. 
- Что нового ты сегодня узнал на уроке? Что нужно сделать, чтобы все народы жили в мире и согласии? 
Сто наций, сто народов, сто племен, 
Всем вам рахмет и низкий вам поклон. 
Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирный край. 
6.Домашнее задание: прочитать текст; составить рассказ о культуре курдов.

Автор Акимбаева Динара Романовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 500
Номер материала 36864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы