ГБОУ «Валуйская специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
VIII вида»
Урок истории России в 7 классе
Учитель Севостьянова А.Ю.
Тема. Исторические памятники
Цель. Дать обучающимся сведения о различных источниках, с
помощью которых мы узнаем о прошлом.
Задачи
Образовательные: разъяснить понятие «исторические памятники»:
дать представление о видах, познакомить с методами исторического исследования.
Коррекционно развивающие: способствовать развитию памяти, внимания,
запоминанию; продолжить знакомство обучающихся с учебником: правила пользования
учебником, нахождение иллюстраций, формировать навыки работы с тетрадью по
истории; развивать устную речь обучающихся.
Воспитательные: прививать интерес к изучению отечественной истории, воспитывать аккуратность.
Материалы
и оборудование
Схема «Исторические памятники», предметы и
инструменты для археологических раскопок.
Основные
знания
Исторические источники: устные, письменные,
вещественные.
Основные
термины и понятия
Исторические памятники, археологи.
Тип
урока
Комбинированный.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Оргмомент
|
|
|
Повторение
пройденного
материала
|
—Какую
тему изучали на предыдущем уроке?
—
Что такое история? —Зачем нужно знать исто рию?
—Кто изучает историю? —Как
ученые изучают исто рию человечества?
Учитель обращает внимание на
развитие умений обучающихся давать полные ответы
|
Вспоминают тему и содержание
предыдущего урока. Дают полный ответ. Дают ответ.
Дают полный ответ. Дают ответ
|
Актуализация знаний, объявление
новой темы
|
Вводное слово учителя.
Вы появились на свет ... лет
назад. Вспомните и назовите важные события, которые произошли за это время в
вашей семье, в стране, в мире. Ваши
родители приблизительно на 20 лет старше вас. Они могут вам рассказать о событиях,
свидетелями
|
Индивидуально обучающиеся приводят свои примеры.
|
|
которых были они. У вас есть еще дедушки и бабушки. Из рассказов
старших вы узнаете, что произошло в годы их жизни. Так передается и
сохраняется память поколений.
В старину глаза называли очами, поэтому человека,
который наблюдал события своими глазами, называли очевидцем.
Однако очевидцы по-разному выражают свое отношение
к происходившему. Именно поэтому оценки одних и тех же фактов в разных семьях
будут различными. А как узнать о событиях очень далеких времен и оценить их
значение для судеб народа и страны? Об этом мы узнаем на уроке.
Сообщение темы: «Исторические памятники»
|
Записывают тему в тетрадь
|
Изучение
нового
материала
|
Рассказ учителя.
Человек оставляет на земле след, по которому можно
восстанавливать прошлое. Прошлое ученые восстанавливают по историческим
памятникам и делят их на группы. 1. От поколения к поколению, из уст в уста
передаются предания, легенды о далеких от нас временах. Это устные памятники знаний о
прошлом.
Учитель на доске пишет: Исторические памятники:
Устные: легенды ,предания, загадки, пословицы, песни.
Вспомните легенды, загадки, пословицы, песни.
Работа
с текстом «Устные памятники».
Продолжение
работы с текстом учебника.
Учитель
продолжает заполнять схему на доске.
Письменные:
документы, законы, газеты.
Учитель дополняет, конкретизирует.
|
Записывают
в тетрадь.
Называют с помощью учителя.
Находят главные мысли,
зачитывают вслух.
Ученики
находят в тексте указанный абзац. Один ученик читает вслух, остальные следят.
|
|
Словарная
работа: архив.
Работа с текстом.
Вопрос.
На чём и чем писали древние люди?
Немало
осталось нам в наследство вещественных источников: остатки поселений,
захоронений, угли костров, осколки посуды, украшения. Наука, которая изучает
прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам), называется археологией.
Словарная работа: археология.
Их
находят при раскопках ученые-археологи. Старинную мебель, посуду, орудия
труда изучают этнографы. О давних временах рассказывают
старые здания, улицы, города.
|
Записывают
в тетрадь.
Находят
объяснение слова в учебнике.
Один
ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят.
Дают
развернутый ответ, пользуясь текстом учебника.
Записывают
в тетрадь.
Находят
объяснение слова в учебнике.
|
|
Словарная работа: археологи, этнографы.
|
Записывают
в тетрадь.
|
|
Учитель
продолжает заполнять таблицу.
Вещественные:
остатки поселений,захоронений,осколки посуды, одежда.
Задание. Выписать из текста вещественные
памятники.
Учитель
контролирует самостоятельное выполнение заданий.
|
Задание выполняют в тетради
самостоятельно, письменно.
Слушают
учителя.
|
|
Продолжение рассказа учителя.
Рассказ учителя о работе археологов во время
раскопок.
Практическая
работа. Раскопка кувшина из
земли.
Работа с текстом «Как работают археологи».
Задание. Найдите в тексте учебника, какими
инструментами пользовались археологи.
Контролирует выполнение задания.
Проговорив изученный материал, учитель подводит учащихся к выводу
|
Слушают учителя.
Ученики участвуют и наблюдают за действиями учителя.
Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят по
тексту учебника.
Ученики самостоятельно (если позволяет состав класса) находят в
тексте названия инструментов, записывают в тетрадь.
Если состав класса слабый, то идет коллективная работа под руководством
учителя. По окончании работы ученики читают записанные названия инструментов.
Слушают учителя
|
Первичное закрепление нового материала
|
Фронтальная беседа по вопросам,
-Что мы называем историческими памятниками?
- Какие исторические памятники нам известны?
- Что относится к устным...?
- К письменным...?
- К вещественным...?
- Что такое археология?
- Кто имеет право вести раскопки?
- Почему закон запрещает вести
самостоятельные раскопки?
|
Участвуют во фронтальной
беседе.
Дают ответ.
Выполняют задание.
Дают полный ответ. Дают
ответ.
Участвуют в обсуждении вопроса
|
Подведение
итогов
|
Комментирует,
объявляет оценки за работу
|
Слушают
комментарии учителя
|
Домашнее
задание
|
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, составить кроссворд на тему «Инструменты
археолога», ключевое слово — инструмент
|
Записывают
домашнее задание
|
Индивидуальное задание
|
Выполнить задание (на
карточках). Подчеркнуть, какие предметы, изображенные на рисунке, могут быть
найдены археологами во время раскопок, Подобрать поговорки о Родине, записать
их в тетради
|
|
Дополнительные
материалы
Схема
«Исторические памятники»
Исторические
памятники
Устные: легенды, Письменные:
Вещественные:
загадки, песни, документы, законы,
одежда, посуда
газеты
◊ Сбором
предметов старинного быта, а также записью и изучением старинных песен,
сказок, пословиц и поговорок занимаются ученые- этнографы. Этнография (в
переводе с греческого — народоописание) — часть исторической науки.
Ученые-этнографы изучают происхождение, расселение, культуру и быт народов. Во
многих городах есть этнографические музеи, где представлены предметы быта и
искусства того или иного народа.
◊ Когда-то люди
писали гусиными перьями, но со временем появились карандаши и ручки. Ими мы все
сегодня пользуемся. Но старинное название ручки — «перо» — сохранилось до наших
дней.
◊ Иногда археологи находят в земле много
монет или украшений. Такую находку называют кладом. Как правило, они хранятся в
музеях.
Тема. Жизнь и быт людей в
Киевской Руси
Цель. Дать
общее представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси.
Задачи
Образовательные: показать тяжелую жизнь
простых людей; рассказать о жизни в вотчине; способствовать пониманию
учащимися исторических событий.
Коррекционно-развивающие: развивать умения
продолжать самостоятельно работать с учебником: анализировать текст и
иллюстрации.
Воспитательные: объяснить, почему
земледельцы из поколения в поколение сохраняли глубокую любовь к земле; вызвать
чувство восхищения трудолюбием народа, беззаветного служения
Отечеству, могучей духовной силой народа.
Основные
знания
Натуральное
хозяйство — это хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни.
Основные
термины и понятия
Натуральное
хозяйство, усадьба, вотчина, смерды.
Оборудование
и материалы
Таблица-план,
видеофильм «Из истории русского костюма»
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Орг.момент
|
|
|
Повторение пройденного материала
|
— Какую тему мы
изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на
уроке?
Фронтальная беседа.
— Где жили князья
и бояре?
— Опишите их дома.
— Кто следил за
порядком в доме, на подворье?
— Расскажите о
жизни князя.
Игра: оденьте князя
или боярина
|
Вспоминают тему и
содержание предыдущего урока.
Участвуют во фронтальной
беседе
|
Актуализация знаний, объявление
новой темы
|
Вводное
слово учителя.
Сообщение
темы урока: «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»
|
Записывают
тему урока в тетрадь
|
Изучение новой темы
|
На доске
записывается план
изучения нового материала. 1. Жизнь в вотчине.
2. Свободные люди.
3. Занятия и жизнь
простых людей.
4. Домашняя
утварь.
5. Пища крестьян.
6. Одежда.
Целесообразно весь
новый материал урока изучать методом объяснительного чтения.
Обязательны комментарии учителя по ходу чтения.
Словарная работа: вотчина,
усадьба
— Как была
устроена жизнь в вотчинах?
Работа с текстом
учебника «Вотчина».
Вопросы для
беседы.
— Что находилось в
усадьбе?
— Где хранились
запасы?
— Чем занимались
ремесленники?
— Какое хозяйство
называлось натуральным?
Словарная работа: натуральное ХОЗЯЙСТВО
— Зачем на
территории вотчины
строили храм и дозорную башню?
Работа с текстом
учебника "Свободные люди».
Вопросы к беседе
1.
Чем
занимались крестьяне?
2.
Что носили крестьяне? Словарная работа: венец.
3.
Кого называли смердами? Словарная работа: смерды
Рассказ учителя по
третьему, четвертому, пятому и шестому пункту плана
Возможен
просмотр фрагментов видеофильма «Из истории костюма», а также чтение
рассказа для дополнительного чтения «Русская красавица».
Кратко проговорив
изученный материал, учитель делает вывод по теме
|
План переписывают в тетрадь
Один ученик
читает вслух, остальные следят.
Один ученик
читает указанный учителем абзац, остальные следят. По ходу чтения участвуют в
беседе.
Учащиеся рассматривают
иллюстрации в учебнике.
Один ученик
читает указанный учителем абзац, остальные следят,
Участвуют в беседе
Находят
объяснение слов в учебнике
Слушают
учителя.
По каждому пункту плана ученики записывают в тетрадь опорные слова. Например, домашняя утварь: стол, скамья, бочки и др. Слушают вывод
|
Первичное закрепление нового
материала
|
Фронтальная
работа.
— Кто относился к простым людям?
— Что такое
натуральное хозяйство?
— Какая домашняя
утварь использовалась в хозяйстве?
— Что было
характерным в одежде людей в Киевской Руси?
|
Участвуют во фронтальной
работе.
Дают ответ
|
Подведение итогов
|
Комментирует,
объявляет оценки за работу
|
Слушают комментарии учителя
|
Домашнее задание
|
Сообщение домашнего задания.
|
Записывают домашнее задание
|
Источники:
1. Учебник: «История России», 7 класс, автор: Пузанов Б. П., Бородина
О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 7 класса спец.
(коррекц.) образов. учреждений VIII вида - М,: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2011.
2. Кадневский В.М.
История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.:
Учеб.-метод. пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001
3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории
в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.,Владос, 2003 г.
4. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида. М., Классикс Стиль, 2003г.- 176 с
5. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С.,
Редькина Н.М. История России. 7 кл., М., Просвещ.,2004 г.
6. Троицкая Т.Н.,
Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. - Новосибирск: Студия Дизайн
ИНФОЛИО, 1996
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.