Главная / История / Урок истории России в 7 классе по теме: "Исторические памятники"

Урок истории России в 7 классе по теме: "Исторические памятники"

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Урок истории России в 7 классе

Учитель Севостьянова А.Ю.


Тема. Исторические памятники

Цель. Дать обучающимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Задачи

Образовательные: разъяснить понятие «исторические памятники»: дать представление о видах, познакомить с методами исторического исследования.

Коррекционно развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию; продолжить знакомство обучающихся с учебником: правила пользования учебником, нахождение иллюстраций, формировать навыки работы с тетрадью по истории; развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные: прививать интерес к изучению отечественной истории, воспитывать аккуратность.

Материалы и оборудование

Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок.

Основные знания

Исторические источники: устные, письменные, вещественные.

Основные термины и понятия

Исторические памятники, археологи.

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент



Повторение

пройденного

материала

Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Что такое история? —Зачем нужно знать исто рию?

Кто изучает историю? —Как ученые изучают исто рию человечества?

Учитель обращает внимание на развитие умений обучающихся давать полные ответы

Вспоминают тему и со­держание предыдущего урока. Дают полный ответ. Дают ответ.

Дают полный ответ. Дают ответ

Актуализация знаний, объяв­ление новой темы

Вводное слово учителя.

Вы появились на свет ... лет назад. Вспомните и назовите важные события, которые произошли за это время в вашей семье, в стране, в мире. Ваши родители приблизительно на 20 лет старше вас. Они могут вам рассказать о событиях, свидетелями

Индивидуально обучающиеся приводят свои примеры.



которых были они. У вас есть еще дедушки и бабушки. Из рассказов старших вы узнаете, что про­изошло в годы их жизни. Так передается и сохраняется память поколений.

В старину глаза называли очами, поэтому человека, ко­торый наблюдал события своими глазами, называли очевидцем.

Однако очевидцы по-разному выражают свое отношение к происходившему. Именно поэтому оценки одних и тех же фактов в разных семьях будут различными. А как узнать о событиях очень далеких времен и оценить их значение для судеб народа и страны? Об этом мы узнаем на уроке.

Сообщение темы: «Исто­рические памятники»



















Записывают тему в тетрадь

Изучение

нового

материала

Рассказ учителя.

Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Прошлое ученые восстанавли­вают по историческим памят­никам и делят их на группы. 1. От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далеких от нас временах. Это устные па­мятники знаний о прошлом.

Учитель на доске пишет: Исторические памятники:

Устные: легенды ,предания, загадки, пословицы, песни.

Вспомните легенды, загадки, пословицы, песни.

Работа с текстом «Устные памятники».

Продолжение работы с текстом учебника.

Учитель продолжает за­полнять схему на доске.

Письменные: документы, законы, газеты.

Учитель дополняет, конк­ретизирует.













Записывают в тетрадь.



Называют с помощью учителя.


Находят главные мысли, зачитывают вслух.

Ученики находят в тексте указанный абзац. Один ученик читает вслух, остальные следят.


Словарная работа: архив.

Работа с текстом.

Вопрос. На чём и чем писали древние люди?

Немало осталось нам в на­следство вещественных ис­точников: остатки поселений, захоронений, угли костров, осколки посуды, украшения. Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам), называется археологией.

Словарная работа: археология.

Их находят при раскопках ученые-археологи. Старинную мебель, посуду, орудия труда изучают этнографы. О давних временах рассказывают старые здания, улицы, города.

Записывают в тетрадь.

Находят объяснение слова в учебнике.

Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят.

Дают развернутый ответ, пользуясь текстом учебника.

Записывают в тетрадь.

Находят объяснение слова в учебнике.


Словарная работа: археологи, этнографы.

Записывают в тетрадь.


Учитель продолжает за­полнять таблицу.

Вещественные: остатки поселений,захоронений,ос­колки посуды, одежда.

Задание. Выписать из текста вещественные памятники.

Учитель контролирует са­мостоятельное выполнение заданий.







Задание выполняют в тетради самостоятельно, письменно.

Слушают учителя.


Продолжение рассказа учителя.

Рассказ учителя о работе археологов во время раскопок.

Практическая работа. Рас­копка кувшина из земли.

Работа с текстом «Как ра­ботают археологи».

Задание. Найдите в тексте учебника, какими инстру­ментами пользовались архе­ологи.

Контролирует выполнение задания.

Проговорив изученный материал, учитель подводит учащихся к выводу

Слушают учителя.



Ученики участвуют и наблюдают за действиями учителя.

Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят по тексту учебника.

Ученики самостоятельно (если позволяет состав класса) находят в тексте названия инструментов, записывают в тетрадь.

Если состав класса слабый, то идет коллек­тивная работа под руко­водством учителя. По окончании работы ученики читают записанные названия инструментов.

Слушают учителя

Первичное за­крепление но­вого материала

Фронтальная беседа по вопросам,

-Что мы называем историческими памятниками?

- Какие исторические па­мятники нам известны?

- Что относится к устным...?

- К письменным...?

- К вещественным...?

- Что такое археология?

- Кто имеет право вести раскопки?

- Почему закон запрещает вести самостоятельные раскопки?

Участвуют во фронтальной

беседе.


Дают ответ.

Выполняют задание.

Дают полный ответ. Дают

ответ.




Участвуют в обсуждении вопроса

Подведение итогов

Комментирует, объявляет оценки за работу

Слушают комментарии учителя

Домашнее за­дание

Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, составить кроссворд на тему «Инструменты археолога», ключевое слово — инструмент

Записывают домашнее задание

Индивидуаль­ное задание

Выполнить задание (на карточках). Подчеркнуть, какие предметы, изображенные на ри­сунке, могут быть найдены археологами во время раскопок, Подобрать поговорки о Родине, записать их в тетради


Дополнительные материалы

Схема «Исторические памятники»

Исторические памятники

hello_html_d42625b.png

Устные: легенды, Письменные: Вещественные:

загадки, песни, документы, законы, одежда, посуда

газеты

Сбором предметов старинного быта, а также записью и изучением старинных песен, сказок, пословиц и поговорок занимаются ученые- этнографы. Этнография (в переводе с греческого — народоописание) — часть исторической науки. Ученые-этнографы изучают происхождение, расселение, культуру и быт народов. Во многих городах есть этнографические музеи, где представлены предметы быта и искусства того или иного народа.

Когда-то люди писали гусиными перьями, но со временем появились карандаши и ручки. Ими мы все сегодня пользуемся. Но старинное название ручки — «перо» — сохранилось до наших дней.

Иногда археологи находят в земле много монет или украшений. Такую находку называют кладом. Как правило, они хранятся в музеях.

Тема. Жизнь и быт людей в Киевской Руси

Цель. Дать общее представление о жизни людей, их быте и тра­дициях в Киевской Руси.

Задачи

Образовательные: показать тяжелую жизнь простых лю­дей; рассказать о жизни в вотчине; способствовать понима­нию учащимися исторических событий.

Коррекционно-развивающие: развивать умения продол­жать самостоятельно работать с учебником: анализировать текст и иллюстрации.

Воспитательные: объяснить, почему земледельцы из поколения в поколение сохраняли глубокую любовь к зем­ле; вызвать чувство восхищения трудолюбием народа, без­заветного служения Отечеству, могучей духовной силой на­рода.

Основные знания

Натуральное хозяйство — это хозяйство, в котором произ­водится все необходимое для жизни.

Основные термины и понятия

Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды.

Оборудование и материалы

Таблица-план, видеофильм «Из истории русского костюма»

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока



Этапы


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


Орг.момент



Повторение пройденного материала

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?


Фронтальная беседа.

Где жили князья и бояре?

Опишите их дома.

Кто следил за порядком в доме, на подворье?

Расскажите о жизни князя.

Игра: оденьте князя или боярина

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.


Участвуют во фронтальной беседе

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя.

Сообщение темы урока: «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение новой темы

На доске записывается план изучения нового материала. 1. Жизнь в вотчине.

2. Свободные люди.

3. Занятия и жизнь простых людей.

4. Домашняя утварь.

5. Пища крестьян.

6. Одежда.

Целесообразно весь новый материал урока изучать методом объяснительного чтения. Обязательны комментарии учителя по ходу чтения.

Словарная работа: вотчина, усадьба

Как была устроена жизнь в вотчинах?

Работа с текстом учебника «Вотчина».

Вопросы для беседы.

Что находилось в усадьбе?

Где хранились запасы?

Чем занимались ремесленники?

Какое хозяйство называлось натуральным?

Словарная работа: натуральное ХОЗЯЙСТВО

Зачем на территории вотчины строили храм и дозорную башню?

Работа с текстом учебника "Свободные люди».

Вопросы к беседе

  1. Чем занимались крестьяне?

  2. Что носили крестьяне? Словарная работа: венец.

  3. Кого называли смердами? Словарная работа: смерды

Рассказ учителя по третьему, четвертому, пятому и шестому пункту плана

Возможен просмотр фрагментов видеофильма «Из истории костюма», а также чтение рассказа для дополнительного чтения «Русская красавица».

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме

План переписывают в тетрадь


Один ученик читает вслух, остальные следят.



Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. По ходу чтения участвуют в беседе.





Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят,


Участвуют в беседе







Находят объяснение слов в учебнике




Слушают учителя.

По каждому пункту плана ученики записывают в тетрадь опорные слова. Например, домашняя утварь: стол, скамья, бочки и др. Слушают вывод

Первичное закрепление нового материала

Фронтальная работа.

Кто относился к простым людям?

Что такое натуральное хозяйство?

Какая домашняя утварь использовалась в хозяйстве?

Что было характерным в одежде людей в Киевской Руси?

Участвуют во фронтальной работе.

Дают ответ

Подведение итогов

Комментирует, объявляет оценки за работу

Слушают комментарии учителя

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Записывают домашнее задание


Источники:

1. Учебник: «История России», 7 класс, автор: Пузанов Б. П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 7 класса спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида - М,: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

2. Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб.-метод. пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001

3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.,Владос, 2003 г.

4. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003г.- 176 с

5. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России. 7 кл., М., Просвещ.,2004 г.

6. Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996



Урок истории России в 7 классе по теме: "Исторические памятники"
  • История
Описание:

Цель. Дать обучающимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Задачи

Образовательные: разъяснить понятие «исторические памятники»: дать представление о видах, познакомить с методами исторического исследования.

Коррекционно развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию; продолжить знакомство обучающихся с учебником: правила пользования учебником, нахождение иллюстраций, формировать навыки работы с тетрадью по истории; развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные:прививать интерес к изучению отечественной истории, воспитывать аккуратность.

Материалы и оборудование

Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок.

Основные знания

Исторические источники: устные, письменные, вещественные.

Основные термины и понятия

Исторические памятники, археологи.

Тип урока

Комбинированный.

Автор Севостьянова Алина Юрьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 810
Номер материала 52597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓