Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории в 8 классе

урок истории в 8 классе

Скачать материал

4      Урок истории в 8 классе: Отмена крепостного права

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значения для развития страны, дать оценку реформе;
  • Провести исторический анализ литературных произведений;
  • Развевать навыки работы с документами статическими данными, обобщать материал, выделять главное.

Тип урока: комбинированный

1.      ??  « Сдаю  тебе   мою   команду,  но,  к  сожалению,  не   в   таком   порядке,   как  желал.  Оставляю  тебе   много  трудов   и  забот» - говорил,  умирая,  Николай I.   О чем он говорит?    (Слайд 1)

2.      30.03.1854 г.  Александр  II  выступил   с  речью   перед   московским  дворянством,  где   впервые   заговорил   о  необходимости   отмены   крепостного   права: «… лучше,   если   это   произойдет   сверху,   нежели   ждать,   когда   это   свершится    снизу». О чем здесь говорится?                                                                  (Слайд 2)

- Авторы говорят об особо острой проблеме – это отмена   крепостного  права (тема сегодняшнего урока).                                (Слайд 3)

?? Что такое крепостное право?   (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности и подчиняются судебной и административной власти помещиков. Крестьяне являются собственностью помещиков)                 (Слайд 4)

 

- В  середине XIX века   в   России   сложились  все   предпосылки   для   отмены  крепостного  права,  тем   не  менее,   принять   решение   об  отмене  крепостного  права Александр II  был   вынужден   под  воздействием   не    столько   внутренних,  сколько   внешних   обстоятельств.

 

?? Назовите причины отмены крепостного права.                  (Слайд 5)     

 

Причины: 1. Низкая производительность крепостного труда         крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства (крестьяне не заинтересованы в результатах своего труда, т.к. весь урожай принадлежал помещику)

2. Отсутствие личной свободы крестьян  -  крепостное право - препятствует дальнейшему развитию промышленности, т.к. предпринимателям неоткуда взять наемных рабочих.

3. Крепостное право – угроза общественного спокойствия.

4. Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства.

5. Крымская война (поражение наглядно показало экономическую и военно – техническую отсталость страны)

 

Таким образом, крепостное право  препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав. Ко второй половине XIX века Россия значительно отставала по темпам экономического роста от Европы, что привело к ослаблению армии, усугубило финансовое положение страны, что в свою очередь спровоцировало крестьянские волнения. Все это вынуждало Александра II предпринять срочные меры.

 

1.                                         Основные положения Манифеста от 19 февраля 1861года. (Слайд 6)

 

Итак, 19 февраля 1861 года Александр II подписал

1.     Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

2.      «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

 

Подписание документа не случайно было приурочено к 19 февраля – это была 6-ая годовщина восшествия Александра II на престол. Обнародован законопроект был 5 марта 1861 года.                                                                                             (Слайд №7)

 

Эти документы положили начало крестьянской реформы.

А) Личное освобождение крестьян                                                (Слайд №8)

 Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать.

Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак.

Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

 

   Б) Наделение крестьян землёй. Выкупные операции                   (Слайд № 9)

Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.

Итак, теперь мы приступаем к наиболее важной части нашего урока. Сейчас мы должны разобраться в таких вопросах:

??   При каких условиях происходило наделение крестьян землёй, и как совершалась выкупная сделка.

??  О чём свидетельствуют те факты, что 20-40% земли отрезали от крестьянского надела? ( У большинства крестьян землю отрезали. Получается, что после реформы малоземелье крестьянства приобрело ещё более тяжёлые формы)

 

Порядок совершения выкупной сделки

??  Почему переход крестьян так затянулся?  ( Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами)

 

Выкупная операция.

 

Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли.

Помещику крестьянин выплачивал сам 20 – 25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.

Государство оплачивало 75 – 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.

 

Временнообязанные отношения.

 

До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. Сроки перехода крестьян из временнообязанного состояния “на выкуп” не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. Выкуп усадебной земли мог производиться в любое время по требованию крестьянина.

Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая Слайд 13:

ü Становилась юридическим собственником земли крестьян.

ü Распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.

ü Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась “обязанность” следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.

Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.

На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.

 

Мировые посредники

В)  Введение крестьянского самоуправления                  (Слайд №10)

 

??   Как вы думаете, как восприняли крестьяне реформу 1861 г? Чем объясняется их реакция?

Крестьяне восприняли манифест как «ненастоящую» волю, т.к. были глубоко убеждены, что земля, сотворенная богом, должна принадлежать тем, кто на ней трудится. Помещики не трудятся на земле и никакого права на владение ею не имеют. Настоящий её владелец – труженик – крестьянин.

Крестьяне не могли поверить, что ещё на два года они остаются в фактически прежней власти помещика и должны по-прежнему отрабатывать барщину и платить оброк.

 

Историческое значение реформы

 

В чем историческое значение реформы 1861 г.? Правомерно ли называть эту реформу Великой?                                                                 (Слайд №11)

Крестьянская реформа 1861 г. - важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:

а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;

б) способствовала росту темпов экономического развития;

в) способствовала складыванию новой социальной структуры,
появлению новых социальных слоев - пролетариата и про­мышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.

Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильней­шим нравственным потрясением для помещиков; с другой стороны -реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.

 

Порвалась цепь великая,

Порвалась—расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

                            А.Н. Некрасов

 

 

 

 III. Закрепление изученного материала

Исторический диктант (Слайд № 12)

О ком или о чем идет речь?

1.     Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 года от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп. (временнообязанный)

2.     Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции (уставная грамота)

3.     Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (отрезки)

4.     Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (Мировые посредники)

5.     Преобразование в какой-либо сфере государства (реформа)

 

В 2011 году Банк России  выпустил памятную монету, посвящённую

150-летию выхода «Манифеста об отмене крепостного права»

 Золото 999 пробы, 1000 рублей. (слайд №14)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории в 8 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок истории в 8 классе "Отмена крепостного права"

  Урок истории в 8 классе: Отмена крепостного права

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значения для развития страны, дать оценку реформе;
  • Провести исторический анализ литературных произведений;
  • Развевать навыки работы с документами статическими данными, обобщать материал, выделять главное.

Тип урока: комбинированный

1.      ??  « Сдаю  тебе   мою   команду,  но,  к  сожалению,  не   в   таком   порядке,   как  желал.  Оставляю  тебе   много  трудов   и  забот» - говорил,  умирая,  Николай I.   О чем он говорит?    (Слайд 1)

2.      30.03.1854 г.  Александр  II  выступил   с  речью   перед   московским  дворянством,  где   впервые   заговорил   о  необходимости   отмены   крепостного   права: «… лучше,   если   это   произойдет   сверху,   нежели   ждать,   когда   это   свершится    снизу». О чем здесь говорится?                                                                  (Слайд 2)

- Авторы говорят обособо острой проблеме – это отмена   крепостного  права (тема сегодняшнего урока).                                (Слайд 3)

?? Что такое крепостное право?   (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности и подчиняются судебной и административной власти помещиков. Крестьяне являются собственностью помещиков)                 (Слайд 4)

 

- В  середине XIX века   в   России   сложились  все   предпосылки   для   отмены  крепостного  права,  тем   не  менее,   принять   решение   об  отмене  крепостного  права Александр II  был   вынужден   под  воздействием   не    столько   внутренних,  сколько   внешних   обстоятельств.

 

?? Назовите причины отмены крепостного права.                  (Слайд 5)     

 

Причины: 1. Низкая производительность крепостного труда               крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства (крестьяне не заинтересованы в результатах своего труда, т.к. весь урожай принадлежал помещику)

2. Отсутствие личной свободы крестьян  -  крепостное право - препятствует дальнейшему развитию промышленности, т.к. предпринимателям неоткуда взять наемных рабочих.

3. Крепостное право – угроза общественного спокойствия.

4. Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства.

5. Крымская война (поражение наглядно показало экономическую и военно – техническую отсталость страны)

 

Таким образом, крепостное право  препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав. Ко второй половине XIX века Россия значительно отставала по темпам экономического роста от Европы, что привело к ослаблению армии, усугубило финансовое положение страны, что в свою очередь спровоцировало крестьянские волнения. Все это вынуждало Александра II предпринять срочные меры.

 

1.                                         Основные положения Манифеста от 19 февраля 1861года. (Слайд 6)

 

Итак, 19 февраля 1861 года Александр II подписал

1.     Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

2.      «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

 

Подписание документа не случайно было приурочено к 19 февраля – это была 6-ая годовщина восшествия Александра II на престол. Обнародован законопроект был 5 марта 1861 года.                                                                                             (Слайд №7)

 

Эти документы положили начало крестьянской реформы.

А) Личное освобождение крестьян                                                (Слайд №8)

 Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать.

Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак.

Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

 

   Б) Наделение крестьян землёй. Выкупные операции                   (Слайд № 9)

Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.

Итак, теперь мы приступаем к наиболее важной части нашего урока. Сейчас мы должны разобраться в таких вопросах:

??   При каких условиях происходило наделение крестьян землёй, и как совершалась выкупная сделка.

??  О чём свидетельствуют те факты, что 20-40% земли отрезали от крестьянского надела?( У большинства крестьян землю отрезали. Получается, что после реформы малоземелье крестьянства приобрело ещё более тяжёлые формы)

 

Порядок совершения выкупной сделки

??  Почему переход крестьян так затянулся? ( Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами)

 

Выкупная операция.

 

Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли.

Помещику крестьянин выплачивал сам 20 – 25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.

Государство оплачивало 75 – 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.

 

Временнообязанные отношения.

 

До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. Сроки перехода крестьян из временнообязанного состояния “на выкуп” не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. Выкуп усадебной земли мог производиться в любое время по требованию крестьянина.

Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая Слайд 13:

üСтановилась юридическим собственником земли крестьян.

üРаспределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов.

üОтвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась “обязанность” следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.

Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.

На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.

 

Мировые посредники

В)  Введение крестьянского самоуправления                  (Слайд №10)

 

??   Как вы думаете, как восприняли крестьяне реформу 1861 г? Чем объясняется их реакция?

Крестьяне восприняли манифест как «ненастоящую» волю, т.к. были глубоко убеждены, что земля, сотворенная богом, должна принадлежать тем, кто на ней трудится. Помещики не трудятся на земле и никакого права на владение ею не имеют. Настоящий её владелец – труженик – крестьянин.

Крестьяне не могли поверить, что ещё на два года они остаются в фактически прежней власти помещика и должны по-прежнему отрабатывать барщину и платить оброк.

 

Историческое значение реформы

 

В чем историческое значение реформы 1861 г.? Правомерно ли называть эту реформу Великой?                                                                 (Слайд №11)

Крестьянская реформа 1861 г. - важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:

а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;

б)способствовала росту темпов экономического развития;

в)способствовала складыванию новой социальной структуры,
появлению новых социальных слоев - пролетариата и про­мышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.

Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильней­шим нравственным потрясением для помещиков; с другой стороны -реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.

 

Порвалась цепь великая,

Порвалась—расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

                            А.Н. Некрасов

 

 

 

 III. Закрепление изученного материала

Исторический диктант (Слайд № 12)

О ком или о чем идет речь?

1.     Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 года от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп. (временнообязанный)

2.     Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции (уставная грамота)

3.     Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (отрезки)

4.     Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (Мировые посредники)

5.     Преобразование в какой-либо сфере государства (реформа)

 

В 2011 году Банк России  выпустил памятную монету, посвящённую

150-летию выхода «Манифеста об отмене крепостного права»

 Золото 999 пробы, 1000 рублей. (слайд №14)

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 475 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 452
    • DOCX 35.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аккужина Рамиля Рафкатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аккужина Рамиля Рафкатовна
    Аккужина Рамиля Рафкатовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13336
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 205 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 437 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе