Главная / История / Урок истории "Волжская твердыня" 9 класс.

Урок истории "Волжская твердыня" 9 класс.

Документы в архиве:

64.5 КБ План урока.doc

Название документа План урока.doc

Урок истории (9 класс)

Тема. Волжская твердыня (посвящается дню победы советских войск под Сталинградом.)

Цели урока: 1. Уяснить суть происшедшего под Сталинградом начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

2. Показать учащимся великий подвиг защитников Сталинграда во время Великой Отечественной войны.

3. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, чувству национальной гордости за великий подвиг советского народа.

Эпиграф урока: «…Здесь всё смешалось в этой круговерти:

Огонь и снег, пыль и свинцовый град.

Кто уцелеет здесь…до самой смерти

Не позабудет город Сталинград.»


Оборудование: карта «Сталинградская битва», плакаты «Родина-мать зовёт!», «Никто не забыт, и ничто не забыто!», «Всё для фронта! Всё для победы!», цветные репродукции «Мамаев курган», «Дом Павлова», «Площадь павших борцов»; выставка книг, посвящённая Сталинградской битве», карточки с документами, подготовленные учащимися по предварительному заданию, диск «Великая Отечественная война»


На доске записаны даты Сталинградской битвы:

12 июля 1942 г. – Ставкой Верховного командования образован Сталинградский фронт. 17 июля на этом направлении развернулись бои.

14 сентября 1942 г. – гитлеровцы вышли к центру города в районе вокзала.

19-20 ноября 1942 – войска Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов перешли в наступление.

31 января 1942 г. – пленение фельдмаршала Паулюса, его штаба и большей части оставшихся у него к тому времени войск.

2 февраля 1943 – сдача в плен остальных фашистских войск, окружённых в Тракторозаводском районе Сталинграда.


Ход урока.

Учитель: Сталинград – это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград – это символ мощи и величия нашего государства. Под Сталинградом Красная Армия сломала хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства. Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости. Именно здесь, на берегах Волги, решался исход не только Отечественной, но и второй мировой войны. Пройдут годы, но Сталинград никогда не сотрётся со страниц истории.

Ученик: Сталинград!.. Наверное, не так уж много на земле мест, к которым было бы так надолго приковано внимание людей разных стран мира, как было оно приковано к Сталинграду в далёком 1942 году. Этот город в течение двухсот дней был центром ожесточённых и кровопролитных боёв, здесь неумолчно дни и ночи гремели взрывы бомб и снарядов, дымились развалины зданий, плавился асфальт площадей и улиц, бушевал огонь на самой Волге, покрытой нефтью, хлынувшей из разрушенных хранилищ.

Ученица: Летом 1942 года обстановка складывалась далеко не в пользу Советского государства. После поражения под Москвой немецкое командование решило вернуть стратегическую инициативу на советско-германском фронте. На лето 1942 г. Был разработан план «Брауншвейг». В соответствии с директивой Гитлера № 45 германские войска должны были нанести удар в районе Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой.

Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. «Мы штурмуем Сталинград и возьмём его», - хвастливо твердил Гитлер. Тщетно! «Выстоять и победить!» - эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание каждого защитника волжской твердыни. Упорное сопротивление советских войск спутало планы врага.

Учитель: 28 июля вышел приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, он больше известен под названием «Ни шагу назад!» (знакомство с документом, выслушивание мнений учащихся по поводу его содержания значения)

Ученица: 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была перенацелена немцами 4-я танковая армия. Позже в сражение были втянуты две румынские и одна итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий, а в августе – 69, то в сентябре уже – 81 дивизия. Сталинградское направление было для фашистов главным. Ломая упорное сопротивление советских воинов, враг, несмотря на потери, упорно рвался к городу (использование карты).

В районе Сталинграда враг имел полуторное превосходство в людях, двойное – в орудиях и многократное в танках и самолётах.

Ученик: Самым трудным для Сталинграда был день 23 августа 1942 г. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских бомбардировщиков. Немцы методично сбрасывали то зажигательные, то тяжёлые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, кварталы, рушились, как карточные, здания школ, превращённые в госпитали, культурно-бытовые учреждения. По ночам город напоминал гигантский костёр. ( слова произносятся на фоне кадров из к/ф «Сталинградская битва»)

Учитель: Нацистская пропаганда поспешила объявить, что «крепость большевиков у ног фюрера». Тогда гитлеровцы не предполагали, что настанет час по всей Германии зазвучит погребальный звон колоколов трара по случаю потрясающего поражения на берегах Волги.

Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк. Ефрейтор О.Гельман писал своей невесте: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, - мужчины и женщины».

Фашисты гибли сотнями. В центре города во многих зданиях засели фашистские автоматчики, перебравшиеся через поредевшие ряды защитников Сталинграда. Немцы вышли к городской переправе, которую защищал отряд из 80 чекистов и милиционеров. Штаб дивизии генерал-майора А.И.Родимцева находился в 5 м от воды и в 250 м от переднего края. Но эти метры гитлеровцы не сумели преодолеть.

Несгибаемая стойкость, массовый героизм, высокое воинское мастерство советских бойцов срывали штурм за штурмом.

Давайте же вспомним героев-сталинградцев.

Ученик: Как трудно было умирать

солдатам, помнящим о долге,

в том самом городе на Волге –

глаза навеки закрывать.


Как страшно было умирать:

давно оставлена граница,

а огненная колесница

войны

ещё ни шагу вспять…


Как горько было умирать:

«Чем ты подкошена, Россия?»

Чужою силой иль бессильем

своим?» - им так хотелось знать.


А пуще им хотелось знать,

солдатам, помнящим о долге,

чем битва кончится на Волге,

чтоб легче было умирать…

Чтение документов: (учащиеся зачитывают выдержки из документов на карточках, эти документы найдены самими учащимися по предварительному заданию в различных источниках в школьной библиотеке, по ходу чтения на экран проецируются соответствующие слайды)

1-й документ: Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова».В конце сентября 1942 г. Командир отделения сержант Я.Ф.Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырёхэтажный дом, уже занятый немцами.

Гвардейцы выбили врага и превратили здание в опорный пункт. Ночью 2 октября пришло подкрепление – пулемётный взвод лейтенанта И.Ф.Афанасьева, группа бронебойщиков и несколько миномётчиков. Гарнизон «Дома Павлова» состоял из 25 человек.

58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств. Яростно и ожесточённо штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью.

Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

2-й документ: В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В.Г.Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он лично в уличных боях, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс.

3-й документ: В разгар боя связисту Матвею Путилову при исправлении повреждённой линии раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистам 308-й стрелковой дивизии.

4-й документ: Артиллерист В.Я.Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.

5-й документ: Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом, он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с экипажем.

6-й документ: Санинструктор Е.Ф.Богданова вынесла с поля боя 120 раненых бойцов с их оружием. Уничтожила при этом 8 немцев, была ранена, но с поля боя не ушла.

Ученица: (читает стихи на фоне песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя..»)

Никто не знает их фамилий,

О них не песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын, и чей-то милый,

И чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,

Жить начинавшие едва,

И было небо голубое,

Была зелёная трава.

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли.

Они прикрыли жизнь собою,

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

Ученик: (на фоне кадров из к/фильма) Мамаев курган…В дни Сталинградского сражения он был отмечен на картах генеральных штабов всех стран мира. Здесь, начиная с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 года, 140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб, неумолимо бушевали вихри свинца и рваного железа. Здесь насмерть стояли советские воины, здесь решалась судьба будущей победы. В неимоверно трудных условиях советские войска отразили до 700 вражеских атак.

Ученица: (на фоне кадров из к/фильма) Дорогой жизни для осаждённого города стали переправы. Через них шло снабжение прижатой к самому берегу 62-й армии. Гитлеровцы вели артиллерийский, миномётный и пулемётный огонь по судам, курсирующим между берегами. Над двухкилометровой ширью Волги кружили, бомбили и стреляли вражеские самолёты.

Моряки волжской военной флотилии и волжские речники сделали во врем Сталинградской битвы 35,5 тыс.боевых рейсов, перевезли на правый берег более 100 тыс.бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Учитель: (работа по карте) В сентябре 1942 года Советское Верховное Главнокомандование разработало замысел военных действий на зиму 1942/43 года, которым предусматривалось вырвать у врага стратегическую инициативу и начать массовое его изгнание из пределов Советского Союза. Вначале предстояло разгромить вражескую группировку в междуречье Волги и Дона, а затем нанести удар на Северном Кавказе, Верхнем Дону и в Донбассе.

В итоге напряжённой работы был представлен план грандиознейшей наступательной операции. Замысел состоял в том, чтобы мощными ударами разгромить фланги ударной группировки противника, а затем окружить и уничтожить главные силы немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Ученик: (на фоне кадров из к/фильма)19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских полей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс.орудий и миномётов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его сопротивление, пошли вперёд. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. Начался второй период Сталинградской битвы – период контрнаступления советских войск.

23 ноября передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе г. Калача.

Ученица: Кольцо окружения замкнулось. Группировка немецко-фашистских войск численностью 330 тыс. человек с многочисленной техникой и вооружением оказалась в котле.

Во избежание напрасного кровопролития советское командование предъявило окружённым ультиматум с предложением капитулировать, но это гуманное предложение было отклонено. Гитлер требовал от фашистских солдат держаться до последнего. Он направлял им по радио поощрения – повышения в званиях, а на самолётах - целые мешки с наградными Железными крестами. Генералу Паулюсу Гитлер присвоил звание фельдмаршала. Однако ничто не могло уже спасти обречённых.

После войны, уже в 1953 г., бывший командующий окружённой группировкой генерал-фельдмаршал Ф.Паулюс написал: «Хорошо продуманный план Сталинградской битвы, разработанный советским командованием, был осуществлён с точностью часового механизма.»

Учитель: 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага. 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага.

Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. В 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась. В ходе сражения было уничтожено 35 дивизий и бригад противника, ещё 16 потеряли больше половины своего состава. Подобной катастрофы Германия ещё никогда не переживала. Поражение было настолько велико, что Гитлер вынужден был заявить: «…возможность окончания войны на Востоке посредством наступления больше не существует. Это мы должны ясно представить себе».

Ученик: Мир был поражён и восхищён легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны. В те дни на имя И.В.Сталина от многих государственных и политических деятелей пришли поздравительные телеграммы. В послании президента США Ф.Рузвельта Сталинградская битва названа эпической борьбой, результаты которой празднуют все американцы. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль назвал победу Советской Армии под Сталинградом изумительной. А король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

Ученица: О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, улиц и площадей. Только в Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и посёлков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда.

На Мамаевом кургане на площади Героев возведена 100-метровая стена в виде сильно удлинённого знамени, на котором выбиты слова «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они. Да, они были простыми смертными».

Учитель: Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них будет вечна.

Давайте перелистаем несколько страниц Альбомов Памяти, хранящихся в зале Воинской славы на Мамаевом кургане.

(показ слайдов под мелодию песни «На Мамаевом кургане тишина…»

***

Отчизна! Я дрался за тебя, не зная страха. Если потребуется, меня увидишь снова в первых рядах бойцов.

К.Винокуров, Москва

***

Я защищал тебя, Сталинград! Ты красив и молод теперь.

А.Пименов из Краснодара

***

Я из армии Рокоссовского, 138-й полк. При окружении дважды ранен…Пусть ещё кто посмеет поднять руку на нашу Родину, я встану на её защиту так же, как под Сталинградом.

Сорокин, г.Липецк

***

Я горжусь, что я русская, что моё поколение спасло человечество от смертельной опасности. Светлая память вам, недожившим, но победившим!

г. Ангарск

***

Я защищал Сталинград. Потерял ноги на Мамаевом кургане. Да здравствует мир!

Бубенков

***

Дорогой папочка, я никогда не видела тебя живым и мёртвым тоже, но могиле твоей побывала. Я очень благодарна всем, кто построил этот памятник. А жизнь продолжается: у тебя, дорогой папочка, теперь есть внуки и внучки.

Мазаева

***

У меня никто не погиб на Мамаевом кургане. Но я не смогла уйти отсюда без слёз..

Л.Саворонова, г. Новосибирск

***

Я дрался с фашистами на других фронтах, но сердце моё было с защитниками Сталинграда.

Инвалид войны, орденоносец Булкин, г. Тюмень

***

Нет сил, чтобы удержать слёзы…

Всегда скорбящие вдовы

***

Самый лучший венок памяти героев – это наш честный труд во имя светлого будущего. Родина! Мы дадим нефть!

Нефтяники Тюмени, 1975 г.

***

Да! Мы тоже простые смертные, и мы тоже выполним свой патриотический долг перед Родиной-матерью. Клянёмся вашими именами, герои.


Учитель: Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними всё в долгу.

(в честь павших героев объявляется минута молчания)

Завершение урока.




Урок истории "Волжская твердыня" 9 класс.
  • История
Описание:

Урок «Волжская твердыня» посвящён Сталинградской битве. Он подготовлен  для учащихся 9 класса, но такой урок можно провести и в 11 классе. На уроке учащиеся осознают значение Сталинградской битвы не только в ходе Великой Отечественной войны , но и в ходе Второй мировой войны. Музыкальное оформление, использование стихов и фрагментов документов имеют большое значение в эмоциональном воздействии на учеников. Содержание урока имеет большое воспитательное значение, особенно воспитание патриотизма.

Автор Филиппова Александра Мавровна
Дата добавления 20.04.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 277
Номер материала 59860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓