Урок
истории в 8 классе «Отечественная война 1812 года» (второй урок по теме).
Тип
урока:
комбинированный.
Цели:
1.
углубить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года;
2.
развивать навыки работы с документами, картой и схемой;
3.
формировать навыки исследовательской работы;
4.
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского
народа.
Оборудование: Карта
«Отечественная война 1812 года», схема «Бородинское сражение», элементы схемы
для составления кластера, набор разнообразных заданий, презентация, проектор,
компьютер, УМК под ред. Данилова, Косулиной.
Ход
урока:
-Продолжая
изучать Отечественную войну 1812 года, проведем небольшое повторение и плавно
перейдем к изучению новой информации об этом событии.
1)
Поработаем с числами (написаны на доске) и постараемся их разгадать (ученики
предлагают варианты ответов):
Числа:
200
– лет с года Отечественной войны
12
– июня войска Наполеона напали на Россию
600 000
– численность Великой армии
1372
– орудия у французов
220 000
– численность русской армии
900
– орудий у русской армии
110
- км от Бородино до Москвы
26
– августа состоялось Бородинское сражение
44 000
– потери русских в Бородинском сражении
60 000
– потери армии Наполеона
2)
-Чтобы все имели возможность заработать оценки, у нас на уроке работает «Ярмарка
заданий» – вы можете выбрать себе задание по душе (см. приложение).
-Война 1812 года
оставила неизгладимый след в жизни русского народа. На территории нашей страны
находится множество памятников, посвященных этой войне. Один из них – это музей
Отечественной войны в Москве, построенный на месте бывшей деревни Фили, где как
вы помните происходил военный совет, и решалась судьба Москвы. Давайте сегодня
пройдемся по залам этого музея.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого
года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский бог?
А.С.Пушкин.
Изучив до конца
тему, постараемся ответить на этот вопрос.
Зал 1. Начало войны. По ходу работы заполняется
кластер на доске (см. приложение).
Сравнительная
таблица (выделенные элементы вносятся учащимися)
Россия
|
Франция
|
Характер войны
|
Отечественная
|
Завоевательная
|
Главнокомандующие
|
Александр 1
М.Барклай де Толли
М.Кутузов
|
Наполеон Бонапарт
|
Чьи
это слова?
·
“Общество
желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки” (Ал-др 1)
·
“Вам
придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли
крови!” (Кутузов)
·
Я
буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её (Наполеон)
·
«С
потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе
сохранить армию.»
(Кутузов)
·
“
Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы
показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть
непобедимыми” (Наполеон)
·
“Я
не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в
царстве моём” (Ал-др 1)
Зал 2. Взгляд в будущее
Определим
планы сторон накануне войны:
Учащиеся называют:
Россия:
отступать с целью объединения и сохранения армий
Франция
разгром русских армий поодиночке в приграничных сражениях
Зал 3. Вспомним их поименно
В
зале 3 представлены портреты Героев войны 1812 года. Чьи портреты могут
находиться в этом зале?
Учащимся
предлагаются перепутанные элементы схемы – фамилии важнейших участников войны,
необходимо выбрать нужные фамилии– при ответах учащихся заполняются элементы
кластера «Герои»
Зал 4. Истории славной великие даты: при помощи
ответов учащихся происходит постепенное заполнение таблицы (совместно с
учащимися) и работа с картой.
Дата
|
Событие
|
4-6
августа 1812 г.
|
Поражение
русских войск в битве за Смоленск. Предложение Наполеона Александру I о мире.
|
8
августа 1812 г.
|
Назначение
М.И.Кутузова главнокомандующим.
|
26
августа1812 г.
|
Бородинское
сражение.
|
1
сентября 1812 г
|
Военный
совет в Филях
|
2
сентября 1812 г.
|
Русская
армия покинула Москву
|
Сообщение
учащегося «Армия Наполеона в Москве»
12
октября 1812 г.
|
Сражение
под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.
|
Сообщение учащегося «Сражение под Малоярославцем»
14-16
ноября 1812 г.
|
Сражение
у реки Березины
|
Сообщение
учащегося «Изгнание французской армии из России. Партизанское движение»
Зал 5. Народная война
Партизанская
война – одна из ярчайших сторон Отечественной войны.
Кого
называют партизанами?
Фамилии
героев – партизан войны 1812 года.
Денис
Давыдов, Ал-др Сеславин, Ал-др Фигнер, Герасим Курин, Василиса Кожина
Полное изгнание Наполеона
из России окончилось в декабре 1812 года. Последняя дата Отеч. войны – 25
декабря - Манифест
Александра I о победе России в войне с Наполеоном
Зал 6. Память
-Отечественная
война 1812 года надолго, а может быть и навсегда останется в памяти русского
народа. Чтобы не забылись эти события в России установлено множество
архитектурных и скульптурных памятников, войне посвящено множество литературных
произведений. Наиболее знаменитые памятники:
В литературе: роман
Л.Н.Толстого «Война и мир», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
В архитектуре:
1.
Храм Христа Спасителя (Москва). Был построен по проекту
архитектора Константина Тона.
Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года,
освящён — 26 мая 1883 года.
2. Моско́вские Триумфа́льные воро́та
(Триумфальная арка) — сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной
войне 1812 года.
3.
Здание Генерального штаба, С.-Петербург. Историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси.
4.
Александровская колонна, С.-Петербург. высотой 25,6 метров. Воздвигнут
в 1834 году в
центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по
указу императора Николая I в
память о победе над Наполеоном.
5. Каза́нский собо́р — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма.
Построен в 1801—1811 годах архитекторомА. Н. Воронихиным. После Отечественной
войны 1812 года
приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был
похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
А также множество
скульптурных произведений в Москве, Смоленске и других городах России.
-Вернемся
к эпиграфу урока и ответим на поставленный в начале урока вопрос.
Гроза двенадцатого
года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский бог?
А.С.Пушкин.
Приложение
– кластер.
Россия
|
Франция
|
Отступление
с целью объединения и сохранения армий
|
Разгром
русских армий поодиночке в приграничном сражении
|
Россия
|
Франция
|
Характер войны
|
Освободительный
(Отечественный)
|
Завоевательный
|
Главнокомандующие
|
Александр
I
Барклай
де Толли
Кутузов
|
Наполеон
Бонапарт
|
Дата
|
Событие
|
12
июня
|
Вторжение армии Наполеона в
Россию
|
4-6
августа
|
Смоленское
сражение
|
8
августа
|
назначение
Кутузова Главнокомандующим российской армии
|
26
августа
|
Бородинское сражение
|
1
сентября
|
Военный
совет в Филях
|
2
сентября
|
Русская армия покинула Москву
|
12 октября
|
Сражение
под Малоярославцем
|
14-16
ноября
|
Сражение у реки Березины
|
25
декабря
|
Манифест Александра I об изгнании захватчиков из России и о победе в войне
|
Приложение
– задания для «Ярмарки заданий»
1. Задача:
найти и исправить ошибки
В 120 км. от Москвы, у села Бородино 3 русские
армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомандующий русской армией,
решил дать генеральное сражение. Расположение русских войск на Бородинском поле
было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в
Смоленск. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 г. Русские
войска проиграли Бородинское сражение и вынуждены были отступать. На военном
совете в Филях Александр I решил оставить Москву, вопреки мнению Кутузова М.И.,
так как необходимо было сохранить армию и флот.
2. Документ (от имени французского воина)
Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон
приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они
пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там -
мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им
представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий
офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не
подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает
иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нужно вам и зачем
пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить
Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу.
Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».
Жолли: «...Им (Наполеоном - Сост.)
овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их
присутствия и сопротивления».
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к
Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал
Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский
главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый
через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»
М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный
план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».
Вопрос: Какая
задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли
ему выполнить ее?
3. Документ
(от имени французского воина)
Г. Роос: «Во всех отношениях мы
перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка
сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были
довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые
же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».
Дедем: «Несмотря на тщательные меры
подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия
противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман.
Дороги, сами по себе неудовлетворительные,
вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и
движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались
положительно непроходимыми.
Сожжение магазинов, порча мельниц, угон
скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна,
располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения
многочисленной французской армии.
Вся переписка французских генералов в
первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на
недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским
удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели
успех, одержанный над неприятелем.
Можно с уверенностью сказать, что уже
вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий
голод».
Вопрос: С
какими трудностями столкнулась французская армия в России?
4. Документ
(от имени М. И. Кутузова)
Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е. П.
Карпова): «Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии
разобщены непроходимыми оврагами... В одном глубоком овраге речка!... Позади
позиции Москва-река... За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к
восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели
неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до
последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С
потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»
М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не
потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и
сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым
уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен,
пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность
обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества...
Приказываю отступать!»
Вопрос: Какова
была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем?
Каковы были причины принятия этого решения?
5. Задание:
установи правильное соответствие терминов и их определений
1.
Инфантерия
|
1.
Артиллерийское
подразделение из нескольких орудий
|
2.
Фураж
|
2.
Род войск с
огнестрельным вооружением
|
3.
Флеши
|
3.
Офицер, состоящий при военном
начальнике для выполнения его поручений
|
4.
Кавалерия
|
4.
Пехота
|
5.
Артиллерия
|
5.
Земляные укрепления
|
6.
Адъютант
|
6.
Корм для лошадей
|
7.
Батарея
|
7.
Добровольное войско,
создаваемое в помощь регулярной армии
|
8.
Ополчение
|
8.
Конное войско
|
6. Разгадайте
кроссворд
1.Место, где состоялась главное сражение
войны.
2.Полководец, главнокомандующий
русской армии.
3.Земляные укрепления.
4.Генерал,командующий 2-й
армией после Бородинской битвы
5.Место последнего сражения войны 1812
года.
6.Место соединения Русских
армий.
7.Генерал,герой войны 1812
года.
8.Основатель партизанского движения.
9.Пограничная река.
10.Место командного Пункта
Наполеона на Бородинском поле.
11.Место отдыха и перегруппировки русской армии.
12.Члены боевых отрядов составленных из местных жителей.
13.Командир русской батареи на Бородинском
поле.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.