Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории в 7 классе на тему "Тишайший" царь "Бунташного" века"

Урок истории в 7 классе на тему "Тишайший" царь "Бунташного" века"

Скачать материал

Сценарий урока по истории в 7-м классе «Тишайший» царь «Бунташного» века».  


Тема: «Царь Алексей Михайлович Романов».

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича и охарактеризовать внутреннее положение России в первые годы его царствования.
  • Работать над развитием критического (аналитического) мышления обучающихся.
  • Воспитывать чувство уважения к истории нашего Отечества.

Стадия «Вызов»

Учебная задача

Форма работы

Пробуждение интереса к изучаемой теме

Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация)

Актуализация прежних знаний

Приём «Аналогия в схемах»

Активизация мыслительной деятельности

Приём «Три подсказки»
Самостоятельная формулировка темы урока

Стадия «Осмысление»

Учебная задача

Форма работы

Знакомство  обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича

Лекция с элементами беседы (использование дополнительного материала)

Характеристика внутреннего положения
России в первые годы царствования Алексея Михайловича

Чтение и анализ предложенного учебного текста.
Работа в группах по выполнению дифференцированных заданий

Стадия «Рефлексия»

Учебная задача

Форма работы

Выявление уровня усвоения изучаемого материала

Защита итогов работы в группах (представление, обсуждение).

Пробуждение интереса к дальнейшему изучению темы

Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация)
Дифференциация домашнего задания

Время реализации занятия: 40 минут

Авторский медиапродукт: Презентация 14 слайдов; операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word (Приложение 1)

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала
  2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
  3. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
  4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Оборудование: компьютер, проектор

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слова учителя: «Здравствуйте. Я рада вас видеть.
Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в такое путешествие».

 «Вызов»  –  первый этап урока.

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока при помощи подсказок учителя.
Подсказка 1.
Посмотрите на слайд (
Приложение 1, слайд 2)
и скажите, что изображено на представленной иллюстрации? Что символизируют эти предметы?
Посмотрите на слайд (
Приложение 1, слайд 3)
и ответьте, по какому принципу образована представленная схема? Почему вы так решили? (Принцип: отец, сын)
Подсказка 3. В схеме написано имя того, с кем мы сегодня познакомимся более подробно, и о ком речь не шла еще на уроках истории. О ком я говорю? (Алексей Михайлович)
А теперь сопоставим все три подсказки (
Приложение 1, слайд 4) и сформулируем тему нашего урока.
Обучающиеся  самостоятельно формулируют тему  урока «Царь Алексей Михайлович Романов» (
Приложение 1, слайд 5).

 Второй этап урока – «Осмысление»

Сегодня мы познакомимся со вторым царем династии Романовых  – Алексеем Михайловичем, который правил с 1645-1676 гг. и рассмотрим внутренне положение России в первые годы его царствования.
Современники прозвали его Тишайшим. А как вы думаете, почему он получил такое прозвище? Варианты детей.
Предлагаю обратиться к слайду (
Приложение 1,  слайд 6)и посмотреть, что по этому поводу писал историк В.О. Ключевский.
Задание:
Ребята, выделите ключевые слова, которые объясняют характер царя.
Алексей Михайлович был добрым, незлобным, строгим, но справедливым человеком. Иногда у него случались вспышки гнева, но, остынув, он спешил на встречу обиженному со словами примирения. К царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет стали учить читать, в 7 – писать. В зрелые годы он не только писал многие документы, но сочинял вирши (стихи). Всю жизнь собирал библиотеку и часы, проведенные за книгой, сделали его одним из образованнейших людей своего времени.
Большое влияние на юного государя оказывал его воспитатель (дядька) – боярин Борис Иванович Морозов, который практически и управлял страной первые три года.
Алексей Михайлович был человеком набожным (
Приложение 1, слайд 7). Выстаивал долгие часы церковной службы, привечал богомольцев, нищих и обездоленных.
Любимым занятием царя была соколиная охота. На книге, посвященной соколиной охоте он сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей (
Приложение 1,  слайд 8). Назовите пословицу, с помощью моей подсказки: по словарю Даля, охота – одно из названий слова потеха (Приложение 1, слайд 9). А какую же надпись сделал Алексей Михайлович на книге? Выслушиваются варианты детей, ответ появляется на слайде 9 по щелчку мыши: «Делу – время, потехе – час».
Ребята, как современники прозвали Алексея Михайловича? Но, несмотря на его прозвание, в годы его правления произошли важные события XVII века: Соляной бунт, Медный бунт, восстание под предводительством С.Разина, Соборное уложение, церковная реформа патриарха Никона (
Приложение 1, слайд 10).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из событий. Как вы думаете, о каком? Почему вы так решили?
Я предлагаю вам выступить в роли исторических исследователей и переместиться в архив. Среди множества пыльных папок вы нашли документ времен правления Алексея Михайловича. Данный документ лежит у вас на столах (см.
Приложение 2). Посмотрите, как он называется? Что может означать это название? Варианты обучающихся.          Ребятам предлагается самостоятельно ознакомиться с данным документом.
А теперь я предлагаю выйти из архива (встать из-за столов), потянуться вправо, влево и перейти к рабочим столам. Сейчас мы поработаем в группах.

Задания группам (Приложение 1, слайд 11):

  • 1 группа. Найдите в тексте слова,  которые могут быть непонятны нашим современникам (человеку XXI века) и запишите  их на листе.  Дайте им объяснение.
  • 2 группа. Выделите фразы и предложения, которые больше всего запомнились или произвели впечатление (не более 5 фраз) и запишите их на листе.
  • 3 группа. Сформулируйте вопросы для своих одноклассников и запишите их на листе (вопросов должно быть не больше, чем абзацев в тексте).

Третий этап урока – рефлексия

По завершению работы каждая группа представляет свой мини-проект и происходит их обсуждение.
В завершение урока предлагается прослушать небольшой текст о правлении царя Алексея Михайловича (
Приложение 1, слайд 12) .

Вывод по уроку. Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории  Российского государства времен правления Алексея Михайловича. И в дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.

Домашнее задание (Приложение 1, слайд 13)

  • Прочитать параграф восьмой и выполнить задание на ваш выбор:
  •  Найти дополнительную информацию о личности царя Алексея Михайловича (Интернет, справочники, энциклопедии и т.д.).
  • Составьте кроссворд к § 8
  • Эссе на тему: «Каким вы увидели царя в ходе Соляного бунта?»

Поблагодарить ребят за работу на уроке и попросить оценить урок, заполнив лист-опросник.

Лист оценки урока

Мне было

Я работал

Мне понравилось работать

Я ставлю себе

Я ставлю учителю

интересно

неинтересно

активно

неактивно

как обычно

с иллюстрациями

в группе

индивидуально

2

3

4

5

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории в 7 классе на тему "Тишайший" царь "Бунташного" века""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сценарий урока по истории в 7-м классе «Тишайший» царь «Бунташного» века».  

Тема: «Царь Алексей Михайлович Романов».

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича и охарактеризовать внутреннее положение России в первые годы его царствования.
  • Работать над развитием критического (аналитического) мышления обучающихся.
  • Воспитывать чувство уважения к истории нашего Отечества.

Стадия «Вызов»

Учебная задача

Форма работы

Пробуждение интереса к изучаемой теме

Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация)

Актуализация прежних знаний

Приём «Аналогия в схемах»

Активизация мыслительной деятельности

Приём «Три подсказки»
Самостоятельная формулировка темы урока

Стадия «Осмысление»

Учебная задача

Форма работы

Знакомство  обучающихся с личностью царя Алексея Михайловича

Лекция с элементами беседы (использование дополнительного материала)

Характеристика внутреннего положения
России в первые годы царствования Алексея Михайловича

Чтение и анализ предложенного учебного текста.
Работа в группах по выполнению дифференцированных заданий

Стадия «Рефлексия»

Учебная задача

Форма работы

Выявление уровня усвоения изучаемого материала

Защита итогов работы в группах (представление, обсуждение).

Пробуждение интереса к дальнейшему изучению темы

Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация)
Дифференциация домашнего задания

Время реализации занятия: 40 минут

Авторский медиапродукт: Презентация 14 слайдов; операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Microsoft Word (Приложение 1)

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала
  2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
  3. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
  4. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

Оборудование: компьютер, проектор

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слова учителя: «Здравствуйте. Я рада вас видеть.
Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в такое путешествие».

 «Вызов»  –  первый этап урока.

Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока при помощи подсказок учителя.
Подсказка 1.
Посмотрите на слайд (
Приложение 1, слайд 2)
и скажите, что изображено на представленной иллюстрации? Что символизируют эти предметы?
Посмотрите на слайд (
Приложение 1, слайд 3)
и ответьте, по какому принципу образована представленная схема? Почему вы так решили? (Принцип: отец, сын)
Подсказка 3. В схеме написано имя того, с кем мы сегодня познакомимся более подробно, и о ком речь не шла еще на уроках истории. О ком я говорю? (Алексей Михайлович)
А теперь сопоставим все три подсказки (
Приложение 1, слайд 4) и сформулируем тему нашего урока.
Обучающиеся  самостоятельно формулируют тему  урока «Царь Алексей Михайлович Романов» (
Приложение 1, слайд 5).

 Второй этап урока – «Осмысление»

Сегодня мы познакомимся со вторым царем династии Романовых  – Алексеем Михайловичем, который правил с 1645-1676 гг. и рассмотрим внутренне положение России в первые годы его царствования.
Современники прозвали его Тишайшим. А как вы думаете, почему он получил такое прозвище? Варианты детей.
Предлагаю обратиться к слайду (
Приложение 1,  слайд 6)и посмотреть, что по этому поводу писал историк В.О. Ключевский.
Задание:
Ребята, выделите ключевые слова, которые объясняют характер царя.
Алексей Михайлович был добрым, незлобным, строгим, но справедливым человеком. Иногда у него случались вспышки гнева, но, остынув, он спешил на встречу обиженному со словами примирения. К царствованию Алексея готовили заранее: в 5 лет стали учить читать, в 7 – писать. В зрелые годы он не только писал многие документы, но сочинял вирши (стихи). Всю жизнь собирал библиотеку и часы, проведенные за книгой, сделали его одним из образованнейших людей своего времени.
Большое влияние на юного государя оказывал его воспитатель (дядька) – боярин Борис Иванович Морозов, который практически и управлял страной первые три года.
Алексей Михайлович был человеком набожным (
Приложение 1, слайд 7). Выстаивал долгие часы церковной службы, привечал богомольцев, нищих и обездоленных.
Любимым занятием царя была соколиная охота. На книге, посвященной соколиной охоте он сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей (
Приложение 1,  слайд 8). Назовите пословицу, с помощью моей подсказки: по словарю Даля, охота – одно из названий слова потеха (Приложение 1, слайд 9). А какую же надпись сделал Алексей Михайлович на книге? Выслушиваются варианты детей, ответ появляется на слайде 9 по щелчку мыши: «Делу – время, потехе – час».
Ребята, как современники прозвали Алексея Михайловича? Но, несмотря на его прозвание, в годы его правления произошли важные события XVII века: Соляной бунт, Медный бунт, восстание под предводительством С.Разина, Соборное уложение, церковная реформа патриарха Никона (
Приложение 1, слайд 10).
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из событий. Как вы думаете, о каком? Почему вы так решили?
Я предлагаю вам выступить в роли исторических исследователей и переместиться в архив. Среди множества пыльных папок вы нашли документ времен правления Алексея Михайловича. Данный документ лежит у вас на столах (см.
Приложение 2). Посмотрите, как он называется? Что может означать это название? Варианты обучающихся.          Ребятам предлагается самостоятельно ознакомиться с данным документом.
А теперь я предлагаю выйти из архива (встать из-за столов), потянуться вправо, влево и перейти к рабочим столам. Сейчас мы поработаем в группах.

Задания группам (Приложение 1, слайд 11):

  • 1 группа. Найдите в тексте слова,  которые могут быть непонятны нашим современникам (человеку XXI века) и запишите  их на листе.  Дайте им объяснение.
  • 2 группа. Выделите фразы и предложения, которые больше всего запомнились или произвели впечатление (не более 5 фраз) и запишите их на листе.
  • 3 группа. Сформулируйте вопросы для своих одноклассников и запишите их на листе (вопросов должно быть не больше, чем абзацев в тексте).

Третий этап урока – рефлексия

По завершению работы каждая группа представляет свой мини-проект и происходит их обсуждение.
В завершение урока предлагается прослушать небольшой текст о правлении царя Алексея Михайловича (
Приложение 1, слайд 12) .

Вывод по уроку. Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории  Российского государства времен правления Алексея Михайловича. И в дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.

Домашнее задание (Приложение 1, слайд 13)

  • Прочитать параграф восьмой и выполнить задание на ваш выбор:
  •  Найти дополнительную информацию о личности царя Алексея Михайловича (Интернет, справочники, энциклопедии и т.д.).
  • Составьте кроссворд к § 8
  • Эссе на тему: «Каким вы увидели царя в ходе Соляного бунта?»

Поблагодарить ребят за работу на уроке и попросить оценить урок, заполнив лист-опросник.

Лист оценки урока

Мне было

Я работал

Мне понравилось работать

Я ставлю себе

Я ставлю учителю

интересно

неинтересно

активно

неактивно

как обычно

с иллюстрациями

в группе

индивидуально

2

3

4

5

2

3

4

5

 

 

 

 

 

                     

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа ОУД Иностранный язык. Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 579
  • 3
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 712
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кольцова Анна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кольцова Анна Валерьевна
    Кольцова Анна Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1033
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 369 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе